Есть главы-любимчики, есть главы-нелюбимчики: обзор СМИ Алтайского края

Барнаул, 16 апреля 2010, 03:46 — REGNUM  

Обзор СМИ Алтайского края с 5 по 9 марта 2010 года

Не договорились. Есть главы любимчики, есть главы нелюбимчики. Губернатор Алтайского края ищет замену своему заму по АПК? Алтайский "думец" Владимир Семенов: "С реформой среднего образования наша страна скатится до времен крепостного права". Алтайские производители БАДов облегченно вздохнули.

"Одним из главных событий минувшей недели лично для меня стала внезапная встреча опального панкрушихинского фермера Сергея Топчиева с заместителем министра сельского хозяйства Александром Беляевым. Вдруг выяснилось, что контакт есть. Пусть и слабый, но власть готова выслушать тех, кто еще вчера мог взяться за вилы. И с ее стороны это какая-никакая, но модернизация. Не думаю, что Минсельхоз взяли на испуг", - пишет 12 апреля редактор газеты "Ваше Дело" Максим Герасимюк в материале "Не договорились".

Автор подчеркивает: "Директор фирмы "Панкрушихинский агроснаб" Сергей Топчиев стал уже своеобразным жупелом, которым с нескрываемым удовольствием размахивают на каждом углу коммунисты и оппозиционно настроенные издания. Пугают они "единороссов" и остальных наблюдателей изо всех сил. Говорят, что Топчиев не один, что за спиной фермера стоят сотни коллег, подписавших обращение к президенту Медведеву. И если жизнь на селе до захода солнца не наладится, то эти сотни способны на многое".

"Не знаю, может быть, это и так, - продолжает далее автор. - Хотя по логике вещей должно быть совершенно иначе. Если уж и сформировалась в нескольких районах Алтая протестная фермерская масса, то, по идее, внутри нее должна была народиться и некая инициативная группа. Тот самый толкач, который разгоняет негативные эмоции по болевым точкам. И эта группа должна встречаться с прессой, рассылать пресс-релизы, ходить на встречи с Беляевым. А Топчиев везде почему-то действует один. Это наводит на подозрительную мысль: "А есть ли там протестная масса?" Ведь действия Топчиева не осудила, но и не поддержала как в целом легитимная фермерская организация края, так и ее отдельные представители (Гуков, Долгов, Устинов, Андреев и многие другие). А если кто-то и поддержал, то кто именно? Давайте назовем этих людей, пропечатаем их имена и фамилии. Говорю об этом вполне серьезно - стесняться здесь нечего, прятаться - тем более".

Редактор газеты "Ваше Дело" Максим Герасимюк в статье обращает внимание читателей на важный момент: "В результате встречи Топчиев и Беляев выслушали друг друга, но каждый остался при своем мнении. А как же иначе? Я бы очень удивился, если г-н Беляев вдруг согласился с фермером и сказал: "Да, вы правы. Выхода нет. Мы очень скоро введем госрегулирование на рынке зерновых". Это был бы полный абзац. Во-первых, хорошо известно, что ценовое госрегулирование должно учитывать баланс интересов всех участников рынка, а в многочисленной сельхозпроизводящей отрасли, к тому же тесно завязанной на переработке, найти такой баланс по определению невозможно".

Также автор подчеркивает: "Во-вторых, практика показывает, что установка жестких цен в любом секторе экономики, как правило, больно бьет по мелким участникам рынка. Зажатые в тесные ценовые рамки, они терпят серьезные убытки и быстро банкротятся. Для примера представьте небольшие продуктовые магазинчики. Они же не сами себе сметану и батоны привозят, не сами закупают чай, в этой сфере есть оптовики, посредники, сложные цепочки, которые никто регулировать не собирается".

