Член городской топонимической комиссии Великого Новгорода, профессор Новгородского государственного университета, лингвист Татьяна Шмелева приняла решение о выходе из состава комиссии после дискуссии по поводу переименования проспекта Карла Маркса в проспект Воинской славы. О причинах своего решения Татьяна Шмелева сегодня, 14 апреля, рассказала в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости.

ИА REGNUM Новости: Татьяна Викторовна, почему вы приняли решение о выходе из состава комиссии?

Я входила в городскую топонимическую комиссию (а это общественная деятельность), потому что считала, что у меня есть топонимические знания и опыт, которые могут пригодиться. Но оказалось, что они не нужны. Заседание по вопросу переименования проспекта Карла Маркса в Великом Новгороде в проспект Воинской славы показало: всё заранее решено. Топонимическая комиссия, созданная для обсуждения языка города, превратилась в инструмент для проталкивания готового решения. Не хочу себя идентифицировать с таким коллективом.

ИА REGNUM Новости: Что значит "готовое решение"?

Вопрос о переименовании проспекта Карла Маркса был сформулирован без выбора. Являлся ли вопрос топонимическим? Была ли возможность у членов топонимической комиссии решать топонимическую задачу? Считаю, что нет. Вспомните, как мы обсуждали наименование Колмовской набережной. Во-первых, все имели возможность сформулировать свои предложения. Во-вторых, мы выбирали название тайным голосованием. В данном случае никакого выбора членам комиссии не было предложено сделать, а голосование сделали открытым - посмотрите, кто посмеет голосовать против. При этом в один вопрос было сплюснуто два. Первое: откажемся ли мы от Карла Маркса и второе - что мы поставим вместо него. Демократичность процедуры была смята.

ИА REGNUM Новости: Что именно вы не смогли обсудить?

Я предлагала подумать о том, как это название (проспект Воинской славы) - пафосное и безвкусное - будет функционировать в нашей городской речи. Однако это не стали обсуждать вообще, хотя это достойно обсуждения.

ИА REGNUM Новости: Что же плохого в предложенном названии?

Оно безжизненно и заведомо не топонимично. Если не брать слово "проспект" - оно двусловное. Значит, какое-то из двух слов обязательно выйдет из употребления. Либо, что менее вероятно, название сократят до Славы, либо проспект станет просто Воинским. Люди будут говорить "поедешь по Воинской", "свернешь на Воинскую" и так далее - всё, "Слава" ушла. Кстати, некоторые блоггеры уже сегодня называют переименованный проспект "проспектом воинской части", то есть уже наблюдаем многозначительные оговорки. Мы не знаем наверняка, как назовут новгородцы проспект, городская речь сама с этим как-то обойдется, потому что двусловность противоестественна: мы же и нынешнее название проспекта называем просто - Маркса.

Во-вторых, всю эту славу мы втопчем в грязь: по ней будем двигаться, тормозить, пересаживаться, на ней будут совершаться ДТП... В итоге нынешняя реализация замысла - чтобы в городе звучала воинская слава - чревата тем, что мы добьемся обратного эффекта. Слава окажется под ногами, под колесами. Мы ее будем втаптывать в грязь нашей городской повседневности в самом буквальном смысле.

ИА REGNUM Новости: Но в вопросе переименования площади, на которой сейчас устанавливается стела, вы голосовали за...

Там все естественно. Вот стела Воинской славы и ее название метонимически переносится на сквер, где она стоит. Формулировка - Воинской славы - хороша для городов. Но зачем переносить ее на карту городу четыре раза? Получается "сгусток славы": и проспект, и сквер, и стела Воинской славы. Причем рядом - в бывшем Доме архитектора - еще и Музей воинской славы.

ИА REGNUM Новости: Каким же, по-вашему, должно быть название проспекта?

Оно должно быть человеческим, городским, бытовым. Среди предложенных вариантов звучала, например, улица Ратная. Совершенно незатасканное, самобытное наименование, очень хорошо вписывающееся в общую концепцию - улица от бюста полководца Александра Невского до стелы "Новгород - Город воинской славы". Но, к сожалению, иные предложения не обсуждались на комиссии - потому, как нам сообщили, что не были включены в повестку дня.

