Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским экспертом Тогрулом Софиевым.

ИА REGNUM: Господин Софиев, как вы можете прокомментировать состоявшиеся на днях визиты президента Армении Сержа Саргсяна в Россию и главы МИД Турции Ахмеда Давутоглу в Азербайджан?

После произошедшей на прошлой неделе благодаря недюжинной спонсорской и организационной поддержке Белого дома встречи в Вашингтоне между премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Армении Сержем Саргсяном, а также главами МИД этих стран Ахмедом Давутоглу и Эдвардом Налбандяном можно было легко предсказать: стороны не преминут в ближайшие дни обменяться полученной информацией и сверить часы со своими стратегическими партнерами. Так оно и произошло: 19 апреля Давутоглу отправился на встречу с руководителем Азербайджана Ильхамом Алиевым, а 20 апреля Саргсян - на рандеву с президентом России Дмитрием Медведевым, после, заметим, предварительного вояжа в Париж и переговоров с Николя Саркози. Почему в Париж и Москву отправилась первая фигура Армении, а в Баку - лишь руководитель турецкого МИД, нетрудно объяснить весом на международной арене стран-адресатов этих политических командировок.

Стоит принять во внимание и факт прибытия 20 апреля в Азербайджан американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Роберта Брадтке, а также прежнего и нового российских сопредседателей Юрия Мерзлякова и Игоря Попова. Трудно не заметить продемонстрированное в Баку Мерзляковым сожаление о том, что он покидает свой пост в преддверии "очень серьезных обсуждений" на азербайджано-армянских переговорах. И не услышать слова Брадтке о том, что нужно вернуть инициативу на важнейшем этапе переговоров, упущенную 2 месяца назад. И забыть, что в Баку привезен текст армянских замечаний и дополнений по обновленным мадридским принципам.

Дополняет картину намерение сначала Анкары, а вслед за ней и Тегерана посредничать в урегулировании азербайджано-армянского конфликта. И в качестве завершающего штриха отметим череду заявлений высших еврофункционеров о намерении теснее интегрировать Азербайджан, Армению и Грузию в Евросоюз, активнее содействовать устранению региональных конфликтов. Словом, всё говорит о том, что давление на политико-тектонические плиты Кавказа усилилось и в ближайшем будущем мы будем иметь дело с последствиями смещений. То есть с одним, а скорее двумя "землетрясениями". Именно так можно будет расценить возможную поддержку не только официальным Баку, но и Ереваном обновленных мадридских принципов (хотя бы в целом), вывод армянских войск из первых пяти оккупированных азербайджанских районов, и близкие по времени к этому событию ратификация парламентами Турции и Армении цюрихских протоколов с последующим открытием границы между этими странами.

ИА REGNUM: Где будет эпицентр этих "землетрясений" и какой силы толчки будут ощущаться в Анкаре, Ереване и Баку?

Давайте по порядку. Естественно, до ратификации указанных протоколов и открытия границы с Арменией руководство Турции должно добиться нейтрального отношения к этому шагу Азербайджана и договориться с оппозицией внутри своей страны, что трудно, но в принципе, достижимо. Правительству же Армении придется сопровождать непопулярные решения приведением правоохранительных сил в состояние боеготовности, временным запретом уличных акций, а то и введением ЧП и комендантского часа в Ереване. То есть и Саргсяну и Ко будет нелегко, тем более, что они столкнутся с жесткой реакцией армянской диаспоры.

На первый взгляд, высшему эшелону власти в Азербайджане обосновать тяжелые компромиссы в карабахском урегулировании будет куда легче. Ведь поскольку многолетними стараниями власти азербайджанская оппозиция находится в предкоматозном состоянии, телевидение и радио под полным контролем, независимая и оппозиционная пресса вынуждена дабы выжить заниматься самоцензурой, а та часть населения, которая не уехала на заработки в другие страны, думает лишь о том, как заработать на пропитание и, как следствие политически достаточно апатична.

Но это, повторяю, на первый взгляд. На самом же деле в Азербайджане сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, а также десятки тысяч других жителей, потерявших в карабахской войне родных и близких. Отягощающим фактором является и закрытие властями в последние годы нескольких шиитских и суннитских и одной салафитской мечетей, что усилило напряжение в море верующих, которое в любой момент может породить большие волны, вплоть до цунами. То есть на смену ослабленной, недееспособной легальной оппозиции может, не дай Бог, прийти вооруженная нелегальная, которая, соответственно, будет с властями говорить на языке не митингов и пикетов, а терактов.

