Международная Хельсинкская Федерация по правам человека призывает к созданию международного трибунала по Чечне
Ингушетия, 20 июня, 2003, 12:45 — ИА Регнум. Международная Хельсинкская Федерация по правам человека выражает обеспокоенность растущим числом случаев исчезновений, пыток, жестокого обращения и мародёрства во время зачисток в лагерях для внутренне перемещенных лиц в Ингушетии. 18 июня в Вене было распространено сообщение МХФ, в котором говорится:
"С 3 июня в Международную Хельсинкскую Федерацию по правам человека (МХФ) поступает информация о многочисленных грубых нарушениях прав человека во время так называемых зачисток в Ингушетии. Эти операции по зачистке на территории Ингушетии, производимые российскими военными в масках, были направлены против внутренне перемещённых лиц, проживающих в лагерях и в частном секторе, на фоне общего роста числа нарушений, осуществляемых при поддержке государства. По информации российской правозащитной группы "Мемориал", во время этих операций беженцы стали жертвами насильственных исчезновений, а также подверглись пыткам, грубому обращению и мародёрству со стороны российских военных.
Согласно докладам, операции осуществлялись российскими военными и промосковской чеченской милицией под контролем главы администрации Чечни Ахмата Кадырова. Операции в Ингушетии свидетельствуют о расширении границ чеченского конфликта, продолжающегося уже почти четыре года, и о нарушениях международных стандартов по защите внутренне перемещённых лиц. Эти стандарты включают Руководящие принципы ООН по Внутреннему Перемещению, в которых говорится, что "основной задачей и обязанностью национальных Правительственных структур является обеспечение защиты и оказание гуманитарной помощи внутренне перемещённым лицам, находящимся под их юрисдикцией " (Принцип 3). Более того, Принципы указывают на то, что внутренне перемещённые лица должны быть "защищены в особенности... от насильственных исчезновений, включая похищения или незаконные задержания, представляющие угрозу для жизни или оканчивающиеся смертью" (Принцип 10 (д)).
МХФ крайне обеспокоена судьбой и местонахождением следующих беженцев, исчезнувших в результате зачисток, проведённых в лагерях для внутренне перемещённых лиц и в частном секторе в Ингушетии в июне 2003 г.:
- Руслана Арсаева, которого насильно забрали из лагеря для беженцев "ООО УРС", г. Назрань. 3 июня 2003 г. в 4 часа утра лагерь был блокирован со всех сторон неизвестными военными в масках, одетыми в камуфляжную форму, которые подъехали на 6-ти БТР-ах. Они ворвались в помещения и насильно вывели всех мужчин в возрасте от 14 лет и старше во двор лагеря. Затем людей уложили на землю лицом вниз, всех сфотографировали и проверили паспорта. В то же время в домах проводились обыски, сопровождавшиеся грабежом. Солдаты унесли 8 ящиков с гуманитарными продуктами, которые накануне привезли сотрудники МЧС. Вооружённые люди никак не представляли себя и не объясняли свои действия. Только на двух машинах из шести были регистрационные номерные знаки. Четверо беженцев были задержаны и доставлены в Чечню. Через 3 дня трое задержанных были обнаружены недалеко от военной базы Ханкала и подтвердили, что были подвергнуты избиениям и пыткам. Судьба и местонахождение 34-летнего Руслана Арсаева остаются неизвестными.
- Рустама Личаева и Адама Тамбиева, которых забрали из беженского лагеря в станице Нестеревская 3 июня 2003 года более двадцати вооруженных людей в масках на четырех автомашинах въехали на территорию лагеря и стали стрелять в воздух. Они хватали всех мужчин с криком: "Вы все твари! Сидите здесь в Ингушетии, не хотите возвращаться домой. Думаете, мы вас здесь не достанем?". Эти неизвестные затолкали Рустама Личаева в его же собственную машину вместе с Адамом Тамбиевым и направились в сопровождении четырех военных машин в сторону Чечни. На приграничном с Чечней ингушском блокпосту машины были остановлены. Как сообщается, ингушские милиционеры безуспешно пытались противостоять насильственному вывозу двоих людей из Ингушетии в Чечню. Судьба и местонахождение этих двух людей неизвестны. - Бувайсара Хадисова, забрали из своей квартиры на улице Советской, г. Назрань 7 июня 2003 года около 5 часов утра 20 вооруженных людей в камуфляже и масках выломали входную дверь и ворвались в квартиру чеченского беженца Хадисова. Эти люди его избили, надели наручники и арестовали на глазах его жены, которую ударили так, что при падении ее пятимесячный ребенок, находившийся на её руках, получил травму головы. Нападавшие приехали на четырех военных машинах. Судьба и местонахождение 27-летнего Бувайсара Хадисова неизвестны."
МХФ призывает российские власти провести незамедлительное расследование этих исчезновений, возбудить дела против виновных и обеспечить безопасность перечисленных граждан. Кроме того беспокойство МХФ вызывает судьбам Харона Ясаева, 19 лет и Кюры Гайсумова, 47 лет, задержанных в лагере поселения беженцев "Танзила" (г. Назрань). "12 июня 2003 года солдаты в масках проводили операцию по проверке машин на въезде в лагерь. По сообщениям, солдаты стали избивать водителей машин и других людей, находившихся в это время у ворот лагеря. Они задержали девять человек, включая Харона Ясаева и Кюру Гайсумова. По сообщениям, эти двое содержатся во Владикавказе и ожидают предъявления уголовного обвинения", - говорится в сообщении МХФ.
"МХФ призывает российские вооруженные силы и службы безопасности немедленно остановить насильственную практику подобного рода, - говорится далее. - Военные и гражданские прокуратуры должны расследовать эти случаи и привлечь к ответственности всех, кто подвергал пыткам и жестокому обращению чеченских беженцев в ходе данных операций. Эти люди также должны быть ответственны за судьбу и безопасность Руслана Арсаева, Рустама Личаева, Адама Тамбиева и Бувайсара Хадисова.
Поскольку в настоящее время нет надежды на скорое расследование произошедших событий и на осуждение и наказание всех виновных, МХФ считает, что эти и прочие грубые нарушения прав человека в Чечне и в соседних республиках еще раз обосновывают необходимость создания международного специального трибунала по привлечению виновных к ответственности, как указано в недавней резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ)".