Латвийская газета Neatkarīgā rīta avīze публикует статью Эдгара Гертнерса о ситуации вокруг генерального прокурора Латвии Яниса Майзитиса. Приводим ее текст полностью: "Многие бывшие политики, президенты и организации готовы подписать петицию с требованием повторного выдвижения и утверждения нынешнего генерального прокурора Яниса Майзитиса на должность. В свою очередь эксперты считают, что Майзитис, как гарант государственной правомерности, должен сам прекратить создаваемый его политическими сторонниками фарс.

Призыв подписали бывшие президенты страны Гунтис Ульманис и Вайра Вике-Фрейберга, основательница общества Мейеровица за прогрессивные перемены Сармите Элерте, общество "Delna" и др. Авторы петиции указывают, что "без аргументации и дебатов, игнорируя рекомендации председателя Верховного суда, депутаты Сейма своим голосованием провоцируют атмосферу правового нигилизма в стране". Тех, кто голосовал против Майзитиса, обвиняют в подрыве парламентской демократии и подчеркивают, что таким нет места в будущем Сейме. Указывая, что голосование по кандидатуре генпрокурора проходило без оценки, авторы петиции забывают, что Майзитис лично общался со многими фракциями. Их руководители считают, что именно эти беседы в большей степени повлияли на выбор депутатов.

Политолог Илга Крейтусе в интервью Латвийскому радио высказала свое возмущение политическим давлением бывших политиков и партий. "Такого рода выступления и давление на мой взгляд, некорректно и нетактично в подобной ситуации", - говорит Крейтусе. Эксперт напомнила, что оба экс-президента, подписавшиеся под призывом провести повторное голосование по кандидатуре Майзитиса, были выбраны Сеймом. Если бы тогда президента выбирал народ, они, скорее всего бы, избраны не были бы.

"Мы забыли о том, что Сейм - высшее учреждение, которое принимает решение, кто будет занимать, а кто не будет занимать какую-либо должность. Сейм, а не председатель Верховного суда, или какая-то газета, или политическая сила", -- считает политолог.

Недоумение вызывает и способ, каким защитники Майзитиса пытаются получить голоса. Neatkarīgā тоже попыталась подписать петицию, и с огромным удивлением обнаружила, что если у тебя нет как минимум двух долларов, то сделать ты этого не можешь. То есть, когда Neatkarīgā попыталась "подписать" петицию на экране монитора высветилось ультимативное предложение заплатить как минимум два доллара. Только после внимательного изучения правил пользования домашней страницей www.ipetitions.com, становится понятно, что сайт содержится на пожертвования, однако плата за право поставить свою подпись под той или иной петицией вовсе не обязательна.

Чтобы ускорить повторное выдвижение кандидатуры Майзитиса, объединение политических партий "Единство" подало изменения к регламенту Сейма, предусматривающие, что дальнейшее голосование по кандидатуре генерального прокурора должно будет проходить в открытую. "Переизбрание Майзитиса было проверкой государственной правомерности и порядочности политических партий", - говорит председатель правления партии "Новое время" Солвита Аболтиня. Председатель ЗаПЧЕЛ Яков Плинер так же считает, что голосование должно быть открытым. "Нет ни малейших сомнений, что Майзитис берет взятки! Пусть его изберут на третий срок, тогда генпрокурор наконец-то сможет выполнять свои обязанности без политического давления", - считает Плинер.

В свою очередь политолог Филипп Раевскис танцы вокруг Майзитиса в последнюю неделю оценивает как политическую спекуляцию, в основе которой лежат интересы отдельных группировок, а не демократии.

"Вся эта активность указывает на то, что Майзитиса поддерживает некая политическая группа, которой выгодно, чтобы он в ближайшие пять лет занимал кресло генпрокурора. А судорожные действия говорят о том, что должность Майзитис должен занять еще до выборов", -- говорит политолог. Эксперт удивляется некомпетентности политиков, которые открыто признают, что демократия эта система, в которой законы принимаются в соответствии с интересами конкретного человека. И Майзитис далеко не первый тому пример. Государство, например, приняло специальный закон, чтобы Валерий Каргин и Виктор Красовицкий не могли получать проценты от Parex banka. В свое время специально была ограничена возможность Юриса Боярса, а позже и Яниса Адамсонса баллотироваться на выборах. "Если Майзитис действительно гарант латвийской правомерности, то он первым должен выступить против абсурдной ситуации, когда законы пишутся под одного человека", -- считает политолог".