Кстати, о языке. Не будем забывать, что на юго-западе Азербайджана живут сотни тысяч талышей, а на севере - лезгин, аварцев и других народностей. С одной стороны, они тесно интегрированы в общество, их представителей немало в политической, военной, культурной и бизнес-элите. Но с другой, в стране права человека попираются едва не на каждом шагу, и если обиженный - не азербайджанец, то при соответствующей идеологической обработке, он такие факты будет воспринимать как свидетельство "национального гнета" со всеми вытекающими для общества последствиями. Учитывая к тому же соседство Азербайджана с возглавляемым клерикалами Ираном, через который проходят караванные дороги торговцев оружием; Турцией, ведущей многолетнюю войну с курдскими террористами; и напичканным боевиками-ваххабитами Дагестаном, легко прогнозировать, что теракты будут происходить не только в Баку, но и очень далеко за его пределами. Словом, серьезные уступки Армении в карабахском вопросе - это бомба, которая может взорвать не только Азербайджан, треть трудоспособного населения которого находится в России, Украине, Турции, Казахстане и других странах. Заметьте, я не говорю о вероятности возобновления военных действий между Азербайджаном и Арменией, поскольку как раз-таки она достаточно мала.

Ну и было бы необъективным не отметить, что отложенная по времени волна террора может пойти и из Армении (в случае тяжелых уступок с ее стороны), где имеются связанные с ним богатейшие традиции, отягощенные столетней обидой на всё тюркское.

ИА REGNUM: Из ваших слов получается, что любые серьезные подвижки в урегулировании азербайджано-армянского приведут к перманентным терактам на Южном Кавказе и за его пределами...

Давайте не сравнивать гору и мышь. Теракты, проводившиеся армянскими "федаинами" в течение десятилетий, которые всё же можно оценивать как отдельные вспышки насилия с партизанской войной в Азербайджане, на всём Кавказе, отягощенные взрывами в мировых столицах и курортах. Ведь инструкторами боевиков будут уже международные террористы, у которых в арсенале есть все виды оружия, кроме, как хочется на это надеяться, "грязной" ядерной бомбы.

В Армении подвижки в урегулировании при соответствующей разъяснительной работе аукнутся куда тише. Я уже не говорю о Нагорном Карабахе. Напомню, что в 1923 году в НК проводился референдум, в ходе которого подавляющее большинство живущих там армян и азербайджанцев проголосовали за то, чтобы остаться в составе Азербайджана. Этот край был и будет, нравится это кому-то или нет, экономически куда больше привязан к Баку, чем к Еревану. А учитывая как гарантии безопасности населения НК со стороны азербайджанского правительства, так и международных сил, а также потенциальные миллиардные инвестиции в его экономику, можно сказать, что если Ереван откажется от своих ничем не обоснованных притязаний на наши земли, первыми от этого, притом очень существенно, выиграют сами карабахцы. Да, какое-то время армяне и азербайджанцы НК будут как бы притираться друг к другу, но история уже показывала, что этот процесс достаточно краткотечен.

ИА REGNUM: В турецких СМИ можно встретить иную мотивацию приезда в Баку главы МИД Турции. Он, де, должен был уговорить руководство Азербайджана не препятствовать нормализации турецко-армянских отношений и открытию границы...

Более того. Я где-то даже читал, что Давутоглу взамен на инертность на возможное открытие Турцией границы с Арменией предлагал азербайджанскому руководству помощь в восстановлении былых партнерских отношений с Америкой и даже организацию в Вашингтоне четырехсторонней встречи глав США, Турции, Азербайджана и Армении. Причем в ходе этой встречи будет, якобы, достигнут благоприятный для Баку прорыв в карабахском вопросе. Армению убедят согласиться на вывод её войск с первых пяти из семи оккупированных ею районов Азербайджана.

Не думаю, что глава внешнеполитического ведомства прямо делал такое предложение азербайджанскому руководству. Тем более, что Армения оккупировала районы Азербайджана с помощью не США, а другого государства, о чем знают, пожалуй, все. Однако, с другой стороны, открытие Турцией границы с Арменией установит новые, во-многом, более благоприятные для Азербайджана реалии на Южном Кавказе. В конце концов, если развитие событий пойдет по неблагоприятному сценарию, Баку и Анкара всегда могут отыграть мяч назад. Но такой расклад, скорее из области фантастики. На самом деле с открытием границы на работу в Турцию подастся значительная часть оставшегося сегодня населения Армении, турецкий капитал укрепится в Ереване, создаст новые рабочие места. А Черноруссия, как ереванские кавээнщики как-то назвали Армению, пожалуй, уже получившая от РФ всё, о чем могла мечтать, приобщится через Турцию к западным ценностям и избавится, наконец, от мифологем столетней давности, которые принесли армянскому народу и его соседям столько бед. Я уже не говорю о том, что от разблокирования турецко-армянской границы выиграют и Россия с Азербайджаном. О выигрыше Баку мы уже говорили, а РФ, наконец, получит прямой, надежный, можно сказать, постоянный выход на Турцию и Ближний Восток. Трудно подсчитать сколь большие экономические и политические дивиденды это ей принесет. Я еще не говорю о внедрении турецкого и азербайджанского капитала на Северный Кавказ, создание там десятков тысяч рабочих мест, а значит, и укрепление стабильности. Кто работает и имеет экономическое достоинство, тот не воюет. А цена вопроса, по российским меркам, крошечная - не препятствовать Азербайджану восстановить мирным путем суверенитет на всей его территории. А Армению всё равно не удержать...