"И наконец, наивно полагать, что госрегулирование поможет фермерам определиться с тем, сколько, чего и как сеять. Где найти такого гения, который сможет для них точно определить, сколько пшеницы производить и по какой цене? И каковы будут затраты общества для определения цен и регулирования экономики? Ответ известен: для госрегулирования спроса и предложения требуются раздутый чиновничий аппарат, аналитические институты, контролирующие органы и т. п. Все это, казалось бы, прописные истины. И мы их уже проходили. Но нет, периодически возвращаемся к обсуждению...", - на этой ноте завершает свой материал Максим Герасимюк.

"Есть главы любимчики, есть главы нелюбимчики": "С 1 июля алтайские автовладельцы должны оплатить транспортный налог, который в этом году увеличился. Это при том, что водители не могут понять, куда пошли сборы предыдущие - глядя на дороги края, сказать, что на ремонт, язык не поворачивается", - куда идут деньги налогоплательщиков и по какому принципу распределяются между населенными пунктами, попыталась выяснить в сюжете от 14 апреля корреспондент программы "Наши новости" Юлия Рознова.

"Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я", - нечто похожее на эту скороговорку твердит практически каждый водитель, колеся по просторам Алтайского края. Будь то трасса, межпоселковая дорога или городская. "Это разве дорога? Ее нет! Это направление! Что по полю ездим, что по этой дороге", - сетуют автомобилисты, - говорится в сюжете.

"Подвеску я два раза в год делаю, подвеска очень дорогая, а транспортный налог увеличивают", - жалуется другой автовладелец. Действительно, с мая 2010 года транспортный налог для коммерческих организаций станет выше в 2 раза, для частных автовладельцев возрастет на 30-40%, - подчеркивают "Наши Новости".

Алексей Багаряков, депутат Госдумы: "Транспортный налог идет в бюджет субьекта федерации и в дальнейшем он распределяется на ремонт дорог. Но, учитывая, что сегодня администрация края выстроила не простые отношения с главами, то есть главы любимчики, есть главы нелюбимчики. И вот те главы, которые проявляют должное внимание к администрации края, те получают деньги на дороги, а те, которые являются самостоятельными и не хотели бы кланяться в администрации края за каждой копейкой, те, конечно, являются нелюбимчиками, а страдают, конечно же, граждане тех городов, где глава является самостоятельными и не смотрит в рот губернатору, скажем так".

Автор сюжета отмечает: "Если следовать этой логике и судить по качеству дорог в крае, то любимчики у региональной власти если и есть, то, вероятно, не на Алтае. Даже в Новоалтайске, где мэром является человек, назначенный сверху, а не выбранный народом, почему-то качество дорог оставляет желать лучшего. Вероятнее всего, Новоалтайск, в этом году денег из краевого бюджета на ремонт дорог так и не получит. Как и Рубцовск, Бийск, Барнаул".

В официальном ответе на запрос "НН" в управлении по транспорту, дорожному хозяйству и связи, редакции пояснили: "Законом Алтайского края о краевом бюджете на 2010 год субсидии муниципальным районам и городским округам на развитие улично-дорожной сети не предусмотрены". Остается изыскивать средства на латание дыр дорожных, создавая дыры в бюджетах муниципальных.

Алексей Багаряков: "Крайне сложно. Учитывая, что край сам по себе является дотационным и все города являются дотационными, то здесь говорить, чтобы администрации городов еще сами могли изыскивать средства на ремонт - ну это фантастика. Такого ни сегодня, ни завтра ожидать не стоит".

Тем не менее, Рубцовск смог выкроить на этот год 5 млн рублей, Барнаул на текущий ремонт в 12 раз больше, Новоалтайск тоже за свой счет ямы закрывает. Вариантов нет - отсутствие краевого финансирования - шаг законный, ведь транспортный налог целевым не является, и может быть использован на другие нужды, которых в крае - предостаточно. Поэтому увеличение транспортного налога, скорее всего, снова никак не повлияет на качество дорожного полотна, - резюмируют "Наши Новости".

