Михаил Демурин: Как выхолащивается смысл народного подвига?

Майкоп, 12 апреля 2010, 00:03 — REGNUM  

Среди различных аспектов обсуждения темы народного подвига 1941 - 1945 годов важнейшим мне представляется взаимосвязь смысла и образа Великой Отечественной войны и Победы не столько с геополитикой, сколько с современной внутриполитической ситуацией в нашей стране, процессами, протекающими в российском обществе. Из них наибольшее беспокойство вызывает начавшееся еще в период существования СССР целенаправленное размывание многих важнейших для состояния национального духа понятий. Этот пагубный процесс затрагивает не только сферу исторического знания и исторических идеалов - он уже глубоко покоробил общественно-политическую жизнь, экономику, культуру. Нужны активные действия, чтобы остановить его, вернуть ключевым для менталитета нации словам чистоту, их исконный смысл, помочь людям правильно воспринимать как сами эти слова, так и те манипуляции, которые устраиваются вокруг них. Вижу в этом одну из важнейших основ сильной и здоровой России, а если наша страна станет такой, возникнет и другой, более благоприятный для нас геополитический расклад в Евразии и мире в целом.

Есть слова и смыслы, которые на века связаны с русской геополитикой. В числе таких концептов - формула победы русского оружия в войне 1812 года, как она была зафиксирована А.С.Пушкиным в известном стихотворении "Клеветникам России".

...Бессмысленно прельщает вас

Борьбы отчаянной отвага -

И ненавидите вы нас...

За что ж? Ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы

Мы не признали наглой воли

Того, пред кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну провалили

Мы тяготеющий над царствами кумир

И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?

Прикладываешь эту формулу к Великой Отечественной войне, ко Второй мировой войне, и видишь, что она работает на сто процентов.

Внимательно всмотримся, однако, в то, что происходит вокруг этой формулы, - и мы увидим, что в определенный момент в контексте усиления западнических настроений в нашей стране это стихотворение становится нежелательным текстом для численно не очень большого, но весьма влиятельного сегмента российского общества, убирается не только из школьных программ, но и из пушкиноведческого дискурса. Не мог же, в самом деле, как нас пытались и все еще пытаются убедить, "европеист" Пушкин быть таким оголтелым патриотом! Когда это произошло? Как ни печально это констатировать, не десять и не двадцать лет тому назад, а раньше, еще в позднее советское время.

А теперь давайте посмотрим, что происходит с другими великими выражениями смысла борьбы и победы в Великой Отечественной войне, появившимися во время этого грозного материального и духовного испытания, выпавшего на долю нашей Родины. Прекрасная формула "отлита" Александром Трифоновичем Твардовским в "Василии Тёркине":

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Но "Василий Теркин" тоже исключен из обязательной программы в школе, а вместе с ним исключена и эта важнейшая поэтическая квинтэссенция смысла Великой Отечественной войны. А слова эти - великие, потому что в них выражено самое главное: то, что это бой святой, святой в прямом смысле этого слова, в смысле борьбы с антихристианской, античеловеческой силой, что это был бой правый, смертный, и, самое главное, что вели его русские люди не ради славы, а ради жизни.

Что же становится следствием того, что формула А.Т.Твардовского, как и многое другое из русской патриотической поэзии и прозы XX века, то, что раньше закладывалось в нас с самого юного возраста, в современном образовании и массовом общественном сознании России практически не присутствует? Возьмем только одну, возможно меньшую, ее грань - что это был бой ради жизни, а не ради славы - и обратим внимание на активно распространяемые в последнее время разговоры о "цене победы". Именно о цене, а не о значении. Ведь если вдуматься, то неизмеримо огромное число человеческих жизней, которое русский народ и другие народы СССР заплатили за недопущение нацистского ига над собой и над миром, были не ценой победы, а ценой жизни. А жизнь бесценна. И говорить о цене в ситуации, когда нам в соответствии с немецким планом "Ост" грозило тотальное уничтожение - и физическое, и нравственное, и духовное - абсурдно. Можно говорить о потерях в той или иной военной операции, что совершенно понятно, но вести разговор о цене победы в Великой Отечественной войне в целом, как таковой, - это явная подмена понятий. Еще раз хочу повторить, что это была цена сохранения жизни наших народов - всех без исключения, потому что даже тех, кто был отобран Гитлером в качестве более или менее "приемлемого" материала для участия в осуществлении его планов, в случае, если бы СССР не вышел победителем в Великой Отечественной войне, ждало бы духовное и нравственное самоуничтожение.

