Американский эксперт: Вашингтон за 20 лет так и не понял сути происходящего на Украине

Киев, 6 апреля 2010, 14:04 — REGNUM  Украинский еженедельник "2000" опубликовал статью Брюса Джексона, президента "Проекта переходных демократий" - неправительственной организации, оказывающей поддержку постсоветским и балканским демократиям в налаживании тесных отношений с ЕС и НАТО. Материал посвящен возможной перезагрузке отношений США и Украины.

"Инаугурация президента Украины Виктора Януковича, состоявшаяся 25 февраля 2010 г., открывает возможности для столь необходимого пересмотра политики США в отношении Украины. Первым делом США должны оказать искреннюю поддержку президенту Януковичу и любой коалиции, на основе которой создается правительство. Но при разработке новой стратегии США следует также учитывать совершенные в прошлом ошибки.

Во-первых, для перезагрузки американской стратегии работы на Украине нам следует отказаться от ряда ошибочных представлений, на которых базировалась наша прежняя политика. На протяжении двух последних десятилетий мы неизменно ошибались в оценке политического характера Украины, ценностей и чаяний ее населения и глубокой слабости ее правительства и экономики. За исключением успешного процесса ликвидации стратегического ядерного арсенала этой страны, Соединенные Штаты очень мало разобрались (а точнее, практически никак не разобрались) на Украине или ее политике. С момента бесславного выступления в Киеве в июле 1991 г. тогдашнего президента США Джорджа Буша (старшего), в котором он уговаривал Украину отказаться от идеи выхода из СССР (речь вошла в историю под названием "котлета по-киевски"), и до апофеоза признания Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко демократами Вашингтон не имел ни четкого представления об Украине, ни правильного понимания ее чаяний.

Американская дипломатия подвергла Украину изоляции за продажу систем "Кольчуга" в Ирак (как оказалось - за то, чего никогда не было), затем, даже не задумавшись, обвинила бывшего украинского президента Леонида Кучму в убийстве - и в итоге умудрилась снизить уровень поддержки обществом вступления в НАТО с 50% в конце 90-х годов до менее чем 10% в наши дни. Наиболее яркой иллюстрацией краха хорошей идеи можно назвать злополучные учения "Партнерство во имя мира" в рамках НАТО летом 2006-го. Не сверяясь с украинскими политическими реалиями, США откомандировало в Крым подразделение военных инженеров национальной гвардии Техаса, поставив перед ними нереальную задачу по ремонту местных туалетов. К несчастью, оказалось, что в этом обнищавшем русскоязычном регионе проходят выборы, т. е. наступил период, когда старики и безработные могут заработать немного денег и развлечься участием в демонстрациях, пикетах и протестных акциях. Высадка десанта американских войск из родного для Буша штата под стягом НАТО на любимых крымских берегах стала искушением, противостоять которому невозможно. Американских военнослужащих по прибытии встретили противостоящие силы в лице нескольких сотен подвыпивших бабушек. Допив водку, которой их, в буквальном смысле слова, упаковали под завязку, старушки бросали пустые бутылки - приблизительно в сторону американских солдат и НАТО. Пенсионеры неплохо позабавились, но вряд ли это соответствовало нашим политическим целям и задачам.

Во-вторых, одна из причин нашей столь частой неправоты в прошлом состоит в том, что политика США зиждилась на целой серии ложных посылов. А главная ошибка, вероятно, вот в чем. Мы полагали, что Украина представляет собой два разных государства (граница между которыми пролегает примерно через Киев), противостоящих друг другу: одно на западе - "оранжевое", либеральное, европейское, а второе на востоке и юге - "синее", непросвещенное, отличающееся любовью к России. Исходя из этого мы считали романтичного бухгалтера с Карпат и блондинку с косой в крестьянском платье в роли премьер-министра воплощением идеалов европейского просвещения. Соответственно примитивы с шахт и металлургических комбинатов Донбасса рассматривались как последние пережитки советской эпохи. Электоральная победа Виктора Януковича (а на самом деле - регулярные его триумфы на всех четырех крупных выборах с момента победы Виктора Ющенко в третьем туре 2004 г.) - выходца с якобы регрессивного востока Украины - привела к тому, что поверить в этот до предела упрощенный раздел Украины на ковбоев и индейцев стало гораздо сложнее. И это подтверждается тем фактом, что позиции Януковича и Тимошенко по многим вопросам (об отношениях с Россией, Европой, НАТО, об экономическом возрождении) во время избирательной кампании были практически идентичны.

В качестве отправной точки в деле формирования новой политики США необходимо признать: и "синие", и "оранжевые" в одинаковой мере представляют Украину; все ведущие политики в той или иной степени являются украинскими патриотами; Украина - единая неделимая страна, пусть и с запутанной и непростой для понимания политикой. На этой основе и следует начинать перезагрузку отношений с Украиной.

