"Федерализация Украины однозначно выгодна Приднестровью": обзор СМИ Приднестровья

Кишинёв, 20 апреля 2010, 22:54 — REGNUM  

Итоги местных выборов: "Странно: для избрания депутатов достаточно четверти электората, для установки памятника генералу, который в 1992 году остановил кровопролитие на Днестре, нужна половина жителей". "Конституция Пилипа Орлика": "Установка памятника "Конституции Орлика" - пробный камень для приднестровцев перед сооружением памятника Мазепе". Приднестровское урегулирование: "Гимпу мечтает о формате "1 (Молдавия) + 2 (США и ЕС - посредники) + 3 (ОБСЕ, Россия, Украина - наблюдатели)". Приднестровье - Украина: "Предпосылок для федерализации Украины достаточно". "Дело Варданяна": Арест Варданяна мог стать "политическим ответом" спецслужб на дело МВД об экстремистах из "Христианской партии".

Итоги местных выборов: "Странно: для избрания депутатов достаточно четверти электората, для установки памятника генералу, который в 1992 году остановил кровопролитие на Днестре, нужна половина жителей"

Отшумели, отгремели, отпустозвонили очередные выборы в местные органы власти, пишет "Человек и его права". Растворились в воздухе обещания, клятвы, обвинения депутатов в адрес друг друга, соответствующие и не соответствующие действительности. Весенний ветер и дворники в оранжевых жилетах сметают в кучи мусора содранные с плакатов носы, глаза, губы недавних кандидатов и ставших депутатами, и пролетевших мимо, как фанера над Парижем. В одной куче мусора мирно сосуществуют их портреты и высокие слова о чести, совести, счастье, достоинстве. Хоть у каждого из них свое понимание этих слов. Многие годы гнить им в одном слое зловонной свалки, пока не превратятся в ничто. А депутаты уже успешно забыли их на долгие пять лет. Один раз в два-три месяца они будут рассаживаться в уютные кресла для того, чтобы, с государственным видом, послушным поднятием руки принимать уже давно принятые кем-то решения.

Тем из депутатов-новобранцев, которые все еще полны решимости бороться за светлое будущее своих избирателей, очень скоро предстоит испытать шок от своей беспомощности, продолжает "Человек и его права". Они увидят, что не в их руках два главных инструмента управления городом: деньги и кадры. А теперь не в их руках и имущество города. Притом, что единственными законным представителем собственника-народа является городской совет. Но право управления собственностью, в соответствии с законом, делегировано органам исполнительной власти. А местный совет принимает в этом, скорее, символическое участие. К тому же основные объекты городской собственности распроданы за копейки госадминистрацией при двух предшествующих созывах. Основные кадры - главы госадминистраций в руках президента, кадры помельче в руках его наместников (согласно действующей конституции ПМР, главы районных администраций, как и мэры, назначаются президентом республики - прим. ИА REGNUM Новости). Представители исполнительной власти крайне болезненно реагируют на критику своих подчиненных, не говоря уже о более решительном вмешательстве в кадровую работу. Деньги тоже в руках госадминистраций. По закону бюджет утверждается городским советом. Но это по закону. А на практике, чтобы разобраться в этом объемном и сложном документе, нужно, как минимум, быть финансистом на уровне начальника городского финансового управления и столько же заниматься бюджетом по времени. Поскольку это невозможно, обсуждение и принятие бюджета превратилось в пустую формальность. Вот и получается, что в соответствии с законом, местные советы в нашей республике играют роль, своего рода, бабушки в большом семействе: уважать надо, а слушать не обязательно.

Чем запомнятся последние два созыва Тираспольского городского совета? Так и уйдут они в историю "не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда". От чего защитили они нас, от кого? И ведь вот что интересно, в Тирасполе самый большой процент прохождения в Совет депутатов старого созыва. Из 49 депутатов 33 уже отсидели, минимум, по одному сроку. Вовсе не потому, что тираспольчане поддерживают безликую политику своей представительной власти. Вернее сказать, отсутствие всякой политики. Просто им не оставили права выбора. Следует сказать, что и власть наша не относится серьезно к псевдовыборам в местные советы. Крайне небрежно комиссии относятся к составлению списков избирателей. Чего проще-то, зайти к начальнику ЖЭКа и уточнить списки. Но кому это надо, и вообще, кому нужны эти выборы без выбора? И наоборот, как никогда ранее, было много избирателей, не внесенных в списки. Согласно одной из версий, окружные комиссии намеренно пропускали целые дома. Чтобы пришедших на выборы регистрировать в дополнительные списки и тем самым повысить процент явки. Было опасение того, что выборы могут не состояться, заключает издание.

