"Если на уровне "власть-бизнес" украино-российские взаимоотношения, скорее всего, будут развиваться очень прагматично и жестко, то в общественном сознании двух стран четко наметился положительный тренд сближения стран. Результаты социологических опросов свидетельствуют о возросшем ожидании большей части населения Украины улучшения своей жизни, в результате сближения с Россией". Об этом говорится в исследовании украинской компании Research & Branding Group, которое есть в распоряжении ИА REGNUM Новости.

"Представители "оранжевого" лагеря, декларируя свои цели и программы в 2005 году, соотносили их с интеграцией в европейское сообщество. Четко наблюдалось волюнтаристское увлечение идеей "вхождения в западную цивилизацию" и игнорирование важности сохранения существующих положительных связей с Россией. Образ "светлого будущего" у большинства населения и их ожидания имел европейский вектор. Последующие события внутри страны, политический кризис и отсутствие реальных шагов навстречу со стороны западного сообщества (отказ отменить визовый режим) обусловили внешнеполитические фрустрации (крах иллюзий) в украинском обществе", - говорится в материале.

"Приход к власти Партии регионов сформировал схожий стереотип, но с противоположным вектором. Показательным является высокий уровень ожиданий сближения с Россией со стороны рядовых украинцев (79% - на Востоке страны и 26% - на Западе). Межгосударственные отношения Украины и России в период 2005 - 2009 гг. прежде всего, базировались на экономической составляющей. "Газовый кризис" начала 2009 г., в восприятии населения совпал с самой низкой оценкой уровня добрососедства между странами. Следует заметить, что даже та часть населения, которая считает Россию - братской страной, согласно результатам исследования компании Research & Branding Group в начале 2009 г. значительно уменьшилась. "Газовый вопрос", а именно убеждение в необходимости пересмотра газовых соглашений, объединил граждан Украины - такой точки зрения в марте 2010 г. придерживается 71% населения Украины независимо от региона проживания", - отмечается в исследовании. "Большинство украинцев на сегодняшний день видит необходимость улучшения отношений с Россией прежде всего в экономической сфере (62%), не придавая весомого значения гуманитарным вопросам (11%) или экологии (9%). Более того, значительная часть населения Украины (59%) рассматривает экономическую площадку как приоритетную в вопросах сближения стран. Вопросы общего исторического прошлого, религии, близость культуры и языка не рассматриваются большинством граждан Украины как площадки для сближения. Притом, что как в России, так и на Украине существуют огромные проблемы в демографической, социальной, образовательной и экологической сферах. Обе страны лидируют по распространению ВИЧ и СПИДа, наркомании и туберкулеза. Нас объединяет такая проблема, как детский алкоголизм, в наших странах не решен вопрос с детьми-сиротами и беспризорными. Отдельным вопросом стоит проблема трудовой миграции. К сожалению, сегодня на низком уровне задействован культурный аспект взаимоотношений. Полностью игнорируется возможность построения отношений на региональном уровне", - отмечают эксперты Research & Branding Group.

"Главной характеристикой украинско-российских отношений является их комплексность (как ни с одной другой страной), что придает им особенный характер. Рядом с политическими и экономическими факторами, активно "работают" факторы психологического свойства, которые вытекают из длительной, сложной и неоднозначной истории двух стран и народов. В то же время, сегодня можно утверждать об отсутствии реального плана действий относительно построения взаимовыгодных отношений или хотя бы оптимизации уже существующих. Прежде всего, необходимо провести полную инвентаризацию украино-российских отношений, и не только по общим экономическим или иным показателям. Необходимо проанализировать все без исключения точки соприкосновения наших стран. Необходимым шагом должно также стать поощрение негосударственных отношений, а именно, в торговле, образовании, в научных разработках и т.п", - резюмируется доклад.

Исследование проведено в период с 9 по 15 марта 2010 года компанией Research & Branding Group. Сбор информации проводился методом личного интервью в 24-х областях Украины и АР Крым. Респонденты отбирались по квотной выборке, репрезентирующей взрослое население страны по месту проживания (область), полу и возрасту. Объем выборочной совокупности - 2077 человек. Ожидаемая средняя ошибка выборки - +/-2,2%.