В администрации Алтайского края обсуждают варианты замены заместителя губернатора по вопросам АПК. По данным конфиденциальных источников в администрации Алтайского края, место Бориса Неудахина могут занять руководитель ГУСХ края Александр Чеботаев или "кто-то из глав районов, показавших наилучшие результаты в области сельского хозяйства". В свою очередь, инсайдеры ИА "Банкфакс" в краевом парламенте отмечают, что на это место претендуют ряд депутатов АКЗС, - такие предположение выдвигает вышеназванное агентство в ленте новостей от 13 апреля.

По данным издания, в окружении губернатора "серьезно рассматривается" кандидатура председателя комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике Александра Романенко. Кроме того, "очень хочет" попасть на потенциально вакантное место и "предпринимает активные попытки" председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов. Но, по данным инсайдеров, больше всего шансов все-таки у Романенко. Возможно, против Серова играет здесь его репутация "ренегата" - в "партию власти" он пришел относительно недавно из рядов Аграрной партии, покинув ее в обстановке скандалов и обвинений со стороны былых товарищей.

"Стоит отметить, что в преддверии посевной кампании алтайские справедливороссы вновь заявили о необходимости отставки "аграрного" вице- губернатора Бориса Неудахина. По словам руководителя исполкома местных эсеров Андрея Ляпунова, это связано с тем, что в ходе разговоров с селянами партийцы видят "дикое персонифицированное неприятие его кандидатуры у крестьян. Неудахину давно пора уйти на покой". По его словам, руководство краевого отделения партии еще не проводило какие-либо консультации с администрацией края о возможном преемнике "аграрного" вице-губернатора", - подчеркивает ИА "Банкфакс".

16 апреля Государственная Дума рассмотрит во втором чтении законопроект о реформировании сети бюджетных организаций России. В случае его приятия 25 тыс. федеральных и более 300 тыс.ч региональных и муниципальных организаций ждет принципиально новая схема финансирования. Школы, больницы, вузы, библиотеки, НИИ и т.д. будут получать средства из бюджета только за выполнение конкретных госзаданий и на содержание имущества; недостающие суммы им предстоит зарабатывать самостоятельно.

Как пишет 15 апреля ИА "Алтапресс", эту масштабную реформу пока не очень громко обсуждают, хотя число ее противников множится с каждым днем - они утверждают, что социальную сферу ждет "полная коммерциализация", что государство сбрасывает с себя ответственность за "социалку" и обрекает ее на нищету. Своим мнением о реформировании бюджетной сферы с читателями altapress.ru поделилась Наталья Зубаревич, директор региональных программ Института социальной политики:

"Реформирование системы финансирования бюджетных учреждений - правильная и давно назревшая идея. Другое дело, что ее опять хотят внедрять сразу и повсеместно, а делать это ни в коем случае нельзя.

Предполагается, что автономные некоммерческие учреждения будут получать госзаказ, и в рамках этого заказа им будет оплачиваться часть услуг. Сверх того, они будут иметь право оказывать и дополнительные услуги и на них зарабатывать. Те же, кто остается на казенной смете, финансируются полностью, но зарабатывать не смогут. Автономные организации будут гораздо более самостоятельными, но вполне возможно, что объем госзаказа для них сожмется.

То есть, помимо того, что этот закон заставит бюджетные учреждения "крутиться", и это правильно, здесь есть и очевидное стремление государства сэкономить. Но в 2009 году регионам накидали столько денег, и они настолько неэффективно были потрачены, что когда-то же эту советскую систему пора было менять! Однако, нельзя ее менять, ломая об колено. Надо делать это осторожно и аккуратно, минимизируя издержки. Чтобы говорить о выживаемости той или иной организации надо, прежде всего, знать размер госзаказа. Кто сейчас может определить, каким он должен быть?

Поэтому нужен не просто очень продуманный и грамотный закон - нужна его пошаговая реализация. Первый шаг - общественное обсуждение внятно прописанного закона. Затем - пилотное воплощение, в котором отслеживается, каким должен быть размер госзаказа, чтобы это не привело к катастрофическим последствиям - это второй шаг, и шаг номер три - "отрихтовка" технологий, когда уже понятно, где "ушиблись", и что исправлять.