Если просмотреть списки новоиспеченных депутатов, нетрудно заметить, как много среди них директоров (или заместителей директоров) различных коммерческих предприятий, фирм, ООО, ЧП и так далее, пишут "Профсоюзные вести". Бизнес все плотнее сливается с властью. Это и понятно: власть - это способ укрепить и развить свой бизнес, возможность пролоббировать свои интересы, и, не секрет, возможность использовать "дарованную" депутатским мандатом неприкосновенность. В списках победителей по пальцам можно пересчитать педагогов, медработников, работников культуры и спорта, рабочих, колхозников, представителей общественных организаций. Так, например, в Бендерах - 1 рабочий, ни одного учителя и медика, в Каменке - 3 колхозника и 5 медиков, в Слободзее - директор ДК и 1 учитель, есть и по одному пенсионеру и безработному на каждый район. Если в профессиональном срезе лидируют бизнесмены, то в партийном - однозначно члены партии "Обновление". Более двух третей новых депутатов - "обновленцы". Уверенная победа "Обновления" на выборах в местные органы власти - серьезная заявка на победу на парламентских выборах в декабре.

Вызывает некоторое непонимание то, как наши избиратели голосуют - в большинстве своем не разумом, а желудком. Не секрет, что отдельные кандидаты в депутаты до и в ходе избирательной кампании грешат подкупом электората, разнося по квартирам (особенно тем, где проживают пенсионеры) продовольственные пайки и подарки. Народ, надо признать, к этому привык и принимает как должное. Да, всё понятно: времена тяжелые, цены на продукты высокие, а доходы у населения низкие - но значит ли это, что выбор человека, который будет отстаивать наши права в местном совете, должен определяться продуктовым пайком? Мы живем в обществе потребления, и результат наших выборов - прямое следствие такой жизни. А жаль, заключает издание.

Наконец-то стали известны данные по референдуму об установке памятника российскому генералу-миротворцу Александру Лебедю, пишет "Новая газета". Бендерская территориальная избирательная комиссия подвела итоги, после чего стало ясно, что в голосовании приняли участие 27,5 тысяч бендерчан. (Для сравнения: в городе порядка 24 тысяч пенсионеров). Но этого оказалось недостаточно, чтобы признать референдум состоявшимся. Ведь по закону необходимо участие не менее 50%, а к урнам пришло около 35% избирателей. Кстати, именно в Бендерах зафиксирована самая низкая в ПМР явка на выборах. Этим тут же воспользовались официальные верноподданнические СМИ, которые начали говорить о том, что такая низкая явка истинный ответ бендерчан по вопросу референдума. Мол, если бы не было всенародного опроса, тогда и явка была бы больше.

Бред! - возражает "Новая газета". Для того чтобы понять, почему в прошлые разы число избирателей было большим, надо знать, как это делалось. Но бендерчане здесь ни при чем. Цифры раньше просто накручивались. Сейчас этого не делали. И референдум по памятнику здесь ни при чем. Просто в городе Бендеры давно уже нет того числа жителей, которое было раньше. Город находится на грани выживания: старые и малые остались, а остальные - кто куда. Депутаты Бендерского горсовета, принявшие решение о проведении референдума, к сожалению, не предусмотрели такого положения дел. Некоторые из них считали, что даже при низкой явке, референдум будет реальным опросом мнения населения города по этому вопросу. Вот мнение и имеем: 90% пришедших на избирательные участки проголосовали за установку памятника. А дальше? А дальше мэр города Вячеслав Когут и его команда, как можно предположить, будут отказываться от установки памятника, а что скажет по этому поводу новый состав горсовета - увидим.

22 апреля состоится первая сессия депутатов нового созыва. Единственное, что радует - в городе не зарегистрировано ни одного факта обжалования результатов голосования в суде. Почему произошло так, что люди проголосовали за тех, кто им обещал материальные блага? И что здесь плохого, если депутаты будут помогать простым смертным пережить эти нелегкие времена пайками? Наверное, ничего нет плохого в том, чтобы помогать людям. Но настоящая помощь должна быть бескорыстной. Обратите внимание, что практически никто не ремонтирует и не строит за свои деньги для общества. Все в основном раздают пайки. Потому что знают - это наиболее эффективный и простой путь к мозгам, вернее - к желудкам нашего обнищавшего народа. Он давно уже не верит никому, но знает, что его обманут. Так почему же не воспользоваться тем, что есть? Вот такая психология у рядового избирателя. Ему не важны моральные качества кандидатов, ему важно, что с этого он будет иметь? Хотя, обычно, имеют его, делает вывод издание.

