ИА REGNUM Новости публикует Концепцию создания и развития Северного (Арктического) федерального университета.

1. Основные предпосылки и обоснование создания Северного (Арктического) федерального университета

Концепция создания Северного (Арктического) федерального университета разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 года № 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах". В настоящее время необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования как основы динамичного экономического роста, социального развития общества, благополучия граждан и безопасности страны. Получение качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан и решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Важную роль в процессе модернизации системы образования призваны сыграть федеральные университеты. Это новая форма организации образовательной и научной деятельности, соответствующая мировым стандартам образования и науки. Федеральный университет - высшее учебное заведение, которое имеет:

- широкий спектр инновационных образовательных программ основного высшего и дополнительного профессионального образования, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий и дифференцированных программ по целевым группам и уровням;

- широкий спектр фундаментальных и прикладных междисциплинарных и трансдисциплинарных научных исследований, включая приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

- широкое участие в региональных, общенациональных и международных программах и проектах, обеспечивающих устойчивую диверсифицированную структуру доходов в консолидированном бюджете университета.

Таким образом, федеральный университет - это интегрированный инновационный научно-образовательный комплекс, своеобразие которого определяется совокупностью структурных подразделений, осуществляющих подготовку кадров и проведение исследований для важнейших кластеров в рамках программ социально-экономического развития регионов в федеральных округах.

Значительный экономический потенциал имеют арктические территории. Арктика является стратегической ресурсной базой России, зоной международного сотрудничества и конфликтного разграничения интересов приарктических государств, уникальным природно-экологическим пространством. Арктическая зона России (АЗР) занимает более одной трети территории страны и характеризуется: экстремальными природно-климатическими условиями, наличием разнообразных и значительных по запасам природных ресурсов; низкой плотностью населения, очаговым характером промышленно- хозяйственного освоения территорий, удаленностью и транспортной труднодоступностью; чрезвычайной уязвимостью и медленной восстановимостью природных экосистем.

В Арктической зоне России при доле населения, равной одному проценту, производится около 20 процентов валового внутреннего продукта России, 22 процента общероссийского экспорта, 11 процентов национального дохода страны. В АЗР добывается и производится до 80 процентов российского газа, более 90 процентов никеля и кобальта, 60 процентов меди, 96 процентов платиноидов, 100 процентов барита. Арктика - это один из последних на Земле недостаточно освоенных резервов для России и всего человечества, кладовая экологически чистого воздуха и пресной воды, климатическая лаборатория всей планеты, уникальное коммуникационное пространство.

Арктика имеет исключительно важное военно-стратегическое значение для решения задач обороны государства. Здесь базируются силы Северного флота и находится его операционная зона, сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности. По Северному ледовитому океану на протяжении почти 20 тыс. километров проходит Государственная граница Российской Федерации.

На мирное освоение арктических ресурсов, эффективное социально-экономическое развитие северных территорий нацелен арктический вектор общенациональной стратегии развития России до 2020 года, в которой предусматриваются:

• активизация работ по освоению нефтегазовых месторождений;

• изучение арктического континентального шельфа, значительное обеспечение к 2020 году прироста балансовых геологических запасов морских месторождений нефти;

• геолого-геофизическое обоснование внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;

• увеличение добычи морских биологических ресурсов в Арктике;

• развитие мощностей по переработке рыбы и других добываемых морепродуктов, увеличение производства продукции для реализации на российском и иностранном рынках;

• повышение конкурентоспособности Северного морского пути (в том числе увеличение объемов грузоперевозок) и создание условий для его использования в качестве транспортного коридора, соединяющего порты Западной Европы с портами Юго-Восточной Азии, Северной Америки и управляемого Российской Федерацией, а также создание к 2015 году единой системы контроля и безопасности судоходства, управления транспортными потоками;

• снижение ущерба окружающей среде от расширения экономической деятельности и восстановление окружающей среды, нарушенной в результате прошлой деятельности;

• обеспечение национальной безопасности в регионе в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;

• адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям, а также снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего в Арктическом регионе;

• развитие информационно-коммуникационных технологий для обеспечения надежной связи и мониторинга, своевременное предупреждение об опасных гидрометеорологических и геофизических явлениях и высоких уровнях загрязнения окружающей среды.

Решение таких масштабных стратегических задач деятельности России в Арктике невозможно без интеллектуального, информационного, кадрового, научно-образовательного, инновационного, финансового ресурсного обеспечения. Роль науки и образования для Арктики особенно велика в связи с тем, что происходящие здесь природные и антропогенные процессы взаимосвязаны. Фундаментальные и прикладные научные исследования в регионе имеют существенное значение для изучения глобальных процессов на Земле, а также для рационального, экологически безопасного использования богатейших природных ресурсов Арктики. Федеральный университет в Архангельске создается как центр разработки и производства передовых технологий и подготовки кадров, способных участвовать в масштабных процессах на Севере Европы и в Арктике и управлять данными процессами, а также обладающих современными ключевыми компетенциями, с фокусировкой, в первую очередь, на наиболее конкурентоспособные отрасли экономики северных территорий России.

Создание Северного (Арктического) федерального университета в Архангельске станет точкой роста в развитии Севера и Арктики, одной из важных стратегических мер в стратегии развития России на ближайшие десятилетия, направленных на приоритетную защиту национальных интересов России в северных территориях.

2. Цель создания и развития Северного (Арктического) федерального университета

Цель создания и развития Северного (Арктического) федерального университета - интеллектуальное и научно-образовательное обеспечение защиты национальных, геополитических интересов России в стратегически важном Арктическом макрорегионе. Федеральный университет - это многофункциональный центр образования, науки, традиций, истории и культуры в Северной Европе, фактор формирования и устойчивого развития социального потенциала северных территорий России. Университет позволит сгруппировать ресурсы, необходимые для модернизации высшего образования, науки, культуры, превратится из традиционной научно-образовательной организации в инновационный социально-культурный центр развития Европейского Севера России.