В этом контексте мне представляется важной смысловая связь Победы 1945 года с православной верой. Сегодня достаточно широко известно о значительном проценте не просто верующих, а воцерковленных людей среди солдат, офицеров и генералов Красной Армии. К сожалению, однако, не сложилось правила хоронить героев Великой Отечественной войны в стенах монастырей Русской православной церкви. Между тем, если мы посмотрим на историю захоронений героев войны 1812 года, мы вспомним трагическую и непростительную ликвидацию кладбища участников этой войны, в первую очередь Бородинского сражения, в Дорогомилово. Их останки были частично перенесены к нынешней Бородинской панораме, частично в другие места, но самого этого кладбища уже нет. А вот в Новодевичьем монастыре герои войны 1812 года упокоены на века. Хочу призвать Русскую православную церковь задуматься над тем, чтобы и прах героев Великой Отечественной войны нашел упокоение в ее монастырях.

Второй момент - это иконография. Люди помнят знаменательное обращение Святейшего патриарха Сергия к православным христианам, а по сути дела - ко всему русскому народу, в первый день Великой Отечественной войны, другие его обращения тех лет, помнят о большой деятельности РПЦ в пользу обороны страны и особенно о молебнах, крестных ходах, которые помогли собрать все силы для побед в отдельных сражениях и для Победы в этой войне с дьявольскими силами нацизма в целом. Не знаю, насколько верующим человеком был Константин Михайлович Симонов, но своим нутром русского поэта он этот момент глубоко прочувствовал. В замечательном стихотворении: "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." он вспоминает русских женщин, которые шептали вслед отступающим солдатам Красной Армии "Господь вас спаси!", старика, "как насмерть" одетого во все белое, а дальше, размышляя о том, что же поможет собраться с духом на великую битву под Москвой, пишет так:

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Убежден, что такую мысль можно получить только озарением свыше. Это глубоко православная поэзия, глубоко православные символы, которые должны присутствовать в нашей жизни не только в слове, светской живописи, кинематографе, но и в иконописных образах.

Следующий момент - это связь с Победой сегодняшнего поколения России. Она должна быть упрочена. Буду рад, если ошибусь, но у нас получается так, что та лучшая часть молодого и среднего поколения россиян, которая принимает активное участие в увековечении памяти о войне, не имеет возможности получить соответствующий памятный знак причастности к этому, тем более того же достоинства, что к юбилейным датам получают ветераны. На мой взгляд, правильно было бы принять решение о награждении медалью "65-лет Победы в Великой Отечественной войне" не только ветеранов, но и энтузиастов-поисковиков, которые возвращают для достойного захоронения останки солдат Великой Отечественной войны, историков, которые отстаивают правду о подвиге наших отцов и дедов, общественных деятелей и политиков, которые борются за доброе имя Победы и за рубежом, и в самой России. Эта медаль, увековечивающая нашу Победу, должна стать общенародной медалью, потому что, если она будет только медалью для ветеранов, то через 5 лет некого будет ею награждать, а такая медаль должна продолжать жить. Это было бы особое, выдающееся поощрение, знаковая реликвия для тех россиян, кто не воевал, но реально делами приобщается к Победе, стимул для многих активнее подключаться к этой важнейшей и непростой работе.

Еще один сюжет из числа тех, в которых навязываемый нам сегодня образ способен серьезно исказить смысл войны и Победы, - приглашение представителей США, Великобритании и Франции, наших бывших союзников во Второй мировой войне, принять участие в Параде Победы. Мне эта мысль в принципе не кажется удачной, особенно имея в виду то, как вели себя союзники по отношению к СССР на завершающем этапе войны и какие агрессивные планы против нашей родины они вынашивали в послевоенные годы. Всегда исходил из того, что если уж и появляться иностранным подразделениям на нашем параде, то в первую очередь это должны быть подразделения, представляющие братскую Белоруссию, Украину, Казахстан, Узбекистан, другие государства - бывшие республики СССР, где хранят память о совместной победе. К сожалению, они такое приглашение получили уже после наших западных "партнеров", и пока еще не совсем ясно, как отреагируют. Если же у нас на параде будут иностранные подразделения из стран НАТО, а из этих стран не будет, то получится полная бессмыслица с точки зрения и истории, и актуальной геополитики.

В связи с парадом 9 мая есть еще одна бессмыслица. Бессмыслица, правда, с точки зрения того, кто радеет за воспитание достойной смены российскому офицерскому корпусу. Я имею в виду решение об отстранении от участия в параде суворовцев, истинных детей Победы, которые долгие годы неизменно шли в первых рядах праздничных парадов, рассматривая такое участие в общенародном и воинском торжестве как особое поощрение, знак своего приобщения к армейскому делу.

Есть над чем серьезно задуматься и в связи с отражением тематики Победы в интернет-пространстве. На ряде сайтов наши идеологические противники стали применять своеобразный и достаточно изощренный прием, который я бы назвал "А мне дедушка рассказывал". Какие-то "молодые люди", комментируя появляющиеся новые книги и серьезные исследования о Великой Отечественной войне, пытаются опровергать содержащуюся в них информацию и выводы незамысловатым, на первый взгляд, приемом. "А мне дедушка рассказывал, - пишут они в своих блогах или в интернет-дискуссиях, - что все было не так". И деревни, мол, немцы вместе с жителями не жгли, и мирному населению помогали, и прочее и прочее. Не исключаю, что были "дедушки", которые, возможно, это и говорили, но они, скорее всего, и служили не Родине, а Гитлеру. Это идеологическое наступление нельзя недооценивать, и мы должны найти адекватные интернет-практикам приемы борьбы с ним.

Хотел бы также присоединить свой голос к голосу тех историков, которые ратуют за необходимость более реалистичного взгляда на действительную дату начала Второй мировой войны. Если говорить о мире в целом, а не только о Европе, то это точно не было 1 сентября 1939 года. Да и для Европы данная дата, на мой взгляд, условна. Но еще более важным мне представляется другое: в контексте нашего отношения к германскому нацизму мы должны осуждать его не столько собственно за начало войны (в конце концов, его к этому слишком упорно подталкивали известные силы на Западе), сколько за то, с какими целями он вступал в эту войну и, особенно, за то, какими зверскими методами он ее вел. Именно этого, как и подвига тех, кто спас мир от нацистского варварства, никогда нельзя дать забыть.

Победа в Великой Отечественной войне - это вершина единения русского народа и других народов исторической Российской Империи - СССР в ХХ веке ради высших созидательных целей. Конечно, были ещё и послевоенное восстановление, и совместный штурм космоса, и многое другое, достойное памяти, но Победа в этом ряду стоит особняком. Утратим её правильное понимание, её смысл и образ - утратим один из важнейших ключей такого единения в будущем. А поодиночке, да ещё с внутренней рознью, наши народы ждёт лишь деградация и гибель.

Статья подготовлена на основе выступления М.В.Демурина 17 марта 2010 года на круглом столе "Ревизия итогов Второй мировой войны и современная геополитика", организованного Фондом исторической перспективы и Государственным центральным музеем современной истории России.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
27.02.17
Более сотни надгробий осквернены на еврейском кладбище в Филадельфии
NB!
27.02.17
Опрос: лишь 5% украинцев совсем не говорят на русском языке
NB!
27.02.17
Наше всё: угасание исторического огня или ожидание новой любви?
NB!
27.02.17
Хорошо забытое старое: выходит в свет новая версия легендарного Nokia 3310
NB!
26.02.17
Аваков рассказал о «плане» по возвращению Крыма и Донбасса
NB!
26.02.17
Рафаэль Корреа: «Шпионы не дали Ленину Морено пройти в первом туре»
NB!
26.02.17
Лионель Месси в очередной раз принес «Барселоне» 2 очка
NB!
26.02.17
Пушков о провале информатора WADA Степановой: «Все силы ушли на доносы»
NB!
26.02.17
Савченко в Донбассе: почему это так пугает Киев
NB!
26.02.17
Великий пост дарует великие возможности
NB!
26.02.17
Неизвестный облил Касьянова зеленкой на «Марше памяти» Немцова
NB!
26.02.17
«Крысиное царство» губернатора Анатолия Артамонова
NB!
26.02.17
Из акронима ИГИЛ / ИГИС* пора убрать определение «исламское»
NB!
26.02.17
Бои рыцарей ко Дню защитника Отечества
NB!
26.02.17
Нагорный Карабах: кто заинтересован в военной эскалации
NB!
26.02.17
Главком ВКС РФ: В 2017 году армия закупит 160 новых самолетов и вертолетов
NB!
26.02.17
На Украине определили своего участника конкурса «Евровидение»
NB!
26.02.17
Бесцензурная и религиозная страсть
NB!
26.02.17
Вандалы из группировки «Азов» разрисовали российский банк в Одессе
NB!
26.02.17
Япония хочет лечить жителей южных Курил по интернету
NB!
26.02.17
Трамп саркастически прокомментировал назначение Тома Переса
NB!
26.02.17
Арестован глава киргизской партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев