20 июня состоялась встреча министра образования России Владимира Филиппова с педагогами Архангельской области. Зал, рассчитанный на 400 мест, был переполнен.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM - Архангельские Новости, министр начал свою речь с объяснения причины своего приезда в регион: Архангельская область не просто на хорошем счету, заявил министр, "а больше". По словам В.Филиппова несомненное достижение администрации области в том, что работа поставлена системно, ведется совместно с Собранием депутатов. В настоящее время утверждены 9 программ в области образования и все они финансируются. По словам В.Филиппова далеко не во всех регионах власти уделяют такое внимание проблемам образования - в восьми российских регионах власти не могут найти деньги на одобренную Президентом страны Программу "Школьный автобус", "Спортивное оборудование".

Вторым достижением Архангельской области министр отметил большое количество детей-сирот, направляемых на воспитание в семьи, а не в интернаты. Ежегодно из 1300 детей в области направляется на воспитание в семьи две трети.

Далее министр выделил основные направления модернизации образования. В дошкольном образовании следует оставить образование бесплатным, но взымать дифференцированную оплату с родителей за содержание ребенка в детском саду, в зависимости от уровня доходов родителей. Решать этот вопрос законодательно должны сами регионы и не ждать решения Госдумы. Поступление в первый класс должно строиться по принципу территориальной близости. В Москве, подчеркнул В.Филиппов, сейчас повсеместно происходят поборы при зачислении в первые классы. Необходимо закрепить определенные районы за школами и дать право школам на дополнительный добор учеников в течение учебного года.

В средних и старших классах будет больше уделяться внимания здоровью детей и изучению иностранных языков, экономики и права. Будет введен третий час уроков физкультуры в неделю.

В выпускных классах будут создаваться две программы - базисная и углубленная и изучаться 6 профилирующих блоков предметов вместо существующих 10-15 отдельных предметов. Эти профили будут выбираться учеником в зависимости от его дальнейших планов.

Реформа коснется также и профобразования. В настоящее время учебные планы более 1500 ПТУ утверждаются в Москве, из центра осуществляется и их финансирование. Предлагается разрешить регионам планировать программы ПТУ на местах, и перераспределить финансирование - 22 миллиарда рублей перейдет в региональные бюджеты на эти цели. Станет возможным перепрофилирование ПТУ и выпуск специалистов, востребованных рынком. По словам министра через 5-7 лет в России будут большие проблемы с переизбытком специалистов. В 2002 году в стране был 1 млн. 250 тыс. абитуриентов и 1 млн. 350 тыс. выпускников школ.

Министр выделил большое значение единого госэкзамена - ЕГЭ, который дает возможность отбирать в высшую школу по знаниям, а не по кошельку.

В.Филиппов заявил, что в ближайшем будущем осуществится переход финансирования образования на региональные бюджеты и 360 млрд. рублей должны перейти из местных бюджетов в бюджеты субъектов федерации. Это позволит снять проблему с выплатами зарплат учителям. В 10 регионах России долги по зарплатам учителям остаются серьезной проблемой.

Управление образованием должно быть государственно-общественным. Владимир Филиппов призвал создавать попечительские советы при школах. По его словам, они не создаются во многом по причине нежелания директоров школ допускать новых контролеров за денежными средствами.

Министр жестко критиковал СМИ, распространяющие "ложь" о снижении государственных расходов на образование. Число бюджетных мест увеличено в вузах на 18 % (В.Филиппов не уточнил объект сравнения)