Северный (Арктический) федеральный университет получает статус автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Университет создается Правительством Российской Федерации на базе Архангельского государственного технического университета путем присоединения к нему других государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также государственных академий наук и их hегиональных отделений. Федеральному университету может быть присвоено имя М.В. Ломоносова на основании того, что университет создается на родине великого русского ученого.

Организационная структура автономного образовательного учреждения высшего профессионально образования "Северный (Арктический) федеральный университет" будет сформирована на основе выделения профильных институтов, имеющих определенную оперативно-хозяйственную самостоятельность в рамках университета и образующих многофункциональные кластеры отраслевой или межотраслевой направленности в соответствии с приоритетными стратегическими направлениями развития.

В рамках проекта по созданию Северного (Арктического) федерального университета представляется необходимым и возможным создание Арктического отделения Российской академии наук с учетом необходимости интеллектуальной защиты национальных интересов страны в Арктике, интеграции академической, прикладной и вузовской науки, укрепления научно-инновационного потенциала по широкому кругу научных проблем, связанных с освоением арктического пространства и территорий Европейского Севера России. Процесс формирования новой структуры будет длиться 3-5 лет. Представляется рациональным выделить три основных этапа в программе создания и развития Северного (Арктического) федерального университета.

Основные этапы создания и развития Северного (Арктического) федерального университета

Этапы Содержание деятельности Задачи и мероприятия Первый этап (2010 год) Создание университета и изменение его типа на автономное образовательное учреждение Реорганизация АГТУ в С(А)ФУ и изменение его типа; утверждение программы создания и развития ФАОУ "Северный (Арктический) федеральный университет (апрель 2010 года); завершение в 2010 году реорганизации университета; создание системы реализации государственного заказа; инвентаризация имущественного комплекса и материально-технической базы учебных заведений; присоединение учебных и научных заведений и учреждений; проведение анализа эффективности образовательной деятельности учебных заведений по удовлетворению кадровых потребностей предприятий высокотехнологичных отраслей и региональных кадровых потребностей и начало работ по модернизации существующих и созданию новых образовательных программ на основе указанного анализа; создание в основном информационной инфраструктуры университета; создание системы управления университетом Второй этап (2011 - 2015 годы) Развитие университета создание эффективной структуры и привлечение ведущих специалистов и ученых для работы в университете; завершение модернизации учебных образовательных стандартов и программ с учетом требований работодателей; завершение развития материально-технической базы и имущественного комплекса; расширение международного и межрегионального сотрудничества Третий этап (2016 - 2020 годы) Завоевание университетом лидирующих позиций в российском образовательном пространстве и укрепление позиций в мировом образовательном пространстве

3. Основные направления деятельности Северного (Арктического) федерального университета

Достижение цели университета осуществляется путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий, сгруппированных по 4 основным направлениям:

1) кадровое обеспечение Крайнего Севера и Арктики;

2) научно-инновационное развитие университета в соответствии с приоритетными направлениями Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом Российской Федерации 28 сентября 2008 года);

3) формирование единого образовательного пространства университета;

4) управление реализацией концепции.

В рамках первого направления будут осуществляться следующие мероприятия:

• разработка и модернизация программ высшего и послевузовского профессионального образования по профильным специальностям университета;

• разработка и модернизация образовательных программ среднего и начального профобразования по профильным специальностям университета;

• разработка программ дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации работников различных отраслей;

• развитие системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников, административно-хозяйственного, производственного и учебно-вспомогательного персонала университета;

• дународное сотрудничество и развитие экспорта образовательных услуг;

• профессионально-ориентационная работа со школьниками, подготовка к поступлению в университет и формирование позитивного образа профессиональной деятельности; •

• приобретение учебного, учебно-лабораторного и учебно-производственного • оборудования.

Подготовка кадров будет обеспечена проведением существенной реструктуризации обучающей системы, разработкой и гармонизацией образовательных и профессиональных стандартов, модернизацией и разработкой образовательных программ, интеграцией образования и науки. Реструктуризация системы подготовки должна учитывать информацию об объединяемом потенциале образовательных учреждений, современные потребности в объемах подготовки квалифицированных кадров, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Структура подготовки специалистов Северного (Арктического) федерального университета предполагает обеспечение условий для непрерывного образования и включает следующие уровни:

• начальное профессиональное образование;

• среднее профессиональное образование;

• высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура и подготовка специалистов);

• послевузовское профессиональное образование (аспирантура и докторантура).

Помимо указанных образовательных уровней, университет обеспечит довузовскую профильную подготовку и дополнительное образование (переподготовка и повышение квалификации).

Реализация образовательных программ высшего профессионального образования будет осуществляться по всем профильным направлениям подготовки университета, в том числе на основе самостоятельно установленных образовательных стандартов и требований. Учитывая имеющуюся материальную базу и кадровый потенциал, Северный (Арктический) федеральный университет будет иметь возможность в общей совокупности реализовывать образовательные программы по более чем 20 укрупненным группам специальностей (физико-математические науки; естественные науки; гуманитарные науки; социальные науки; образование и педагогика; здравоохранение; экономика и управление; сельское и рыбное хозяйство, геодезия и землеустройство; сфера обслуживания, геология, разведка и разработка полезных ископаемых; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; металлургия, машиностроение и материалообработка; кораблестроение и океанотехника; приборостроение и оптотехника; автоматика и управление; информатика и вычислительная техника; химическая и биотехнология, воспроизводство и переработка лесных ресурсов; технология продовольственных продуктов и потребительских товаров; строительство и архитектура; безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды).

