Г-н Шахгелдян, Вы недавно возглавили парламентскую комиссию по вопросам обороны, национальной безопасности и внутренним делам. Каковы приоритетные направления деятельности комиссии, каким вопросам будет уделено особое внимание?

Сам по себе охват круга проблем довольно-таки обширный, и наша работа будет основываться на нескольких основных принципах. Во-первых, это преемственность. Мы намерены продолжать работу, проделанную комиссией второго созыва. Есть законопроекты, прошедшие первое чтение, есть такие, которые должны его пройти - все они подлежат соответствующему изучению и обсуждению. Намечены также консультации с правительством и с теми депутатами, которые являются авторами этих законопроектов. Второе - это собственно работа, нацеленная на развитие сферы безопасности, обороны и правопорядка. Она имеет свою логику и частью этой логики, наверное, можно считать концептуальное обоснование и концептуальное развитие данной сферы. С этой точки зрения, мы очень надеемся на сотрудничество с научными учреждениями и на прокрутку всех концепций с теми институтами и структурами, которые сегодня в реальности обеспечивают безопасность, оборону и правопорядок. Третий аспект - работа с гражданами и общественными организациями, а также посещения военных частей и подразделений для ознакомления и просмотра. Без сомнения, в центре внимания также будет военная внешнеполитическая деятельность, действенно связанная с международными структурами безопасности и изучением региональных процессов. Сегодня в регионе происходят очень интересные процессы. В то же время, очень интересно и очень важно военно-промышленное и военно-техническое направление, в том числе и ядерное, которое частично является приоритетной для нашей комиссии, поскольку имеет в большей степени технико-технологическую направленность. Естественно, будем сотрудничать с исполнительной властью, с министерствами и ведомствами, которые подпадают в интересы наших деловых взаимоотношений, общественными и научными организациями, с экспертами, которые будут работать на общественных началах. Будет планирование работы, основанной на программе правительства, представленной на концепции предвыборных программ трех партий входящих в коалицию и программы президента республики.

Какова Ваша оценка ситуации в регионе и как, в свете региональных процессов, намерена действовать возглавляемая Вами комиссия?

В регионе происходят очень интересные изменения. В действительности, иракская война стала одним из последних штрихов этих трансформаций. Мы - очевидцы обострения отношений между США и Ираном. Взаимоотношения между этими двумя странами за последние 20 лет имеют волнообразную логику. Они то усиливаются, то спадают. Сейчас это шторм в 7-8 баллов. С этой точки зрения мы, естественно, и просматриваем регион, стараемся анализировать, экстраполировать тот или иной вариант развития событий. Армения выступает за региональную стабильность, это исходит из наших интересов и приоритетов. С этой точки зрения, роль парламентов, роль стыковок между парламентскими комиссиями и вообще роль межпарламентской деятельности чрезвычайно важна. На сегодняшний день уже сложились определенные прокручивающиеся механизмы. Армения входит в международные парламентарные структуры. В то же время, мы считаем, что именно на парламентском уровне мы должны сотрудничать с нашими соседями, поскольку существует необходимость в консолидации усилий в деле подписания взаимных договоров, прохождения тех или иных законопроектов, относящихся к сфере безопасности и оборонной политики. В нашей сфере очень важно также и взаимное доверие, основанное на чисто человеческих взаимоотношениях. То есть, если парламентарии будут лучше знать друг друга, они быстрее поймут взаимные ценностные системы и ориентиры.

Вы упомянули про обострение отношений между США и Ираном. Насколько вероятна эскалация этого конфликта? Какие рычаги используют, по Вашему мнению, США для давления на Тегеран? Как политолог, я бы мог вам ответить, но как руководитель именно этой парламентской комиссии вряд ли. У меня, конечно же, есть своя сформировавшаяся идея. Те прогнозы, которые делались нами пять-шесть лет назад, попеременно сбываются. Мы прогнозировали очень многое из того, что происходит сейчас. Идеи есть, однако я на данном этапе оставляю их для внутреннего анализа.

Обозначьте, пожалуйста, основные компоненты безопасности Армении. Как республика обеспечивает и будет обеспечивать ее в столь неспокойный для региона час?