Всё это выглядит, конечно, странно: для избрания депутатов, которые в течение 5 лет будут решать судьбу городов и районов, достаточно голосов четверти электората, для решения об установке памятника генералу, который в 1992 году во главе 14-й армии остановил кровопролитие на Днестре, нужны голоса половины жителей города, пишут "Профсоюзные вести". Странен и тот факт, что такой вопрос вообще довели до референдума. Несмотря на инициативу 20 общественных организаций и рядовых граждан, на решение бендерских законодателей, на согласие России помочь нам финансово в воздвижении памятника, дело это стопорится исполнительной властью по причине "неоднозначности" фигуры Лебедя. Такой высокий порог явки изначально был недостижим, потому что тысячи горожан находятся на заработках за границей, а те, что остались, разуверились (в отличие от жителей сельской глубинки) в выборах. Зато с помощью референдума привлекли на участки равнодушных к политике горожан - ведь многие из них выбрались в этот воскресный день из дома только ради Лебедя. И не будь этого референдума, результаты выборов в Бендерах могли быть другими, заключает издание.

Отличительными особенностями этой избирательной кампании стало снижение активности по выдвижению кандидатов в органы местного самоуправления по сравнению с предыдущими выборами, пишет интернет-издание "Стратегия Приднестровья". Одной из причин этого, несомненно, является несовершенство действующего избирательного законодательства, закрепляющего нормы, ограничивающие избирательные права граждан. Так, одним из нововведений весенней избирательной кампании стали изменения, внесенные в избирательный кодекс Приднестровской Молдавской Республики в марте 2008 года. Они касались введения так называемого ценза оседлости для кандидатов в депутаты местных Советов и регламентировали необходимость постоянного проживания не менее трех лет на территории местного Совета народных депутатов. Это повлекло за собой множество судебных разбирательств.

Насколько норма о постоянном проживании необходима в избирательном законодательстве - вопрос, конечно же, спорный, продолжает "Стратегия Приднестровья". Но, как говорится, "закон суров, но он закон". Намного актуальнее, на наш взгляд, на сегодняшний день вопрос доказывания факта постоянного проживания и его однозначного понимания. Так, в ходе данной избирательной кампании избирательные комиссии объясняли постоянное проживание наличием прописки по месту жительства в паспорте гражданина Приднестровской Молдавской Республики. Суд, в свою очередь, подтверждал факт постоянного проживания наличием свидетельских показаний соседей и справкой от участкового инспектора. И, поэтому, решение о том регистрировать кандидата или нет, принималось избирательными комиссиями или судом в зависимости от того, как тот или иной орган понимает норму "о постоянном проживании". В результате следует констатировать тот факт, что в отношении кандидатов в депутаты применялась система двойных стандартов.

Также хочется обратить внимание на абсолютную бесконтрольность агитационной деятельности кандидатов в депутаты, пишет "Стратегия Приднестровья". Порой кандидаты в депутаты в ходе избирательной кампании давали немыслимые обещания, раздавали пресловутые продуктовые наборы, либо после пяти лет бездеятельности вдруг оказывались кандидатами в депутаты на другом избирательном округе. В соседних с нами государствах, таких как Украина и Россия, для решения данной проблемы и в целях осуществления общественного контроля над деятельностью депутатов различных уровней, при составлении и реализации предвыборных программ, создаются так называемые Комитеты избирателей. Подобные комитеты формируются из представителей различных общественных объединений и являются органами общественного контроля при руководстве избирательных комиссий различного уровня. Они информируют избирателей соответствующего округа о деятельности депутатов. На наш взгляд, и для нас появление подобного органа было бы полезным, так как действующее избирательно законодательство не содержит четких норм, регулирующих механизмы противодействия подкупа избирателей во время проведения выборов, либо контроля над действиями кандидатов в депутаты.

Кроме реформирования избирательного законодательства необходимо отметить, что избирательные комиссии всех уровней и в этот раз не отличились оперативностью предоставления данных о проходящих выборах, продолжает "Стратегия Приднестровья". Так, к примеру, в столице в официальной прессе в период избирательной кампании так и не появились опубликованные списки кандидатов в депутаты и данные о них. В то время как в соседних государствах в век развития информационных технологий, мы можем в режиме реального времени наблюдать за подсчетом данных по выборам. А у нашей Центральной избирательной комиссии до сих пор даже нет официального сайта, на котором каждый мог бы получить информацию об итогах выборов в местные органы власти.

Прошедшие выборы в очередной раз доказали важность реформирования избирательного законодательства, о чем неоднократно заявляли различные общественные организации и политические партии. Также, в ходе избирательной кампании, органами государственной власти неоднократно объявлялось о том, что по завершении выборов в местные органы власти в действующее избирательное законодательство будут внесены изменения. Обусловлено это тем, что в ходе выборов был отмечен ряд недостатков, которые в преддверии предстоящих декабрьских выборов необходимо устранить. Подводя итог, следует отметить, что наша позиция по этому вопросу остается прежней: избирательное законодательство в ПМР нуждается в коренном реформировании и совершенствовании, что должно способствовать реальной реализации гражданами своих избирательных прав, заключает издание.