Количество специальностей в университете в 2010-2014 годах будет уменьшаться, а количество направлений подготовки бакалавров и магистров - увеличиваться. Возможно сокращение подготовки бакалавров и специалистов по ряду направлений и специальностей, выпускники которых будут менее всего востребованы на рынке труда. При этом на основе партнерского сотрудничества с работодателями будут определены те сегменты рынка образовательных услуг, которые являются наиболее востребованными для обеспечения освоения Арктики и северных территорий России. В Северном федеральном университете можно будет выделить несколько основных направлений подготовки специалистов:

• для судостроения, машиностроения, приборостроения, оборонной промышленности, гражданского судостроения, радиационной безопасности человека и окружающей среды, других отраслей; • для топливно-энергетического комплекса (в том числе для поиска, добычи, переработки углеводородов), лесопромышленного комплекса, лесного дела, архитектуры и строительства, горного дела, ЖКХ, инфраструктуры, транспорта и логистики; • для экономики, менеджмента, маркетинга, финансов, государственного и муниципального управления, регионоведения, права, международной деятельности; • для региональной системы образования и науки, социальной сферы жизнедеятельности, культуры; для медицины, здравоохранения, экологии человека и окружающей среды.

Используя право федерального университета на реализацию образовательных программ на основе собственных образовательных стандартов и требований, планируется разработать стандарты и требования по программам высшего и послевузовского профессионального образования. Они по своей структуре будут соответствовать федеральным стандартам и требованиям и включать дополнительные требования, направленные на совершенствование содержания и технологий образования, а также обеспечивать высокое качество образовательных программ, соответствующих инновационному развитию экономики в Северном и Арктическом макрорегионах. Образовательные программы будут направлены на использование эффективных методов и новейших технологий обучения, гибкость к изменениям и спросу на рынке труда.

Наиболее эффективными в процессе подготовки специалистов по проектно-ориентированным образовательным программам явятся информационные, индивидуально-личностные, проектно-ориентированные, другие инновационные технологии, активные методы обучения, которые позволят студентам, специалистам совершенствовать умения и навыки, компетенции, приобретать опыт управленческой работы. Проектно-ориентированный, индивидуально-личностный характер образовательных рограмм проявится в структуре и содержании учебных дисциплин, формировании профессиональных компетенций, использовании интерактивных форм и методов обучения, дипломном проектировании, свободе выбора индивидуально-личностных компетенций в блоке дисциплин по выбору, функционировании системы менеджмента качества, системы оценки и контроля компетенций. В процессе развития федерального университета предусматривается поэтапное введение кредитно-модульной и балльно-рейтинговой технологии.

Выпускники университета будут способны участвовать в масштабных процессах, протекающих в Арктическом регионе, управлять данными процессами и обеспечивать конкурентные позиции России в них. Создание условий для студенческой и преподавательской мобильности в рамках Болонского процесса позволит развивать коммуникационную компетенцию трудового потенциала, определяющую оптимальную миграционную политику в Северном и Арктическом регионах. В организации учебного процесса большое внимание будет уделено развитию международного сотрудничества. Наличие давних традиций международных связей Архангельской области со странами Европы, высокоразвитое взаимодействие вузов в рамках Баренц Евро-Арктического региона создает широкие условия и определяет необходимость подготовки кадров, активно владеющих иностранными языками, знающих особенности развития соседних государств и умеющих отстаивать интересы России в североевропейском регионе.

В Северном (Арктическом) федеральном университете получит дальнейшее расширение обучения российских студентов за рубежом - как длительное (от года и более), так и краткосрочное (от 2 недель до семестра). Краткосрочные программы академической мобильности студентов будут реализованы в соответствии с двухсторонними договорами с зарубежными университетами при финансовой поддержке различных зарубежных фондов и программ.

Будет осуществляться также повышение квалификации научно-педагогических кадров за рубежом, что позволит повысить уровень профессорско-преподавательского состава, приобрести современное компьютерное, офисное оборудование и программное обеспечение, учебную и методическую литературу, представлять результаты научных исследований на международных конференциях. Продолжится практика защиты диссертаций (PhD) российскими молодыми учеными в университетах Норвегии, Швеции, Финляндии.

Возрастет количество иностранных преподавателей и объем выполняемой ими учебной нагрузки, расширится традиционная для Архангельска практика привлечения иностранных преподавателей к изучению в вузе наук о лесе, нефти и газе, польского, финского, шведского, норвежского, немецкого языков, американистики, делового администрирования в нефтегазовой отрасли, юриспруденции.

С(А)ФУ останется единственным на Крайнем Севере институтом широкого профиля, обеспечивающим подготовку, повышение квалификации и переподготовку специалистов для предприятий Северного центра судостроения и судоремонта (г. Северодвинск) и для таких отраслей, как машиностроение, приборостроение, экономика, управление, экология, радиационная безопасность человека и окружающей среды, а также специалистов по постройке и ремонту атомных подводных лодок.

Организации лесопромышленного комплекса ряда областей, республик и Ненецкого автономного округа, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, по-прежнему будут наиболее крупными потребителями специалистов, бакалавров и магистров, подготовленных по следующим программам высшего профессионального образования:

1. металлургия, машиностроение и материалообработка;

2. транспортные средства и судостроение;

3. химическая промышленность и биотехнологии;

4. воспроизводство и переработка лесных ресурсов;

5. геология, разведка и разработка полезных ископаемых;

6. геодезия и землеустройство;

7. архитектура и строительство;

8. энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника;

9. приборостроение и оптотехника;

10. автоматика и управление.