Поскольку я живу в России, и знаю, как в стиле бюрократических кампаний отстраиваются все эти решения - я на сто процентов уверена, что издержки будут большими. Ни один из российских законов не работает без тяжелых издержек. У нас очень низкое качество законодательного процесса, и не получается в одном законе учесть специфику разных регионов.

Когда нововведения насаждаются силовым методом, как картошка при Екатерине - проблем не избежать. Потом мы ее будем есть и любить, потому что с точки зрения экономики - это правильное решение. Но реализовывать его таким образом, как сейчас предлагается, сразу и по всей стране - очень рискованно. Это будет похоже на монетизацию льгот".

Чуть ранее - 13 апреля - оценку законопроекту в интервью ИА "ПолитСибРу" дал депутат фракции ЛДПР в Государственной думе Владимир Семенов:

"Этот законопроект, который будет приниматься во втором чтении, мы рассмотрим на одном из заседаний фракции и примем по его поводу коллегиальное решение. Пока я к нему отношусь неоднозначно.

С одной стороны, он даст свободу высшим образовательным учреждениям в части распоряжения своим имуществом. Вузы смогут заниматься наукой на коммерческой основе, активнее вовлекать в работу студентов - такая свобода должна пойти на пользу научной деятельности. Понятно, что это нововведение требуется не всем образовательным учреждениям, поэтому в законе и предусмотрено разделение на вузы, которые могут заниматься коммерческой деятельностью и будут финансироваться лишь частично, и вузы, которые будут полностью "казенными". Итак, я не против изменений в сфере высшего образования, оно давно нуждается в реформировании.

Однако то, что планируется сделать со средним образованием - недопустимо. Среднее образование в России, выверенное годами, - это предмет гордости для страны, а такая модернизация нанесет ему непоправимый ущерб. У нас огромная страна, и львиная доля населения этой страны не готова оплачивать своим детям обучение. Сегодня школы и так устраивают огромные поборы. Ремонт, приобретение оборудования, поездки на олимпиады и соревнования - все это лежит сейчас на плечах, а точнее на кошельках родителей учеников. Дети из малоимущих семей уже сегодня не имеют возможности получить всестороннее среднее образование. А когда сделают три основных предмета бесплатными, а за остальные будут взимать деньги, пусть даже небольшие, страна просто перестанет учить свою молодежь. И скатимся мы до времен крепостного права, когда учеба была уделом только состоятельных людей. Этого допустить нельзя. К тому же это противоречит Конституции, которая предписывает бесплатное образование. А три урока - это образованием назвать сложно.

Наше общество просто начнет деградировать. Огромное количество людей без достойного образования не сможет устроиться на хорошую работу, и у них будет один путь - в криминал. А ведь раньше мы гордились тем, что у нас каждый человек имел, по крайней мере, среднее образование! Страна долго к этому шла, пусть была послевоенная разруха, но все равно открывались вечерние школы, рабфаки... Восемь обязательных классов плюс два года обучения в ПТУ или десять лет в школе, а потом институт или техникум - и готов специалист. А нынешнее нововведение - это бросок назад. Огромной проблемой для страны станет недоученная молодежь. Кто возьмет ее на работу? В России, конечно, сегодня существует некий перекос - все хотят быть начальниками, как сегодня говорят - "менеджерами", и никто не хочет идти работать на завод, но "выбрасывать" среднее образование в любом случае нельзя".

"Алтайские производители БАДов облегченно вздохнули", - пишет 12 апреля ИА "Амител". - "В России не прекращается наступление на биологически активные добавки (БАД). Конец 2009 года и начало 2010-го ознаменовались внесением в Госдуму РФ двух законопроектов. Один из них запрещает рекламу БАДов на телевидении и радио (инициатива исходила от депутата Госдумы РФ Антона Белякова), а другой - продажу БАДов в аптеках (инициатива исходила от Минздравсоцразвития РФ). Для Алтайского края принятие этих законов не прошло бы бесследно".

