В крупных инвестпроектах по комплексному развитию территорий в Санкт-Петербурге закладывался креативный момент - создание и развитие креативной среды. Об этом заявил руководитель Центра стратегических разработок "Северо-Запад" Владимир Княгинин, выступая на заседании круглого стола "Будущий Петербург". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, Княгинин назвал среди таких проектов "Охта центр"", "Набережную Европы", "Новую Голландию", "Апраксин двор".

Эксперт отметил, что "в связи с кризисом реализация этих проектов - под вопросом, и, соответственно, на неопределенный срок откладывается и развитие в их рамках креативных индустрий."

Участники заседания отмечали, что развитие Санкт-Петербурга как креативного города не целиком зависит от названных проектов, хотя появление Дворца танца Бориса Эйфмана (в рамках проекта "Набережная Европы"), музея современного искусства (проект "Охта центр"), преобразование Апраксина двора и Новой Голландии, которые исторически занимают целые кварталы, автоматически продвигает креативные индустрии, прежде всего искусство и дизайн в разных проявлениях.

В то же время, как отметил руководитель Центра стратегических разработок, "не дожидаясь крупных проектов, в Санкт-Петербурге "снизу" естественным путем формируются креативные кварталы - Лиговский (Пушкинская улица-улица Марата), Соляной (улицы Пестеля-Моховая), м. Конюшенная.

По мнению большинства участников заседания, общегородской политики по поддержке креативных индустрий в Санкт-Петербурге нет.

Напомним, что понятия "креативный город", "креативные индустрии" и "креативный класс" возникли в конце ХХ - начале ХХ1 века в американских научных дискуссиях о развитии постиндустриального общества. Тогда Пол Фассел и Ричард Флорида выделили так называемую группу Х-людей, которые отличаются от остальных высоким творческим потенциалом и не вписываются в традиционное иерархическое общество. По данным Ричарда Флорида, в 2002 году в США более 38 млн. человек были заняты на творческих работах, что составило "креативные индустрии" (мода, дизайн, искусство, архитектура и т.д.). Креативный класс был признан одним из двигателей инновационного роста, но было отмечено его высокое требование к "среде обитания". Креативными городами в Европе считаются Барселона и Хельсинки - власти этих городов проводят политики по экономической поддержке развития "креативного класса" (льготные ставки по аренде помещений, налоговые льготы и т.д.)

Напомним также, что проект "Будущий Петербург" - это серия дискуссий, проводимых в Санкт-Петербурге медиа-холдингом РБК, посвященных развитию города.