Выпускники федерального университета, как и раньше, будут востребованы автодорожными, авторемонтными, строительными, машиностроительными, нефтегазодобывающими организациями и предприятиями энергетики. В течение ряда последних лет в Архангельске получило развитие тесное сотрудничество с компаниями "Шлюмбурже", "НорсГидро" (Норвегия), ОАО "Лукойл" по трудоустройству будущих специалистов, и эта практика будет продолжена.

Физики, математики, биологи, химики, преподаватели, учителя, психологи, социальные работники, историки, менеджеры, регионоведы, переводчики, филологи, журналисты и другие специалисты, бакалавры и магистры по физико-математическим, естественным, гуманитарным и социальным наукам, образованию и педагогике, экономике и управлению, информатике и вычислительной технике, безопасности жизнедеятельности, природообустройству и защите окружающей среды будут востребованы во всех сферах жизнедеятельности северных социумов - в экономике, политике, социальной сфере и культуре.

Поскольку с 1998 года действует соглашение "О развитии Северного государственного медицинского университета", заключенное между Минздравом России и администрациями Архангельской, Вологодской, Мурманской областей, республик Коми и Карелия, Ненецкого автономного округа, за федеральным университетом логично закрепится ведущая роль в сфере медицинского образования и науки в Северной и Арктической зонах России.

Реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования будет осуществляться по профильным специальностям в аспирантуре и докторантуре университета, а также путем прикрепления соискателей ученых степеней к университету. При реализации образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования планируется постепенное увеличение доли магистров и аспирантов в общей численности обучаемых лиц.

Реализация образовательных программ среднего и начального профессионального образования будет осуществляться по профильным специальностям, востребованным в первую очередь в промышленности. Для интеграции науки и образования планируется использовать в учебном и научном процессах научно-производственные базы учебных заведений г. Архангельска, Северного центра судостроения и судоремонта (г. Северодвинск), а также других российских научно-производственных центров.

Будут разрабатываться и внедряться новые механизмы взаимодействия университета и работодателей, предусматривающие организацию совместных учебно-научных лабораторий, введение в практику заказа на выпускников (бакалавры, магистры и специалисты), совместный учебно-исследовательский и учебно-производственный процесс с целью быстрейшей адаптации выпускников к условиям работы. В научно-образовательных центрах предусматривается многоуровневая система непрерывного обучения и подготовки кадров на основе комплексного использования материально- технических, кадровых возможностей университета и организаций различных отраслей. Для более качественной и эффективной подготовки специалистов студенты будут привлекаться к научной деятельности в существующих и создаваемых учебно-научных лабораториях. Развитие профессионального образования предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. С целью согласования образовательных и профессиональных стандартов будет разрабатываться и внедряться технология формирования перечня компетенций для стандартов нового поколения с участием работодателей на основе требований обновляемых профессиональных стандартов.

В целях реализации программ дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации работников предполагается осуществить:

• разработку учебных программ повышения квалификации и переподготовки кадров; • разработку образовательных программ дополнительного профессионального образования с участием объединений работодателей для профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировок работников;

• создание групп преподавателей для обучения специалистов непосредственно на предприятиях;

• разработку и издание учебно-методических материалов, включая тексты лекций, учебно-методических пособий, учебно-методических материалов для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр, учебных видео- и аудиоматериалов, слайдов, эскизов плакатов и других дидактических материалов для работы преподавателей.

С целью развития системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников, административно-хозяйственного, производственного и учебно-вспомогательного персонала планируется:

- реализовать программы переподготовки и повышения квалификации всех категорий персонала университета;

- разработать программы переподготовки и повышения квалификации по следующим направлениям: современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования, международное сотрудничество в образовании и международный конкурентный анализ, современные методики преподавания, включая использование мультимедийных, электронных обучающих средств и тестовых технологий;

- создать и реализовать программы переподготовки и повышения квалификации административно-хозяйственного персонала университета по следующим направлениям: управление качеством, менеджмент, экономика и финансы, современные методы и информационные технологии в управлении; провести стажировки научно-педагогических работников на ведущих отраслевых предприятиях, в российских и зарубежных научных центрах, а также в технопарках.

При этом в первую очередь будут проводиться переподготовка и повышение квалификации научно-педагогических и инженерно- технических работников возрастных категорий 30-39 и 40-49 лет, а также более молодых сотрудников.

Для профессионально-ориентационной работы со школьниками, формирования позитивного образа профессиональной деятельности будет осуществляться широкая подготовка к поступлению в университет. С этой целью создается Университетская Ломоносовская гимназия, будут организованы подготовительные курсы, профильные, краткосрочные курсы по подготовке к сдаче единого государственного экзамена и воскресные лектории, получат дальнейшее распространение олимпиады школьников, являющиеся основной формой отбора наиболее способной молодежи, а также конкурсы научно- технического творчества, летние школы и конференции.

С целью развития материально-технической базы университета планируется приобретение современного учебного, учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования, включающего современные тренажерные комплексы для оснащения, переоснащения и модернизации аудиторий, лабораторий, научно-образовательных центров, центров коллективного пользования, учебных кабинетов, учебных и учебно- производственных мастерских, обеспечивающее подготовку кадров по профильным специальностям и направлениям университета.

В рамках второго направления будут осуществляться следующие мероприятия:

- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, развитие научно-педагогических коллективов университета до мирового уровня;

- приобретение уникального научного оборудования;

- организация и проведение университетом всероссийских и международных научных конференций, создание и развитие научных журналов с высоким уровнем импакт-фактора.