Как сообщила корреспонденту ИА "Амител" начальник управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края Татьяна Зеленина, на начало 2009 года в России было зарегистрировано около 200 организаций, занятых производством БАДов. 96 организаций расположены в Сибирском федеральном округе, 29 из них - в Алтайском крае. Согласно данным Росздравнадзора, на отечественном потребительском рынке зарегистрировано в обороте более 7500 БАДов, представленных 610 производителями. 5000 наименований продавались в аптечных учреждениях России в 2009 году, более 500 из них изготавливались алтайскими предприятиями.

Подавляющее большинство производимых на Алтае БАДов реализуется именно через аптечные сети края и других регионов России (их около 50). И лишь незначительная часть (около 10%) реализуется через специализированные фирменные магазины. Все эти цифры красноречиво говорят о том, как изменения в законе могли бы ударить по алтайским производителям оздоровительной продукции. А ведь эта отрасль находятся на подъеме и рассчитывает добиться еще больших успехов в рамках "Алтайского биофармацевтического кластера". На рисунке 1 представлена динамика изменения объемов произведенных БАДов в 2006-2009 годах предприятиями Алтайского края в количественном и качественном выражении, отмечает издание.

Как подчеркивает ИА "Амител", последняя законодательная инициатива, кстати, вызывала самые большие опасения, поскольку исходила от Минздравсоцразвития РФ. Перспектива была туманной - участники рынка слабо себе представляли, как БАДы будут реализоваться в продовольственных сетях.

"Очевидно, что "удаление" БАДов из аптек и аптечных сетей выгодно продовольственным сетям и производителям лекарственных препаратов. Первые получат еще один качественный, ликвидный и прибыльный продукт для реализации, вторые избавятся от конкурентов на аптечных полках", - сообщил корреспонденту ИА "Амител" директор ООО "Торговый дом "Пантопроект" Александр Виноградов.

"Пострадают, прежде всего (как обычно!), покупатели, заботящиеся о своем здоровье. Аптеки - это наиболее цивилизованный рынок с точки зрения организации обслуживания. Приходя в аптеку, каждый покупатель может получить квалифицированную консультацию специалиста. Именно в аптеках возможен эффективный контроль качества продаваемой продукции. Да и торговая наценка в аптеках, как правило, ниже, чем в других местах продаж. Продовольственные сети не подготовлены к реализации БАД, поскольку не располагают специалистами по продаже оздоровительной продукции. Я хорошо отношусь к супермаркетам, но их профиль все же не тот", - считает собеседник.

По его мнению, безусловно, в убытке окажутся аптеки. Они лишатся востребованного товара, на который, кстати, не ограничена торговая наценка. Прямые потери понесут крупные и современные производители БАДов. На Алтае безусловным лидером является "Эвалар". Производителям нужно будет определенное время для того, чтобы перестроить свою маркетинговую стратегию.

17 марта 2010 года Госдума РФ приняла во втором чтении правительственный законопроект "Об обращении лекарственных средств", в который, по предложению Минздравсоцразвития России, была внесена поправка об исключении БАДов из перечня аптечных товаров.

Одновременно с рассмотрением данного законопроекта группа депутатов Госдумы РФ внесла альтернативный законопроект, касающийся БАДов. Автор проекта, все тот же депутат Антон Беляков, которые прежде ратовал за запрет рекламы БАДов на телевидении и радио, предложил запретить продажу БАД вне аптек и установить административную ответственность за нарушение такого требования.

С заявлением выступила исполнительный директор некоммерческого партнерства "Производители БАД, лечебного и профилактического питания" Марина Пономарева. По ее словам, запрет реализации БАД через аптеки - это "прежде всего, запрет прозрачного, цивилизованного, контролируемого рынка, который формировался на протяжении последних 15 лет".

В конце концов, 24 марта закон "Об обращении лекарственных средств" был одобрен в третьем чтении Государственной думой РФ, 31 марта - Советом Федерации. Согласно ст. 55 п. 7 нового закона "Аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, лечебную парфюмерно-косметическую продукцию, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни", - резюмирует ИА "Амител".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail