Латвийская газета Neatkarīgā rīta avīze публикует интервью с мэром Вентспилса и латвийским олигархом Айваром Лембергсом. Приводим его текст полностью:

Тот факт, что во многих опросах вы находитесь в первых строках списка самых популярных политиков Латвии заставит Вас наконец принять решение - баллотироваться или нет на предстоящих выборах в Сейм?

Для начала о самом факте: учитывая, что антилемберговская компания продолжается с 1996 года и что с 2006 года к этой компании добавлен еще и такой элемент, как обвинение, эта очень позитивная оценка народа накладывает огромную ответственность. С другой стороны, это указывает на народную мудрость, а так же на то, что люди хотят прогресса. Люди хотят видеть непрерывные, понятные, долгосрочные действия. В Латвии есть политики, особенно в самоуправлениях, которые умеют продемонстрировать результативную работу и есть политики, даже политическая элита, которые неспособны ни на что, за исключением построения своей политической карьеры на создании различных антикомпаний, критике и уничижении. Вот и сейчас, самые большие гонения, нападки направлены против тех, кто что-то сделал.

Положительная оценка общества меня убедила -- тебя выбрали, ты отвечаешь за Вентспилс и держи высоко эту планку. Я скажу и то, что это означает непрерывное повышение этой планки. Положительная оценка так же означает, что народ говорит: Лемберг, покажи, что ты можешь на государственном уровне. Но у этого есть определенные условия, а именно мандат большинства. В Вентспилсе у меня такой мандат большинства уже двадцать лет.

Но поддержку большинства сложнее всего получить в начале. Если через четыре года общество видит прогресс и сохраняет свое доверие, то можно продолжать. Мой пример показывает, что даже при активной антилемберговской компании, в которую были вовлечены самые высокие должностные лица - Вайра Вике-Фрейберга, все премьеры, генпрокурор, председатель Верховного суда Гулянс и председатель Конституционного суда Эндзиньш, БПБК... возможно сохранить положительную оценку общества. Но большинство в парламенте, чтобы оправдать это доверие, необходимое условие.

...и Вы его не сможете получить?

Сложно сказать.

То есть вы не хотите отвечать, будете Вы баллотироваться на выборах или нет?

Все зависит от избирателей. Я могу только согласиться с господином Затлерсом, которого соросистские СМИ шпыняют за отношение ко мне - все зависит от избирателей. Если Союз зеленых и крестьян (СЗК) сможет получить большинство, желательно абсолютное, а если нет, то как минимум двухпартийную коалицию, которая даст возможность проработать не менее четырех лет: тогда есть смысл говорить "да". Прозябать в политических играх, работать среди четырех-пяти партий, которые ведут себя как юноши пубертатного возраста, это удовольствие не для меня.

Большинство СЗК маловероятно, так как самые высокие рейтинги у Центра согласия (ЦС) и "Единства".

Но в отличие от лидеров "Единства" и ЦС я могу продемонстрировать долгосрочные результаты работы в политике, только я могу показать, что жители Вентспилса под моим непосредственным руководством радикально изменили город в лучшую сторону. Это вам скажет любой. Если большинство получит ЦС - значит, избиратели верят обещаниям, они хотят что-то новое, тех, кто еще не был у власти. С "Единством" же- если избирателей устраивает, что мы занимаем в мире первое место по показателям экономического падения, то никто не мешает их поддержать.

То есть только "Единство" виновато в экономическом падении и кризисе?

В данной ситуации более или менее виноваты все премьеры, которые руководили страной после восстановления независимости. Последние двадцать лет у нас была более или менее неудачная внешняя и внутренняя политика. И это не вина какого-то конкретного премьера или года, нет. Ответственность премьера очень четкая, сродни ответственности первого пилота в самолетах. Недавно в авиакатастрофе погиб президент Польши и многие считают, что виной тому - ошибка пилота. Можно даже уверять, что другой экипаж не допустил бы подобной ошибки. Можно. Если бы пилот принял решение не садиться в Смоленске или все же сумел посадить машину, то несчастья бы не случилось. Но произошла фатальная ошибка. Так и со страной - решения премьера могут привести к фатальным ошибкам. И в последнее время мы стали свидетелями таких фатальных ошибок. Например, Ивар Годманис, он все же был негодным премьером, это, без сомнения работоспособный, ответственный, въедливый человек, он был бы блестящим физиком или исследователем. Но как руководитель правительства он был генератором кризисов. И нынешний [премьер] тоже - полное мимо.