Перспективы развития Севера России, Арктической зоны предопределяют, что фундаментальные и прикладные научные исследования в С(А)ФУ будут проводиться по следующим основным приоритетным направлениям:

1. Развитие высокотехнологичных, наукоемких отраслей и производств, в том числе связанных со строительством, ремонтом атомных подводных лодок и других военных кораблей, гражданским коммерческим судостроением (создание судов ледового класса для морских перевозок, специализированных судов), ядерной и радиационной безопасностью, возведением морских нефтегазовых сооружений, реализацией инновационных проектов (строительство судов из легких сплавов, яхт, ПАЭС, приливных электростанций и др.).

2. Обеспечение развития сырьевых производств, включая разведку, разработку нефтегазовых месторождений, добычу, транспортировку и переработку нефте- и газопродуктов, добычу и обработку алмазов, разработку инновационных технологий добычи углеводородов, анализ факторов воздействия на экологическое состояние природной среды при разработке нефтяных месторождений, изучение основных факторов экологического риска при освоении месторождений углеводородов, научно- исследовательские работы в области морских арктических технологий.

3. Новое транспортно-коммуникационное освоение Русской Арктики, в том числе научное обоснование создания современной инфраструктуры в Арктике и на Европейском Севере России, обеспечение национальных интересов России в отношении Северного морского пути (развитие интегрирующей роли СМП в транспортном комплексе северных территорий Российской Федерации; совершенствование навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, службы спасания и реагирования на чрезвычайные ситуации; стимулирования использования возможностей СМП как международного транспортного коридора, создание комплексной Арктической геоинформационной системы; совершенствование системы контроля и управления судоходством на СМП и др.).

4. Разработка и внедрение комплексной системы информационной поддержки освоения и сбережения Европейского Севера и Арктики для обеспечения всех заинтересованных субъектов информацией различного вида с возможностью анализа, прогнозирования и моделирования событий и ситуаций (разработка системы территориального информационного обеспечения экологических исследований при освоении ресурсов недр; разработка системы прогнозирования эколого-экономического ущерба; информационное сопровождение внешнеполитической деятельности России в Арктике; развитие эффективных средств и методов информационного влияния и средств отражения информационных угроз; использование современных средств моделирования для изучения формирования морского ледяного покрова, динамики вод Северного Ледовитого океана и его окраинных морей).

5. Промышленное и гражданское строительство в сложных климатических и геологических условиях на основе специфических методов и технологий повышения качества жизни и экологичного домостроения на северных территориях.

6. Повышение энергоэффективности экономики Севера и Арктики, развитие технологий использования альтернативных источников энергии, энергосбережения.

7. Научно-инновационное обеспечение стабильной работы лесопромышленного комплекса (природосберегающие технологии, лесозаготовительная техника и транспортировка лесоматериалов; совершенствование машин и механизмов ЛПК, процессов механической технологии древесины; оценка экономической эффективности инвестиций и инноваций в лесном комплексе; использование недревесной продукции леса; лесоуправление; химическое производство с приоритетным совершенствованием технологий целлюлозно-бумажного и лесохимического производства и др.).

8. Развитие северной (полярной) медицины и здравоохранения (адаптация населения к изменениям климата в Арктике, экология человека; разработка и внедрение новых методов и средств профилактики, ранней диагностики развития патологических состояний, а также коррекции состояния здоровья, эколого-физиологические особенности обеспечения жизнедеятельности работников в Заполярье и др.), в том числе для обеспечения доступности и качества медицинского обслуживания всех групп населения, проживающих и работающих в Арктической зоне.

9. Адаптация, стандарты жизнедеятельности в условиях высоких широт (эндокринные и иммунные механизмы адаптации организма человека и животных в условиях Арктики, Севера; резервные возможности организма в высоких широтах; физиология человека; здоровьесберегающие технологии и стандарты; социальная гигиена: северные стандарты жизнедеятельности; создание комфортной среды проживания и др.).

10. Защита и сохранение окружающей среды (медико-экологический мониторинг окружающей среды и здоровья населения; комплексная оценка экологических проблем Европейского Севера России и прилегающих арктических акваторий; глубинное строение, геодинамика, сейсмичность северных территорий Земли; научные основы освоения и рационального использования минеральных ресурсов и биологически возобновляемых природных ресурсов; защита от техногенного воздействия; создание и функционирование охраняемых территорий, национальных парков, заповедников, в том числе на островах Северного Ледовитого океана; разработка экологических стандартов и др.).

11. Арктическое, северное регионоведение, история и культура Русского Севера (геополитика, регионализация и глобализация, проблемы интернационализации Арктики; экономика северных территорий России, жизнедеятельность северных социумов; человеческий капитал, его сбережение; циркумполярная цивилизация северных этносов; административно- территориальное устройство, локальное и социально-общинное самоуправление, фольклор и этнография народов Европейского Севера России).яч 12. Развитие образования и образовательного пространства на Европейском Севере.

13. Социальная сфера северных территорий (система социального управления: кросскультурный, междисциплинарный и гендерный анализ; социальная работа в изменяющихся культурах и обществах; социально- культурные условия арктической региональной среды как фактор безопасности личности; актуальные проблемы совершенствования российского и международного законодательства применительно к Арктике).

В международной деятельности важно реализовать комплекс мер по усилению позиций и влияния России в Арктике путем активизации участия С(А)ФУ в международных организациях, включая Университет Арктики и Совет Баренцева Евро-арктического региона, развития взаимовыгодных отношений с научно-образовательной сферой. В северных и арктических регионах с помощью С(А)ФУ должна быть развернута реальная инновационная деятельность, основанная на результатах научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающая соответствующую климату систему жизнедеятельности человека. Гигантский природно-ресурсный потенциал Северной и Арктической зон России объективно является основой их сравнительно быстрого перехода на инновационное развитие. Поскольку ресурсные отрасли наукоемки, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ крайне необходимы, прежде всего, в этих отраслях, именно им принадлежит роль в обеспечении нацеленности предприятий на долгосрочную работу и развитие.

