Интервью ИА REGNUM Новости директора общественного фонда "Лига защитников прав ребенка" Назгуль Турдубековой.

На сегодняшний день в Киргизии право ребенка на доступ к образованию нарушается грубейшим образом, и в первую очередь со стороны администрации школы. Мы разговаривали непосредственно с учениками, смотрели документы, проводили по всей республики акцию "Примите моего ребенка в школу", а также в виде эксперимента пытались отдать ребенка в первый класс или подростка в 7-8 классы. В результате выяснилось, что ни того, ни другого практически невозможно устроить в школу бесплатно, всюду требуют от двух до двадцати тысяч сомов (от 1,5 до 13,5 тыс. рублей). Но по некоторым данным, эта сумма может достигать 40 тысяч (ок. 27 тыс. руб.).

Нам рассказали родители одной девочки, отличницы, учащейся в элитной школе, что из-за большого количества пропусков по состоянию здоровья и по личным делам ее, очень хорошо сдающую экзамены и вообще развитую, в середине учебной четверти исключили из школы. Директор не стал выяснять, восстановила ли она пропуски, как она вообще училась. Куда может пойти ребенок, который не учится в школе? Он будет проводить время на улице. А если школьник из малоимущей семьи, то он однозначно становится жертвой насилия, торговли, экономической и сексуальной эксплуатации. Поэтому я хочу подчеркнуть, что с каждым днем киргизстанским детям все труднее и труднее получить образование.

Подход к ученикам стал избирательный, во-первых, по статусу, может ли семья обеспечить оплату за своего ребенка, если нет, то он менее привлекательный для руководства школы, потому что родители ничего не могут внести в это учебное заведение. Если ребенок из неполной семьи, то это тоже повод для дискриминации. Случаи притеснения из-за национальности встречаются очень редко, но они тоже бывают. Кроме того, когда ребенка переводят из одной школы в другую, например из сельской в городскую, его не принимают, пока он не пройдет тестирование. Причем каждая школа выдумывает свои тесты, выработанные произвольно и никем не утвержденные. По Конституции, все имеют право на бесплатное образование, поэтому все ограничения, которые вводят школы, незаконные. Также никто не имеет права проводить тестирование, чтобы принять ребенка в первый класс, а такие случаи имеют место быть. 2 июня 2008 года правительство Киргизии приняло постановление о некоторых вопросах перспективного развития системы образования республики. Согласно ему, школьники младших классов обязаны носить школьную форму, которая должна приобретаться за счет родителей. К нам обращались родители, у которых трое детей, и двоим из них нужна форма, а цена ее колеблется от 600 до 2 000 сомов (от 400 до 1,5 тыс. руб.). И они не могут себе этого позволить. Тем более что она очень плохого качества. А без формы невозможно детей устроить в школу. Им так и сказали, что до тех пор, пока вы не купите детям школьную форму, в школу можете не заходить. Был также случай, когда директор учебного заведения заставлял родителей купить форму, сшитую из 100-процентной синтетики, а детали галстука, как выяснилось при исследовании одежды, были соединены гвоздем. Если Министерство образования заставляет школьников носить форму, то оно должно нести ответственность за все негативные последствия этого решения. Конечно, нужны разумные ограничения в одежде, но когда заставляют покупать определенную дорогую форму, то это приводит к печальным фактам. В этом учебном году некоторые дети из-за того, что у родителей нет денег на школьную форму, не смогли пойти в школу. И это при том, что нашему государству в ближайшем будущем грозит высокий уровень необразованности населения.

ИА REGNUM: Сколько детей в Киргизии не ходят в школу?

По данным ЮНИСЕФ, в республике не посещают школу около 40 тысяч ребят. Но фонд говорил и о 80 тысячах. А по неофициальной статистике, 120 тысяч детей не ходят в школу. И мы согласны с этой цифрой, потому что когда проводился мониторинг, только из одной школы за несколько лет было выдавлено около 700 детей.

Самое главное, что влияет на посещение школы детьми - это недружелюбная атмосфера в заведении. К ребенку относятся, как платежеспособному или неплатежеспособному клиенту. Кто платежеспособен, тот и уважаем. Очень мало школ, директора которых, проповедуют доброжелательное отношение к ребенку. Система образования сегодня выполняет задачи завхоза, заботясь только о материальном благосостоянии школы, забыли про то, что образование должно быть гуманным.

ИА REGNUM: Каким образом выдавливают детей из школы?

Ребенок может просто не нравиться администрации. Был такой случай: больная мать-одиночка не имела средств платить за ребенка, она принесла справку о том, что по состоянию здоровья не может оплачивать его обучение в гимназии. И что же? Ее справке не поверили и выгнали ребенка из школы. И таких примеров психологического давления на школьников весьма много. Были случаи, когда ребенка избивали, если он заявлял о том, что нарушаются его права. Кроме того, распространен рэкет.

ИА REGNUM: Насколько эта проблема остра?

Это очень острая проблема.

ИА REGNUM: Как вы считаете, как можно исправить сложившуюся ситуацию с доступом к образованию, с рэкетом?

В первую очередь, должен быть контроль попечительского совета. Попечительскому совету необходимо регулировать не только денежные взносы, но и оказывать помощь семьям, которые нуждаются в доступе к учебному заведению, регулировать атмосферу в школе, вносить рекомендации. В совет же помимо родителей нужно привлекать депутатов. Кроме того, нужно увеличить число социальных педагогов, в школе не хватает воспитания. И самое главное - в каждой школе должно быть самоуправление. А так получается, что мы заботимся о детях без детей.

ИА REGNUM: А Минобразования названные вами проблемы признает?

Признает, проводит свои мероприятия. Но что такое министерство? Там работают 10-15 человек, а школ у нас более двух тысяч. Способны они решить проблемы всех школ? Нет, конечно. Необходимо работать совместно с министерством, с Департаментом по защите детей, с инспекцией по делам несовершеннолетних при МВД, также у нас появились отделы Общественного профилактического центра (ОПЦ), которые получили при апробации очень хорошие результаты. Во главе ОПЦ стоит глава местного самоуправления. Центр работает с обществом по профилактике правонарушений. Поэтому исправлять ситуацию необходимо совместными усилиями, а не поодиночке.