Что касается отказа от самого Карла Маркса. Заседание топонимической комиссии и без того напоминало советские дискуссии, когда всем сказали проголосовать за мир, все проголосовали и пошли по домам. При этом ярые сторонники переименования применяли известный советский способ - "цитатную войну". В частности, историк Виктор Смирнов привел цитату из Маркса 1863 года, где тот неодобрительно отзывался о России. Но мы сейчас, во-первых, не Россия 1863 года, во-вторых, мы не обсуждали личность Маркса. И мы не наказываем его, извлекая из нашей городской среды. Мы просто говорим об улице, название которой стало частью языка нашего города. Я, кстати, вообще не уверена, что каждый молодой человек сегодня вспомнит, кто такой Маркс, но где проспект его имени в городе - он знает. Имя Маркса переместилось из мировой истории в язык нашего города. И оно там приспособлено. Почитайте комментарии в блоге губернатора, где некоторые так и пишут: "Как я называл это место Карлухой, так и буду называть". Это естественное человеческое сопротивление насилию над языком.

ИА REGNUM Новости: Комиссия обсуждала результаты опросов общественного мнения, в которых большинство новгородцев высказывались против переименования?

На комиссии было заявлено, что ни одно из переименований мы не проводили так демократично. Но я говорила там и повторю вам: это не демократия, это цинизм - сначала всех спросить, а потом сделать наоборот. Апеллировали к советским временам - мол, в 1964 году, когда улицу Вокзальную переименовали в проспект Маркса, никого не спросили. Но, позвольте, в советские времена вообще никого ни о чем не спрашивали, и это было нормально в контексте той эпохи. Мы же живем в другую эпоху. И получилось, что у людей спросили, но сделали наоборот. Зачем тогда было спрашивать?

Все аргументы, которые приводились на комиссии, у меня вызывают сопротивление. Во-первых, о том, что такие вещи нельзя решать арифметически. Однако при переименовании Ленинграда в Санкт-Петербург при проведении общегородского референдума, когда надо было набрать 51% в пользу переименования, арифметика очень пригодилась. Второй аргумент: "Все равно всем не угодишь". Значит, если мы не угодим всем, мы будем угождать тому, кому нельзя не угодить? Жаль ветеранов, которых здесь используют и которые не проронили на заседании ни одного слова. Вопрос ведь поставили так: так кто за ветеранов, а кто против ветеранов? Это неправомерная постановка вопроса хотя бы потому, что среди самих ветеранов есть как те, которые за, так и те, которые против. В целом, у меня постоянно было ощущение подмены понятий: мы говорим об улице, о Карле Марксе или о ветеранах?

Повторю, топонимическая комиссия должна обсуждать язык города - города с тысячелетней историей, пережившего различные эпохи и оставившего на своей карте память о каждой из них. Во всяком случае, о многих.

Справка ИА REGNUM Новости:

Именем Карла Маркса в Великом Новгороде назван проспект, соединяющий Вокзальную площадь (ранее на ней стоял бюст Карла Маркса, замененный в 1995 году на бюст Александр Невского) и сквер у Киноцентра, где 8 мая 2010 года планируется торжественно открыть стелу "Город воинской славы". Имя Маркса проспект получил в 1964 году, его не стали переименовывать в 1990-е годы, когда в Великом Новгороде десяткам улиц с названиями советского периода были возвращены дореволюционные наименования. Вопрос переименования проспекта вызвал бурную дискуссию в обществе. За переименование "не как губернатор, а как житель Великого Новгорода" в своем блоге высказался глава региона Сергей Митин, письма в поддержку предложения опубликовал муниципальный еженедельник "Новгород", однако опросы общественного мнения показали, что большинство горожан считают идею переименования проспекта неуместной как с моральной точки зрения, так и с точки зрения материальных затрат. Городская топонимическая комиссия 12 апреля 2010 года большинством голосов приняла решение поддержать предложение о переименовании проспекта Карла Маркса в Великом Новгороде в проспект Воинской славы. Окончательное решение о переименовании проспекта должны принять депутаты городской думы.