"То, что договор СНВ-3 был подписан именно в Праге, лучше любых преамбул к этому договору увязывает его с американской ПРО и с динамикой строительства последней" - заявил 8 марта в интервью ИА REGNUM Новости белорусский политолог Вадим Елфимов.

"Это увязка действует не с помощью юридически обязывающих фраз, которые имеются в тексте, а с помощью логики. Чехия должна была стать "матрицей" для американской ПРО в Европе, яблоком ядерного раздора, когда стремилась заполучить американские РЛС, а теперь эта страна, избавившись от столь сомнительной перспективы, превратилась из площадки готовящейся войны в трамплин для нового этапа ядерного разоружения. Вот она, самая яркая, самая очевидная увязка СНВ-3 и ПРО - одно исключает другое. Правда, исключение произойдет не сразу, а постепенно, но, в любом случае, через 7-10 лет останется одно из двух - либо СНВ-3, либо американская национальная ПРО в Европе", - считает Елфимов.

"Таким образом, словосочетание "пражская весна" усилиями президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы меняет свою смысловую окраску - со знака "минус" на знак "плюс". И Праге нынче повезло, что она "присутствовала" при сем историческом событии - при подписании первого с 70-х годов равноправного договора между двумя супердержавами" - подчеркнул политолог.

"Сегодня, может, этого кто-нибудь и не заметил, но завтра заметят уже все - договором СНВ-3 Россия официально вернула себе статус супердержавы, причем, не только ядерной. Россия сейчас вместе с США захватила моральное лидерство в мире - именно эти две страны сейчас указывают миру, куда ему идти, чтобы спастись. И это не диктат, это реальное лидерство, пусть пока в одной отдельно взятой, зато чрезвычайно важной сфере бытия. Без которой ни бытия, ни цивилизации просто не будет. Данный факт отменяет все споры о том, каков сегодня мир: многополярный или монополярный? Он теперь биполярный, как и прежде, только качество взаимодействия между полюсами изменилось, вот и всё" - утверждает Вадим Елфимов.

"Это "только и всего" - самое важное. Качество взаимодействия нынче такое, что Штаты не могут провести у себя в Вашингтоне конференцию по ядерному нераспространению, не подписав прежде с Россией СНВ-3. Штаты, конечно, могут принять самостоятельно новую ядерную доктрину Пентагона, но только такую, которая как под кальку списана с российской и которая содержит главный пункт: "Америка не будет применять ядерное оружие против стран, не имеющих и не разместивших у себя ядерного оружия". Подобного компромисса от Штатов не мог добиться даже Советский Союз в его лучшие времена; он 40 лет назад первым взял на себя такое обязательство, но оно так и оставалось односторонним. До сего дня", - напомнил политолог.

Вадим Елфимов считает: "Даже в вопросах ПРО, то есть там, где Штаты не берут пример с России, у них не очень большое поле самостоятельности. Нет, они, конечно, могут уговаривать Румынию или Болгарию, а, может, и Турцию, заместить Чехию и Польшу на шахматной противоракетной доске. Но кто от этого станет пешкой, а кто ферзем? Это ведь будет все равно, как если бы Штаты уговаривали самих себя торпедировать СНВ-3. А заодно и Россию выйти из партнерских отношений и приступить к жесткой (с ними же) военно-политической конкуренции. Тем самым, они только укрепят Россию в статусе и мотивации супердержавы, а вот качество взаимодействия вновь утратят. Так что мир переходит в новую эпоху военно-политических измерений: после третьего договора о сокращении стратегических наступательных вооружении главный принцип "качество - все, количество - ничто!".

"Естественно, в разумных пределах!" - добавил Вадим Елфимов.