Таким образом, основные направления научно-технической политики и инновационного развития в Северной и Арктической зонах должны быть в перспективе ориентированы:

- на максимальное приближение научно-исследовательских разработок к целям улучшения стратегического освоения Севера и Арктики; на внедрение наиболее перспективных инновационных способов управления и информационных технологий;

- на проведение кластерной политики, направленной на кооперацию производств, в том числе расположенных в разных населенных пунктах и отдельных точках;

- на усиление мер государственной политики в отношении приарктических территорий, в том числе путем установления особых экономических режимов, дающих возможности для дополнительных импульсов социального и инвестиционного развития;

- на развитие наукоемких производств, не требующих большого числа занятых и объемных средств производства;

- на решение демографических и социальных проблем (проведение эффективной миграционной политики, усиление мер социальной защиты населения приполярных районов);

- на внедрение ресурсосберегающих и природорациональных технологий, обеспечивающих экологическую и технологическую безопасность; на переход к комплексной переработке добытого природного сырья, производству новых продуктов с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособных на мировом рынке.

Результаты научно-исследовательской деятельности должны, во-первых, обеспечивать базис для успешной реализации стратегических кластеров развития Европейского Севера России и Арктики, а во-вторых, являться средой для качественной подготовки трудового потенциала региона, способного быстро реагировать на изменения технологий и условий хозяйствования.

Развитие научно-исследовательской деятельности Северного (Арктического) федерального университета сформирует территориальную информационную систему, в которой будут развиваться комплексы "наука - образование - инновации", а организация исследований будет строиться на междисциплинарной основе и представлять собой кластеры.

Перспективными в будущем задачами научных исследований и инновационной деятельности С(А)ФУ явятся обеспечение накопления знаний о северной (в том числе полярной) области Земли и разработка специальных, ориентированных на жесткие природно-климатические условия Арктики технологий, необходимых для решения хозяйственных и оборонных задач, а также проблем фундаментальной науки.

Получит опережающее развитие научно-инновационная деятельность университета, связанная с созданием целостной системы коммерциализации разработок и технологий, обучением студентов всех специальностей основам практических методов коммерциализации научных разработок, а также с подготовкой кадров для инновационной деятельности. С целью эффективной интеграции науки и образования, привлечения ученых из ведущих научных институтов к научной и преподавательской деятельности в университете особое внимание будет уделено созданию и развитию системы научно-образовательных центров с участием ведущих научных организаций по всем основным направлениям научных исследований университета.

В рамках третьего направления предполагается формирование единого образовательного пространства университета, которое обусловлено:

- регионально-распределенной структурой университета;

- многоуровневым характером процесса образования университета;

- интеграцией информационных, технологических и экономических составляющих процесса создания университета;

- необходимостью дальнейшего повышения качества подготовки кадров и подъема уровня образования в регионах;

- необходимостью организационной, учебно-методической, научно- исследовательской поддержки инновационных подходов в образовании;

- взаимодействием подразделений, ведущих образовательную деятельность, с учреждениями, осуществляющими научную и производственную деятельность, а также деятельность в области инновационного предпринимательства;

- переходом процесса обучения на новые образовательные технологии, в том числе путем создания электронной образовательной среды;

- разработкой новых инновационных технологических решений на основе объединения ресурсов различных учебных учреждений, входящих в состав С(А)ФУ.

В рамках третьего направления планируется решение следующих задач:

• создание структуры единого образовательного пространства;

• обеспечение системы функционирования университета;

• создание сетевой инфраструктуры и системы управления университетом;

• развитие мобильности обучающихся лиц, аспирантов, молодых ученых и преподавателей в структуре университета;

• развитие инфраструктуры имущественного комплекса университета.

Решение задач, стоящих перед университетом при создании структуры единого образовательного пространства и обеспечении системы его функционирования, потребует создания новой сетевой инфраструктуры университета и единых межуровневых интерфейсов (начальное профобразование - среднее профобразование - высшее профобразование, бакалавриат - магистратура, магистратура - аспирантура). Сетевая инфраструктура университета обеспечивает доступность и надежность связи и включает в себя:

информационную систему управления образовательными процессами (формирование учебных программ и расписания, планирование нагрузки, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, а также использование аудиторного фонда, расчет рейтинга студентов, формирование отчетности и др.);

систему управления обеспечивающими процессами (бюджетирование, бухгалтерия, кадровый учет, имущественный комплекс, отчетность);

систему управления программами и проектами (планирование, организация и ведение проектов, анализ достижения значений плановых индикаторов и результатов проекта, делопроизводство и другое);

систему электронного документооборота (организация электронного документооборота, электронная почта);

систему мониторинга и прогнозирования деятельности вуза по ключевым показателям (организация сбора и анализа отчетности, мониторинг, прогноз);

систему управления качеством образовательной деятельности университета;

систему управления интеллектуальными ресурсами (планирование научно-методической работы, управление развитием кадрового и интеллектуального потенциала, формирование баз знаний, мониторинг научной деятельности);

каталог образовательных информационных ресурсов (электронные библиотеки для студентов, электронные библиотеки для научной и учебно- методической работы, анализ обеспеченности учебно-методической литературой);

систему электронного обучения;

систему дистанционного обучения (образовательные ресурсы, тестирование, анализ, отчетность);

комплекс учебных лабораторий и мест прохождения практики;

систему информационных порталов образовательных учреждений;

сетевую систему высокопроизводительных вычислительных комплексов, обеспечивающую иерархический доступ к информационным ресурсам и необходимый уровень защиты и сохранности информации.