"Конституция Пилипа Орлика": "Установка памятника "Конституции Орлика" - пробный камень для приднестровцев перед сооружением памятника Мазепе"

Торжества по поводу 300-летия "принятия первой письменной конституции Европы" прошли в Бендерах, ну просто очень широко, пишет "Человек и его права". Собственно говоря, ничего плохого в самом этом факте нет. Пилип Орлик - автор "Бендерской конституции Законов и Вольностей войска Запорожского" - личность, действительно, неординарная и яркая. И "Пакты" его интересны, и, действительно, являются памятником юридической мысли, опередившим свое время почти на столетие. Идея разделения власти на 3 ветви: законодательную, судебную и исполнительную триста лет назад смотрелась более чем новаторски. То есть, к признанию того факта, что дата эта интересна с исторической точки зрения, никаких претензий нет. И возражений нет - все так.

Однако в ходе торжеств история оказалась мало-помалу задвинутой в сторону, и на ее место вылезла политика, продолжает "Человек и его права". Появились престранные исторические параллели и удивительно смелые выводы. И если сам Игорь Смирнов ограничился констатацией того, что "Пакты" являются "интеллектуальным памятником украинской мысли", то его российский гость - Сергей Бабурин - пошел в своих размышлениях гораздо дальше. По мнению Бабурина, "в России требует перемен избирательная система и система полномочий президента". Можно не сомневаться, Бабурин имел в виду еще большую концентрацию властных полномочий в руках Игоря Николаевича Смирнова. Что касается Приднестровья, то тут, в целом, все в порядке. Прямо по Орлику писано. Нужен разве что арбитраж президента между тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной. И ни в коем случае не нужны выборы по партийным спискам, поскольку партии в республике еще достаточно слабы и организационно, и идеологически. Арбитраж предполагает безоговорочное верховенство над всеми и по всем вопросам. Чтобы полномочия, примерно, как у господа Бога. Налицо прямая историческая связь.

Не берёмся судить, как долго Пилип (Филипп) Орлик создавал свои "Пакты", но обнародованы они были тогда, когда Иван Мазепа, секретарем которого был Орлик, находился в Бендерах, оказавшись, по сути, у разбитого корыта, пишет "Человек и его права". Именно тогда опальный гетман выставил вместо себя Орлика. Филипп Орлик был объявлен Гетманом Украины, а новый гетман одобрил принцип разделения властей, выразил готовность поделиться властью с Генеральной радой - выборным органом, который должен был собираться 3 раза в год, поднять статус местного самоуправления и уделить внимание социальным вопросам - снижению бремени налогов и улучшению жизни простого казачества. Но все эти идеи почему-то не были реализованы Мазепой - предшественником и патроном Орлика. Между тем, возможности такого рода у Мазепы, когда он находился у власти, были, и не малые. И Орлик мог кое-что подсказать - не в одну же ночь, уже в Бендерах, он свою конституцию написал? Иными словами, "Бендерская конституция Законов и Вольностей войска Запорожского", при всех ее достоинствах, при множестве интересных идей, вошедших в нее, была, по сути, чисто популистским шагом. Проигравший Мазепа попытался, действуя из-за спины Орлика, привлечь на свою сторону хотя бы часть запорожцев. Эта ситуация очень напоминает положение нашего президента, оказавшегося, по сути, в изоляции. Поскольку и выборы в Верховный совет, и последние местные выборы обернулись для команды президента полным провалом. Что остается президенту, одинокому, аки перст? Только претендовать на роль арбитра.

Кстати, гетману Мазепе конституция Орлика нисколько не помогла. В итоге она так и осталась проектом-игрой ума Пилипа Орлика - яркой, оригинальной, но нереализованной, основательно подзабытой, не оказавшей заметного влияния на дальнейшие события, и оставшейся в итоге историческим памятником. И только. Вызывает вопросы и личность Пилипа Орлика. Известно, что был он лютым ненавистником России и русских. Собрал отребье из поляков, половцев, татар, отщепенцев-казаков и готовился вторгнуться в Россию. Переправился на левый берег Днестра, но был враждебно встречен приднестровскими казаками. И был вынужден уйти вновь на правый берег, а впоследствии в Польшу. Установка памятника его конституции - своего рода пробный камень для нас, приднестровцев, перед тем как приступить к сооружению памятника предателю русского и украинского народов, отступнику православной веры Ивану Мазепе, заключает издание.

Справка ИА REGNUM Новости: Пилип Орлик - один из ближайших соратников Ивана Мазепы, после поражения шведской армии под Полтавой в 1709 вместе с Мазепой бежал на турецкую территорию, в Бендеры. После смерти Мазепы оставшаяся ему верной казачья старшина избрала (5 апреля 1710) Орлика гетманом Правобережной Украины. Во время этих выборов были провозглашены составленные им "Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского" (Pacta et Constitutiones legum libertatumqe Exercitus Zaporoviensis), получившие в украинской историографии название "Конституция Пилипа Орлика". В документе признан протекторат шведского короля Карла XII над Украиной. Кроме того, определялось, что Украиной должны управлять гетман и генеральная рада, в которую должны войти генеральная старшина, полковники и по одному представителю от каждого полка из числа заслуженных казаков. Важнейшие вопросы должны были решаться на старшинско-казацкой раде, которой надлежало собираться трижды в год. 9 апреля 2010 в Бендерах состоялась церемония открытия памятного знака, посвященного 300-летию "конституции Орлика", в которой принял участие президент Приднестровья Игорь Смирнов и другие представители руководства республики. В своём выступлении глава ПМР назвал данный документ "уникальным по своему демократизму интеллектуальным памятником украинской мысли".

Приднестровское урегулирование: "Гимпу мечтает о формате "1 (Молдавия) + 2 (США и ЕС - посредники) + 3 (ОБСЕ, Россия, Украина - наблюдатели)"

В Кишиневе снова наблюдается политическое весеннее обострение, сообщает Первый республиканский телеканал. Новая молдавская власть решила проявить это в отношениях между Молдавией и Приднестровьем. А если быть точнее, то в диалоге между двумя государствами. На неделе исполняющий обязанности президента Молдавии, спикер парламента Михай Гимпу поставил под сомнение как историю, так и будущее переговорного процесса на берегах Днестра. Политик, который представляет позицию Молдавии, считает ошибкой придание Приднестровью статуса равноправной стороны в переговорном формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM Новости). Такие грубые, не отвечающие реальности заявления раньше звучали из уст молдавских коммунистов, политиков, которые правили страной практически 8 лет. Именно благодаря их действиям полноценные переговоры между Молдавией и Приднестровьем не ведутся 4 года. С того дня, как молдавская делегация в одностороннем порядке покинула заседание в переговорном формате "5+2".

Гимпу также считает, что нынешний формат переговоров является неправильным, продолжает Первый республиканский. Здесь в доказательство своей позиции он приводит документ, благодаря которому на берегах Днестра уже 18 лет не ведутся боевые действия. Действительно, 21 июля 1992 года президенты России и Молдавии подписали документ о мирном решении вооружённого конфликта в Приднестровье. Тогда было не до равноправия в переговорах. Главная задача, которая стояла перед руководством Приднестровья, - остановить войну. Новая власть Молдавии постоянно требует вывода российских войск из Приднестровья. В этой ситуации пребывание миротворцев на берегах Днестра потеряет юридическое основание. Даже несмотря на то, что миротворческая операция здесь считается одной из самых успешных в мире.

Конечно, это не лучший сценарий развития событий по решению приднестровского вопроса. Сегодня в стабильности в регионе заинтересованы все страны-гаранты. Россия и Украина даже готовы зафиксировать общую позицию в процессе урегулирования. Президенты Дмитрий Медведев и Виктор Янукович планируют в мае подписать специальное заявление. Комментировать или давать оценку будущему документу пока рано. В заявлении стороны подтвердят намерение решить политическую проблему на берегах Днестра исключительно мирным путём. Вторым важным элементом российско-украинского заявления станет урегулирование на основе территориальной целостности Молдавии. В мире до сих пор идут дискуссии, какие нормы международного права важнее. Свобода наций на самоопределение или территориальная целостность государств. В последнее время конфликты решаются по первому варианту. Это признание Косово, Абхазии и Южной Осетии. Эксперты твердят, потепление в отношениях России и Украины - позитивный знак для Приднестровья. В то же время - весеннее обострение в Молдавии, пересмотры соглашений от 1992 года. Заявления политиков Кишинёва говорят о том, что на берегах Днестра остается замороженный конфликт, решить который политики не могут последние 20 лет, заключает телеканал.

Информационное агентство "Ольвия-пресс" публикует комментарий директора Института истории, государства и права Приднестровского государственного университета Ильи Галинского к заявлению Михая Гимпу о том, что "переговорный формат "5+2" является неправильным, так как Приднестровью в его составе предоставлен статус равноправного участника". В интервью агентству Галинский предположил, что Гимпу "мечтает об изменении существующего формата переговоров и превращении его в 1 (Молдавия) + 2 (США и ЕС как посредники) + 3 (ОБСЕ, Россия, Украина как наблюдатели)". "Формула урегулирования от и.о. молдавского президента такова - Приднестровье должно беспрекословно подчиниться всем требованиям Молдавии и войти в ее состав как обычный район, а США и ЕС должны этому всячески содействовать", - заявил политолог.

Илья Галинский обратил внимание на некоторые различия между взглядами Михая Гимпу и молдавского премьера Владимира Филата, в частности, на то, что Филат имеет более сдержанную позицию по Приднестровью. Правда, суть этой позиции, по словам политолога, такая же, как и у Гимпу - "Приднестровье должно вернуться в лоно Молдавии". "Если говорить о разногласиях в правящем альянсе, то условно можно сказать, что Гимпу больше поддерживают США и Румыния, а Филата - Евросоюз и ОБСЕ. Поэтому и наблюдается некоторое отличие в тактике политического поведения, в том числе в отношении к Приднестровью", - отметил Илья Галинский. По его мнению, сторонам конфликта нужно понять, что чем меньше посредников в урегулировании, тем больше шансов на успех. Илья Галинский считает, что в процессе переговоров нужно оставить только Россию и Украину, которые "вполне справятся с решением поставленных перед ними задач, если им только не будут мешать другие, ангажированные политические силы в лице США, ЕС и ОБСЕ".

По словам приднестровского политолога, большое значение может иметь то заявление по молдавско-приднестровскому урегулированию, которое в середине мая планируют подписать президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович. "Полагаю, что на предстоящей встрече в Киеве главы стран-гарантов должны четко сформулировать свою человеколюбивую стратегию и тактику в отношении взаимоотношений Приднестровья и Молдавии и впредь неукоснительно ее придерживаться. Только тогда граждане двух соседних государств - Приднестровья и Молдавии - смогут наконец запустить процесс установления добрососедских и взаимовыгодных отношений", - заключил Илья Галинский.

Приднестровье - Украина: "Предпосылок для федерализации Украины достаточно"

С избранием на пост президента Украины лидера Партии регионов Виктора Януковича в соседнем государстве активизировались дискуссии относительно возможной федерализации республики, причем, эти дискуссии сопровождаются первыми пробными шагами в этом направлении новых властей, пишет интернет-издание "Стратегия Приднестровья". Вице-премьером правительства Украины, курирующим вопросы региональной политики, назначен Виктор Тихонов. Этот политический деятель принадлежит к той части Партии регионов, которая ещё в 2004 году стала в непримиримую оппозицию к "оранжевой" идеологии. Для того чтобы понять ориентиры деятельности этого теперь уже высокопоставленного государственного чиновника стоит остановиться на идеологических принципах, которые все эти годы отстаивал Виктор Тихонов. В документе под названием "Манифест федерализма, или путь к демократическому государству", автором которого является Тихонов, прямо говорится о необходимости введения на Украине двухпалатного парламента, усиления финансовой, а, следовательно, и политической самостоятельности регионов. В ноябре 2004 года во время Всеукраинского съезда депутатов всех уровней в Северодонецке Виктор Тихонов был одним из активных его участников. На этом форуме он призвал образовать исполнительный орган Луганского облсовета и отдать ему всю полноту власти в регионе. Представителями "оранжевой" власти против Тихонова было возбуждено уголовное дело по статье "посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины", которое было передано в Генеральную прокуратуру.

Очевидно, что Тихонов как никто лучше подходит на роль реформатора административного устройства Украины в целях федерализации этого государства, продолжает "Стратегия Приднестровья". Кроме того, Виктор Янукович уже неоднократно подтверждал намерение законодательно реализовать положения Европейской хартии о региональных языках. Если это будет сделано, каждый областной совет получит право утвердить на своей территории в качестве официального языка язык, имеющий широкое распространение наряду с государственным. Нет сомнения, весь юго-восток страны в явочном порядке легализует использование русского языка, который неизбежно потеснит государственный язык практически во всех сферах жизнедеятельности русскоязычных регионов. Если этот сценарий реализуется, то Украина, по сути, станет языковой федерацией. Существуют и иные тенденции, свидетельствующие об усилении роли украинских регионов в экономической и социальной сферах жизни страны. Например, уже неоднократно чиновниками самого высокого ранга были высказаны инициативы о возобновлении работы Совета регионов Украины. Совет регионов - это консультативно-совещательный рабочий орган, создаваемый для участия в разработке стратегии социально-экономического и культурного развития областей городов и районов юга и юго-востока Украины, а также с целью всеобщей координации их деятельности в составе Украинского государства. Вышеизложенные тенденции несомненно подтверждают тот факт, что предпосылок для федерализации Украины достаточно.

В связи с этим возникает резонный вопрос о том, насколько выгодна федерализация Украинской республики для Приднестровья, пишет "Стратегия Приднестровья". Возьмём на себя смелость утверждать, что такой ход событий однозначно выгоден Приднестровью. Во-первых, федерализация Украины предоставит юго-восточным областям этого государства право ведения собственной, более самостоятельной, чем ранее, лингвистической, культурной и научной политики. Это создаст условия для расширения гуманитарных контактов между Одесской областью и Приднестровьем. Общая история, схожее соотношение этнодемографических групп, единые фонетические диалекты общения (курсив ИА REGNUM Новости) - все это продолжает роднить нас. Развитие подобного рода связей однозначно благосклонно отразится на культурной жизни Приднестровья. Сотрудничество в сфере просвещения откроет перед системой народного образования Приднестровья беспрецедентные возможности. Десятки школ смогут наладить взаимодействие с музеями, театрами, картинными галереями и другими объектами просветительской инфраструктуры, которых по объективным причинам нет в нашей республике. Перед молодой приднестровской творческой интеллигенцией откроются большие возможности в части реализации своего потенциала на более высоком уровне. Не останется без соответствующих выгод и наука Приднестровской Молдавской Республики. Сегодня Приднестровье испытывает колоссальный дефицит в молодых учёных. К сожалению, Приднестровский государственный университет не в состоянии обеспечить регион должным количеством научных и научно-педагогических работников. Налаживание связей с ведущими одесскими научно-образовательными центрам в кратчайшие сроки позволит решить в Приднестровье проблему дефицита научных и научно-педагогических кадров.

Во-вторых, дальнейшее развитие под влиянием федерализации регионального информационного пространства на Юго-востоке Украины неизбежно создаст условия для интеграции нашего региона в информационное поле русскоязычной Украины. Это сделает приднестровцев более мобильными в информационном плане, разрушит существующую теперь информационную изолированность Приднестровской Республики. В-третьих, повышение в силу федерализации экономической самостоятельности Одесской области и других юго-восточных регионов Украины создаст возможности для активизации их взаимодействия с Приднестровьем в сферах промышленного и сельскохозяйственного производства, торговли, транспорта, развития туристической инфраструктуры и т.п. Все это будет способствовать динамичному росту приднестровской экономики. Кроме того, проникновение украинского капитала в Приднестровье создаст предпосылки для обеспечения безопасности нашей республики, т.к. усилит заинтересованность украинского государства в сохранении политической стабильности и независимости Приднестровья. В-четвертых, усиление влияния региональных политических элит (прежде всего юго-восточных) на внешнеполитическую и оборонную политику Киева сформирует дополнительные гарантии безопасности нашей республики, т.к. со стороны этих элит следует ожидать лучшего понимания проблем, стоящих пред нашим государством и, как следствие, готовности прийти к нам на помощь, подводит итог издание.

"Дело Варданяна": Арест Варданяна мог стать "политическим ответом" спецслужб на дело МВД об экстремистах из "Христианской партии"

Приднестровский политолог и журналист Эрнест Варданян был арестован вечером 7 апреля, в годовщину прорумынского мятежа в Кишинёве и в день, когда начался другой мятеж - против власти в Киргизии, пишет "Новая газета". 7 апреля выпало на среду, но вплоть до пятницы, 9-го, МГБ Приднестровья не сделало никакого официального заявления по случившемуся. А с 10 по 12 апреля было несколько дней выходных в связи с Радоницей. Они также стали временем молчания. Возможно, те, кто принимал решение о взятии Эрнеста Варданяна под стражу, рассчитывали выиграть время и затруднить распространение информации об акции. Однако с точки зрения государственной стратегии власти ПМР попали в положение обороняющихся, оправдывающихся, потому что инициативу перехватили те, кто раскритиковал этот их шаг.

Варданян не имел никаких допусков к военной, государственной и иной охраняемой законом тайне; не работал в государственной структуре, продолжает "Новая газета". Имея двух маленьких детей, он вёл достаточно размеренный, в чём-то патриархальный и даже замкнутый образ жизни. Арестовывая такого человека, МГБ, очевидно, должно было понимать, что эти особенности его личности и нынешнего статуса будут использованы теми, кто раскритикует акцию. Но власти попросту промолчали. Они даже не сообщили не только о факте задержания или ареста, но и не огласили статью Уголовного кодекса, которая угрожает арестованному. Номер статьи - 271-й - также упоминался все эти дни со ссылкой на неофициальные источники. Если бы был взят под стражу кто-то из государственных чиновников по обвинению в сотрудничестве с иностранной спецслужбой, это имело бы под собой какую-то логику, так как наша постсоветская коррупция общеизвестна. Среди алчных людей можно найти и немало настоящих предателей. К тому же такой арест был бы воспринят с радостью народом, обнищавшим из-за кризиса и потери работы. Но арест журналиста Варданяна пока что вызвал две распространённые версии: его решили не допустить для работы в аппарате ООН в Нью-Йорке (весть об этом его назначении была обнародована после 7 апреля в СМИ) или же на его примере "ястребы" в органах власти ПМР решили припугнуть неправительственные организации республики и негосударственные масс-медиа. Именно молчание властей дало повод выдвинуть эти предположения. Но есть и внутренний аспект. Вне зависимости от того, кто стоит за "делом Варданяна", и какова в действительности доказательная база МГБ, удары в эти дни обрушились в первую очередь на исполнительную власть - президента, кабинет министров и МГБ.

Можно прогнозировать затруднения с официальным возобновлением переговоров в формате "5+2" между ПМР и Молдавией, пишет "Новая газета". Мотивация Тирасполя может быть примерно следующей: о чём можно говорить с теми, кто "развернул на нашей территории шпионскую деятельность"? Кишинёв в ответ может заявить: какие переговоры с "диктатурой, попирающей элементарные права человека"? Возможно, радикалы с обоих берегов Днестра если и не разыграли в четыре руки "дело Варданяна", то наверняка воспользуются им в борьбе против любого компромисса Кишинёва и Тирасполя. Сыграет свою роль и борьба за благожелательность России. Пока что официальная Москва молчит. Но ей вряд ли нравится новая проблема на Днестре.

О том, что может возникнуть невыигрышная для исполнительной власти ПМР ситуация, когда Москва вынуждена будет разруливать "дело Варданяна", свидетельствует растиражированная в российских СМИ фраза жены Варданяна, Ирины: "От меня все отвернулись. У меня остаётся единственная надежда - на Россию". При таком раскладе власти ПМР оказываются крайними и ничего не выигрывают. Эксперты также обращают внимание на то, что аресту подвергся не какой-нибудь видный оппозиционер, а стоящий особняком интеллигент. Если кто-то усмотрел в нём "слабое звено", на примере которого можно напугать общественников, не контролируемых властью, то в таком подходе есть изъян. А вот если власти не смогут предъявить весомых доказательств подрывной деятельности господина Варданяна, то неправительственные организации и СМИ ПМР предпримут всё в рамках закона, чтобы с ними самими не случилось нечто подобное, заключает издание.

Обращает на себя внимание, что "дело Варданяна" возникло спустя несколько недель после сообщения об аресте органами МВД членов так называемой Христианской партии, пишет в другом материале "Новая газета". Тогда в официальных СМИ было сообщено, что в Бендерах несколько экстремистски настроенных человек планировали проведение террористических актов против всех политических сил ПМР, а также взрывов и поджогов в местах массовых скоплений людей. По делу "ХП" среди арестованных был арестован даже кандидат в депутаты Бендерского городского совета Павел Жуйков. О ходе расследования по этому делу власти ПМР, как и в "деле Варданяна", также хранят молчание.

Обращает на себя внимание тот факт, что, хотя в деле "ХП" речь идёт, как первоначально сообщалось, о терроризме (в том числе о подготовке терактов против всех политических сил республики), арестованные не переданы в МГБ, а продолжают находиться под стражей в МВД, продолжает "Новая газета". Это даёт повод некоторым наблюдателям предположить, что полным ходом идёт борьба группировок в указанных ведомствах, каждая из которых стремится предстать наиболее бдительным хранителем покоя государства и его властей. Интересно то, что в составе арестованных членов "ХП" также имеется политолог. Это Андрей Версилов, несколько лет назад переехавший из Кишинёва в Бендеры. Его конкретная роль, как, впрочем, и роль остальных находящихся под арестом по этому делу, не раскрывается. Как представляется, Версилов и Варданян, несмотря на сходство профессий, вряд ли будут по ходу дела увязаны между собой, поскольку они допрашиваются разными ведомствами. Сложные взаимоотношения МВД и МГБ достаточно известны, и, скорее всего, каждое из этих министерств играет свою игру.

Зато читателю следует зафиксировать для себя, что имеются сведения об аресте по делу "Христианской партии" прибывшего несколько лет назад в ПМР эмигранта из Кишинёва Андрея Матушенко, пишет "Новая газета". Если факт его ареста в Бендерах имел место, то следует вспомнить, что Матушенко по прибытии в ПМР выступил с сенсационными статьями о связях одного из оппозиционных течений Приднестровья, возглавляемого Александром Радченко и Николаем Бучацким (соответственно, председатель и заместитель председателя Социал-демократической партии Приднестровья - прим. ИА REGNUM Новости), со Службой информации и безопасности Молдавии (СИБ). По словам Матушенко, приднестровская оппозиция пыталась похитить его и вывезти в Кишинёв. После этих обвинений некоторые эксперты сочли Матушенко психически больным человеком, манипулируемым спецслужбами. Столкнувшись с перспективой отвечать за свои обвинения в суде, а также, отработав, видимо, свои задачи, он потерял для властных структур интерес и залёг на дно. Теперь же его счёл кто-то удобным подставить, как полностью отработанный материал; либо он, озлобившись на власти ПМР, с которыми он связывал надежды на неосуществившуюся карьеру в Приднестровье, сам начал свою борьбу "против всех".

Можно предположить, что в МВД постараются получить от него показания о его контактах с МГБ, чтобы в подходящий момент использовать против конкурентов из ведомства генерала Антюфеева (Владимир Антюфеев - глава Министерства госбезопасности ПМР - прим. ИА REGNUM Новости). Как показывает история спецслужб, "дело Варданяна" в определённой мере может быть реакцией, политическим ответом на дело "Христианской партии", доказательством бдительности в обоих министерствах, делает вывод издание.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.