Основной компонент безопасности республики - это наши Вооруженные силы. Они должны быть очень и очень боеготовны. В качественном отношении ВС Армении должны быть в этом регионе на очень высоком уровне. Это однозначно. Во-вторых, это создание региональных систем безопасности. На данном этапе, их, к сожалению, не так много. Есть Договор о Коллективной Безопасности (ДКБ), однако общерегиональная, закавказская система безопасности пока не создана. Здесь предстоит проделать большую работу. Часть нашей национальной безопасности зиждется на комплиментарности внешней политики. Проходящие в эти дни в Армении учения НАТО еще раз подтверждают, что комплиментаризм продолжает работать, несмотря на то, что после иракской войны взаимоотношения между центрами силы претерпели некоторые изменения. У Армении есть стратегические военные отношения с Россией, очень тесные отношения с Францией и близкие дипломатические, и не только, взаимоотношения с США. С этой точки зрения, комплиментаризм себя оправдывает, но необходимо постоянно вводить определенные коррективы и доработки, ведь ситуация сама по себе постоянно меняется. При этом нельзя воспринимать концепцию комплиментаризма однобоко. Она не предполагает одноуровневого сотрудничества с Россией и США. С Россией у нас подписан военный договор, здесь дислоцированы российские военные базы - это уже более чем партнерство, это - стратегическое союзничество. С США уровень отношений совсем иной. Но что важно: ни США и ни Россия не говорят о том, что взаимоотношения с Арменией одной стороны наносят ущерб интересам другой. Частично безопасность республики зиждется и на технико-технологическом характере нашей промышленности, а также на процессах эмиграции и миграции. Но это уже как бы околовоенные или околосиловые аспекты. Вот, собственно, на этих нескольких китах и держатся подходы к безопасности Армении.

Как Вы оцениваете идею официального Тегерана о создании региональной системы безопасности в формате 3+3 (Азербайджан, Армения, Грузия + Иран, Россия, Турция)? Приемлем ли он для Армении?

Еще в 1998 году, после первого своего избрания, президент Армении Роберт Кочарян предложил формулу 3+3+2. То есть, три закавказские республики, три государства, примыкающих к региону (Иран, Россия и Турция), и мы не можем отбросить США и Европейский Союз. Тем более, с учетом того, что США, по сути, усилили свое присутствие в регионе после войны в Ираке. Оставлять в стороне эти два мощных фактора просто нонсенс. Желание крупных региональных государств решать все вопросы вместе, без участия крупных центров силы извне, понятно, но на данном этапе - не реально. Геополитические центры силы присутствуют в регионе и от этого никуда не деться. Мы действительно считаем, что 3+3+2 - по последовательности - центр (Армения, Азербайджан, Грузия), средний круг (Турция, Иран, Россия) и внешний круг (ЕС и США) для Армении наиболее приемлем. Да, между некоторыми государствами, в частности, Ираном и США есть трения, но, я надеюсь, они перетрутся.

Да, но ведь трения между Арменией и Турцией, а тем более Азербайджаном, не менее острые.

Здесь дело больше обстоит в принципиальных вопросах. Между Турцией и Арменией отсутствуют дипломатические отношения, Анкара придерживается позиции официального Баку в нагорно-карабахском конфликте, тем самым отождествляя себя с одной из сторон конфликта. Это для нас абсолютно неприемлемо. Турция фактически блокирует Армению. Правительство этой страны выcказывает одну точку зрения, потом резко переходит к другой. В этой ситуации для нас очень важно углядеть, какова же наконец окончательная позиция Анкары в отношении Южного Кавказа. То есть, пойдет ли она на дальнейшее потепление отношений с Арменией или нет? Очевидно, что политика Турции в регионе является своеобразным отображением региональных интересов Вашингтона. Однако США, при наличии разногласий с Ираном, применяя экономические санкции, не блокируют его. Подходы разные. Есть еще один очень важный момент - предстоящие выборы в Азербайджане. Как они повлияют на развитие событий? Наша задача просчитать и это. Вместе с этим, стремление к созданию систем региональной безопасности сегодня очень важно. С этой целью необходимо задействовать все возможные механизмы. Думаю, необходимость создания общего рынка на Южном Кавказе, установление как бы сетевых экономических отношений станет одним из приоритетов этого направления. Большая роль отводится также взаимоотношениям между политическими элитами, встречам парламентариев - это тоже одна из сетей, которая будет работать. Так вот, при наличии нескольких таких сетей появится прецедент работы, и мы сможем шаг за шагом перейти к созданию единой региональной системы безопасности.

Как известно, у Армении нет выработанной концепции национальной безопасности. Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять в этой связи?

Действительно, концепция национальной безопасности не выработана. Пока мы опираемся на разработанные доктрины, понимая при этом, что единая концепция нам необходима. Мы намерены усиленно работать в этом направлении. Одно дело написать бумагу, другое мочь обеспечить все положения, зафиксированные в ней. По этому вопросу ведется активный дискурс, с участием теоретиков и практиков, специалистов компетентных в столь серьезном начинании. Определить конкретные сроки завершения этой работы сейчас пока трудно. Мой подход таков: концепция национальной безопасности Армении должна исходить из следующего принципа - нельзя навредить нам, не навредив себе.