В рамках указанного мероприятия предполагается решить следующие задачи по информационно-коммуникационному обеспечению сетевой инфраструктуры С(А)ФУ:

• разработка электронных учебно-методических комплексов и сетевых технологий обучения разного уровня;

• формирование системы дистанционного обучения, поддерживающей как индивидуальные, так и корпоративные формы обучения;

• создание системы электронного документооборота, позволяющей существенно повысить эффективность функционирования университета, увеличить скорость принятия и прохождения решений, обеспечить контроль за исполнением документов, централизованное хранение и защиту служебной информации;

• создание системы обмена электронными сообщениями как необходимой части системы электронного документооборота, построенной в качестве единой распределенной системы, предусматривающей схемы обеспечения доступности, отказоустойчивости и катастрофоустойчивости за счет применения средств репликации, резервирования оборудования и интеграции со схемами обеспечения доступности сетевой инфраструктуры;

• создание системы порталов и файловых хранилищ, позволяющих размещать, хранить и предоставлять информацию сотрудникам университета и другим пользователям;

• создание распределенной электронной библиотеки, обеспечивающей сохранность образовательных и научных материалов, более широкий и удобный доступ к информации из различных центров, входящих в состав университета;

• наращивание совокупных библиотечных ресурсов университета на электронных и бумажных носителях с обеспечением подписки на базы данных и научные периодические издания;

• создание консолидированных систем хранения информации для долговременного хранения больших объемов научных данных, полученных в результате проведения экспериментов или моделирования, и обеспечение производительного доступа к ним;

• создание системы видеоконференцсвязи, необходимой для управления университетом и совместной работы над научно-образовательными проектами;

• создание системы обеспечения информационной безопасности.

В рамках мероприятия, касающегося развития инфраструктуры имущественного комплекса, который в настоящее время не позволяет в полной мере обеспечить количественную и качественную подготовку высококвалифицированных кадров, значительные средства планируется потратить на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию имеющихся зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций.

Поскольку большинство учебно-лабораторных корпусов и объектов социально-культурного назначения в учебных заведениях построены в XX веке и нуждаются в модернизации, предполагается провести реконструкцию и капитальный ремонт всех учебно-научных, социально-культурных и вспомогательных объектов университета. Для обучения и работы с одаренными школьниками - будущими студентами университета будет создана Университетская Ломоносовская гимназия.

В рамках четвертого направления предполагается управление реализацией концепции, включающее в себя следующие мероприятия:

• изменение типа С(А)ФУ на автономное образовательное учреждение и завершение реорганизации образовательных учреждений, входящих в университет;

• реализация государственного заказа, организационно-техническое и информационное сопровождение конкурсных процедур;

• аналитическое обеспечение;

• создание системы управления качеством образовательной деятельности С(А)ФУ.

Непосредственное управление деятельностью университета осуществляет ректор, назначаемый Правительством Российской Федерации. Избирается Президент Северного федерального университета. Коллегиальное руководство осуществляет выборный представительный орган - ученый совет Северного (Арктического) федерального университета. Из числа руководителей крупных предприятий, исполнительных и законодательных органов государственной власти будет создан попечительский совет С(А)ФУ, основные цели которого - содействие в решении текущих и перспективных задач развития университета, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности университета по приоритетным направлениям развития и осуществление контроля за их использованием.

Координационно-управляющими структурами университета являются научно-технический совет, учебно-производственный совет, учебно-методический совет, совет по работе с регионами, совет по информационным ресурсам и информационному обмену, совет по международному сотрудничеству, центр профориентации и трудоустройства, центр качества, центр передачи и коммерциализации технологий и др.

К компетенции ректора автономного образовательного учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного образовательного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами и уставом автономного образовательного учреждения к компетенции учредителя и наблюдательного совета.

В рамках мероприятия, касающегося реализации государственного заказа и организационно-технического и информационного сопровождения конкурсных процедур, университет будет выполнять следующие основные функции:

- осуществление заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг за счет средств бюджетных и внебюджетных источников финансового обеспечения мероприятий;

- организация независимой экспертизы и привлечение независимых экспертов для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, установленным государственными контрактами, оценки показателей результативности и эффективности мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;

- внедрение информационных технологий и обеспечение их применения в целях управления реализацией и контроля за ходом выполнения мероприятий, информационное обеспечение специализированного сайта в сети Интернет;

- систематизация аналитической информации о реализации мероприятий.

В рамках мероприятия, касающегося аналитического обеспечения, будут проводиться работы, связанные со сбором, систематизацией и анализом статистической и текущей информации о реализации мероприятий, прогнозированием динамики развития университета и кадровой ситуации в регионах и отраслях, мониторингом хода и результатов реализации мероприятий, а также оценкой уровня достижения цели и решения задач, подготовкой аналитических материалов.

В рамках мероприятия, касающегося создания системы управления качеством образовательной деятельности университета, планируется обеспечение его высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг за счет достижения высокого качества научных исследований и образовательного процесса, подготовки кадров, высокого уровня их профессиональных знаний, навыков и умений, а также высоких морально-нравственных качеств. Для реализации этой цели в университете будет создан центр качества.

Учет указанных факторов определит успех университета при разработке и внедрении эффективной системы управления качеством образования и проведения научных исследований. В целях обеспечения решения указанных задач предусмотрен комплекс мер по обеспечению мобильности административно-хозяйственного персонала университета с учетом расположения учебных заведений, входящих в его состав.

4. Ресурсное обеспечение

Для реализации проекта создания и развития Северного (Арктического) федерального университета потребуются:

1. Финансовые ресурсы. Прежде всего, это средства федерального бюджета, которые будут выделяться на финансирование исполнения государственного задания в соответствии с действующим законодательством. Второй канал финансирования - средства бюджетов других уровней, поступающие в федеральный университет в порядке оплаты услуг, работ и продукции, производимых в рамках программ социально-экономического развития территорий и регионов. Третий канал финансирования - привлеченные средства от всей совокупности собственной деятельности, включая сотрудничество с бизнесом, участие в различных программах, доходы от эндаумент-фонда и создаваемых в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности хозяйственных обществ. Предполагается, что доля доходов С(А)ФУ по второму и третьему каналам составит до 30-40 процентов в его консолидированном бюджете.

Указанные средства будут направляться: на развитие многоуровневого образования; на приобретение учебно-лабораторного, учебного, учебно-производственного оборудования и уникального научного оборудования; на формирование единого образовательного пространства университета; на развитие сетевой инфраструктуры; на реконструкцию и капитальный ремонт общежитий, учебных, научных, лабораторных корпусов; на управление университетом.

Финансовое обеспечение фундаментальных и прикладных научных исследований и развития научно-педагогических коллективов университета будет осуществляться из финансовых средств, полученных в результате участия в конкурсных мероприятиях в рамках федеральных целевых программ, региональных целевых программ, ведомственных целевых программ, а также других программ и конкурсов, предусматривающих проведение научных исследований и развитие научно-педагогических коллективов на конкурсной основе.

При этом планируется постоянное увеличение доли доходов от научно- исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и доходов от реализованной университетом научно-технической продукции. Планируется также увеличение количества и объемов финансового обеспечения проектов, выполняемых в рамках международных научных программ.

2. Человеческие, интеллектуальные ресурсы - имеющийся профессорско- преподавательский состав, управленческий персонал, научные сотрудники вузов и НИИ городской агломерации Архангельска, Северодвинска, Новодвинска и других муниципальных образований Архангельской области, Ненецкого автономного округа, а также преподаватели и научные сотрудники, приглашенные к учебной, исследовательской деятельности из других университетских и научных центров России, ближнего и дальнего зарубежья.

3. Информационные ресурсы. Единый библиотечный фонд первоначально будет складываться из 2 млн. экземпляров книжного фонда и электронных информационных ресурсов. Электронные каталоги региональных вузов насчитывают сегодня 90 тыс. библиографических записей, электронные библиотеки - более 4 тыс. полнотекстовых учебных и учебно-методических пособий. К настоящему времени полностью автоматизированы процессы комплектования и обработки документов и процесс получения информации о составе фонда библиотек, идет подготовка к автоматизации книговыдачи.

Важную роль в обеспечении учебного процесса учебно-методической литературой сыграют вузовские издательства, которые ежегодно издают сотни наименований научной, учебной и учебно-методической литературы.

4. Материально-технические ресурсы, современное оборудование. Материально-техническая база включает в себя имеющиеся ресурсы, а также ресурсы, предоставляемые зарубежными организациями, советами, обществами, фондами, и инвестиции в строительство учебных корпусов, библиотеки, студенческого общежития и других объектов, в их модернизацию, капитальный ремонт и реконструкцию.

Бюджет С(А)ФУ формируется на основе объединения бюджетов существующих учебных заведений. Реализация всех масштабных капиталоемких мероприятий (новое строительство, ремонт, модернизация существующей базы) в связи с финансово-экономическим кризисом планируется на период после 2011 года.

Планом мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 года № 951-р, предусмотрено выделение средств из федерального бюджета на ряд объектов, которые планируется включить в структуру Северного (Арктического) федерального университета): общежитие для студентов общей площадью 7,5 тыс. кв. м (12 млн. рублей); проектирование здания межвузовской научной библиотеки общей площадью 16 тыс. кв. м (16 млн. рублей).

По предпроектным оценкам, общая сметная стоимость строительства данных объектов составит 420 млн. рублей и 790 млн. рублей соответственно. Также в плане мероприятий определены средства на разработку проекта реставрации здания школы № 4 в г. Архангельске и создание Университетской Ломоносовской гимназии (28,23 млн. рублей в 2008-2010 годах). В 2008 году было выделено 12,6 млн. рублей, их освоение продолжается в 2009 году.

Кроме того, на разработку проектно-сметной документации по строительству Университетской Ломоносовской гимназии было выделено и освоено 3,173 млн. рублей из бюджета Архангельской области. Средства областного бюджета запланированы на продолжение работ по созданию Университетской Ломоносовской гимназии на 2009-2011 годы в сумме 43 млн. рублей, в том числе в 2009 году - 12 млн. рублей. Капитальное строительство университетского кампуса С(А)ФУ предусмотрено Стратегией социально-экономического развития муниципального образования "Город Архангельск" на период до 2020 года и потребует отдельной разработки.

5. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности

Создание Северного (Арктического) федерального университета в Архангельске позволит: • реализовать инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

• обеспечить системную модернизацию российского высшего и послевузовского профессионального образования;

• перейти на систему непрерывной многоуровневой подготовки квалифицированных кадров, ориентированную на перспективные рынки труда в Арктике и на Севере;

• реализовывать инновационные научно-образовательные программы, обеспечивающие решение кадровых и исследовательских задач социально-экономического развития Европейского Севера и Арктики;

• осуществить подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития Европейского Севера и Арктики;

• выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечить интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

• привлечь работодателей к развитию профессионального образования и науки, обеспечить их участие в формировании содержания образовательных программ и направлений научных исследований;

• превратить Архангельск в ведущий научно-образовательный и учебно-методический центр Европейского Севера России;

• обеспечить миграционный приток на Север России мобильных и квалифицированных кадров и решение других социальных проблем региона.