В 2010 году частный сектор высшей школы страны отмечает 20-летие. В настоящее время в 450 частных российских вузах, имеющих государственную аккредитацию, обучается 1 миллион 200 тысяч студентов - 18% всей высшей школы страны. Принципиально новый для России сектор негосударственного образования вопреки неоптимистичным прогнозам стал неотъемлемой частью отечественной системы образования.

- У нас в негосударственном образовательном секторе огромное количество недостатков, но абитуриент, который смотрит на соотношение цена/качество, зачастую предпочитает частный, а не государственный вуз, - заявил на совместном апрельском заседании руководителей негосударственных вузов России и Экспертного совета Комитета по образованию Госдумы ректор РосНОУ, председатель Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ) Владимир Зернов. - Именно поэтому только в Московской области в десятках государственных вузов и средних профессиональных образовательных учреждениях не заполнены бюджетные места - их потенциальные абитуриенты ушли в негосударственный сектор.

За 20 лет частные вузы существенно расширили возможности реализации гражданами права на образование, тысячи их выпускников доказали конкурентоспособность этих образовательных организаций. Встречаются в частном образовательном секторе и недобросовестные представители, которых, по мнению экспертов, нужно лишать права на предоставление образовательных услуг. Этот процесс уже идет: в 2009 году волна сокращений числа частных вузов в России отставила на данном сегменте рынка наиболее конкурентоспособных. Но и у лучших негосударственных вузов есть проблемы.

- За последние 12 лет количество учащихся в общеобразовательных школах сократилось почти вдвое, - сообщил председатель Комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин. - Если в 1998 году было 22,5 миллиона, то сейчас осталось 13,4 миллиона. По нашим прогнозам, сокращение продолжится вплоть до 2013-2014 года, несмотря на увеличение рождаемости.

- В целом спад по абитуриентам, которых мы приняли на первый курс, более 30%, - подтвердил Владимир Зернов. - Известны случаи, когда вузы, не набравшие студентов на первый курс, вынуждены закрываться из-за нерентабельности. Чтобы студенты старших курсов этих вузов могли спокойно доучиться, необходимо создать образовательный холдинг. Но здесь встает вопрос юридической регламентации. Сейчас документа, регламентирующего данного рода деятельность, нет. На заседании обсуждались и вопросы неравноправия учебных заведений различных форм собственности. По мнению участников заседания, студентам частных вузов практически невозможно получить образовательные кредиты, а налогообложение на здания не позволяет развиваться негосударственным вузам, у которых есть своя собственность.

- Справедливо и законно требование частных вузов освободить их от налогов, - считает заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Олег Смолин, - Во всем мире образование, в том числе негосударственное, либо вообще не платит налогов, либо пользуется широчайшим спектром налоговых льгот.

Григорий Балыхин уверен, что львиную долю своих доходов вузы, освобожденные от части налогов, смогут вкладывать в развитие науки. Многие негосвузы успешно ведут научную деятельность. Примерно 30% научных открытий всей высшей школы делается в негосударственном образовательном секторе.

- В 2009 году в Москве прошел международный конгресс по электромагнетизму ПИРС, - рассказал Владимир Зернов. - К нам приехал господин Кабаяши - сопредседатель Пирс (PIERS), ректор университета Киото (вуз входит в десятку лучших университетов мира). Кабаяши был приятно удивлен практически полезными научными разработками РосНОУ, и шокирован тем, что у нас нет государственной поддержки ни в науке, ни в образовании.

Во всем мире высшее образование, которое фактически не разделятся по форме собственности, имеет безусловный национальный приоритет и является основным фактором динамичного развития экономики и общества любой страны. В России же вопрос поддержки "частных вузов" - пока явно не в числе приоритетных нацпроектов. Справедливо все же отметить, что на заседаниях на высшем уровне и в СМИ все чаще поднимаются вопросы, связанные с функционированием вузов негосударственной формы учредительства.

- Самое главное - качество образования, - уверен председатель Комитета по образованию Госдумы. - Основными задачами и положениями утвержденной в 2001 году концепции были: качество, доступность и эффективность образования. Необходимо, чтобы эти 3 составляющих были главными. Если так и будет, то мы модернизируемся и пойдем по инновационному пути.

- Наша с вами роль - роль инновационного возмутителя, который будет способствовать выстраиванию в системе образования отношений, стимулирующих развитие сектора, - призвал коллег Владимир Зернов. - И для этого у нас есть многочисленные аргументы.