С этой точки зрения результат недавних выборов выглядит скорее как осознанный и даже вполне предсказуемый исход голосования, нежели как серьезный отход от завоеваний 2004-го. За исключением разве что Ангелы Меркель, едва ли не все крупные политические лидеры Запада из числа избираемых народом лишились своих постов в результате нынешней "Великой депрессии". В отличие от Германии, продемонстрировавшей высокую эффективность во время экономической депрессии и начало экономического возрождения, ВВП Украины сократился на 15%. Валюта страны потеряла 50% стоимости, а бюджет пребывает в более плачевном состоянии, чем греческий. С учетом таких экономических предпосылок остается только удивляться, что Янукович не победил с гораздо более серьезным отрывом после хаоса и нескольких лет кризиса, сопровождавших "оранжевое" правление.

В-третьих, Вашингтон не должен ограничивать свой интерес несколькими наиболее известными политическими фигурами. Необходимо также нормализовать отношения с украинским бизнесом, особенно с так называемыми олигархами. Десять ведущих бизнесменов Украины контролируют огромные промышленные конгломераты (в каждом из которых трудятся не менее четверти миллиона работников) и при этом оказывают косвенную поддержку нескольким миллионам украинцев. Хорошо ли это или нет, но указанные олигархи представляют наиболее важный, фактически единственный, политический электорат в украинской политике, источник финансов для всех политических партий, и в украинском обществе они наиболее ярко проявляют интерес к европейскому выбору. Их личная выгода состоит в укреплении связей с ЕС ради обретения доступа к рынкам, в поддержании политической стабильности ради улучшения деловой конъюнктуры и в реформировании правительства, несостоятельность которого в прошлом лишь подрывала стоимость их активов. Работа с украинскими политиками без участия в этом процессе их электората - большая ошибка.

В-четвертых (и это, скорее всего, наиболее важно), новая политика США должна базироваться на четком понимании того обстоятельства, что ближайшие два-три года (примерно такой интервал разделяет избрание Януковича главой государства на Украине и повторное избрание Владимира Путина президентом России в 2012 г.) открывают Западу окно возможностей для формирования новой Восточной Политики. Украина - шлюз на пути к реализации этих возможностей и к мягкой интеграции постсоветских демократий. Кроме того, Вашингтону следует стратегически переосмыслить составляющие успеха.

Процесс налаживания более тесных отношений между Европой и Турцией тянется с 1963-го, когда Турция впервые вступила в Европейское экономическое сообщество. Процесс искоренения чиновничьей коррупции в Болгарии и Румынии длится уже 20 лет. Попытки укрепить финансовую дисциплину или ввести эффективный налоговый кодекс в Греции предпринимаются - с перерывами - начиная с 1949 г. Серьезные перемены на Украине могут и должны произойти, но случится это только по прошествии десятилетий. Столь продолжительный период, требуемый для проведения реформ и пересмотра культурных и политических взглядов в стране, подразумевает и то, что шансы Европы стать крупнейшим партнером Украины гораздо выше, чем у Соединенных Штатов. План ЕС в отношении Украины (в рамках восточного партнерства) предусматривает соглашение о зоне свободной торговли, "дорожную карту" визовой либерализации и существенные объемы иностранной помощи.

Все это затмевает те мелочи, которые может предложить Вашингтон в рамках страдающего от недостатка финансирования проекта "Корпорация "Вызовы тысячелетия" и иных переживающих спад фондов, созданных для оказания помощи. И если Вашингтон действительно хочет иметь рычаги влияния, в отношении Украины ему необходимо последовать примеру Евросоюза и активизировать процесс координации усилий по выработке общей политики с Брюсселем. В процессе сохранения политики тесной координации действий США и ЕС Вашингтону следует избегать ряда тенденций. Очевидное подталкивание Украины в НАТО стало одним из самых острых раскалывающих вопросов в украинской политике. И Янукович, и Тимошенко вели предвыборную кампанию на платформе отказа от обсуждения идеи членства в НАТО до момента проведения референдума в некоем отдаленном будущем. Данный политический консенсус, когда политики сошлись на том, что "вопрос НАТО сегодня неактуален", практически не оставляет нам иного выбора, кроме как снять тему альянса в двусторонних отношениях.

В сфере более масштабных региональных аспектов Соединенным Штатам следовало бы обдумать и предпринять шаги, направленные на максимальную демилитаризацию нашего присутствия на востоке Европы. Дебаты о российском Черноморском флоте, размещение противоракетных систем, совместные военные учения, информационный офис НАТО в Киеве, дискуссии относительно ПДЧ и о российско-грузинской войне - все это вряд ли может способствовать реализации задач в Украине и соседних государствах. Для Украины, как и для США, главным приоритетом станет возрождение экономики. Новое правительство в Киеве, как мы наверняка увидим, не изъявит готовности пойти на массовые увольнения, сокращение пенсий и отмену субсидий во время бушующего кризиса. Воплощение в жизнь болезненных реформ будет идти медленно. Тем не менее Соединенные Штаты уже предлагают прислать на Украину экспертные группы Национального экономического совета и других ведомств, обладающих актуальным опытом работы на финансовом рынке, разработки программ стимулирования экономики, введения жестких мер экономии и реформирования промышленности. Помощь технократов в критически важных сферах финансов и энергетики будет не только по достоинству оценена Киевом, но и может принести реальную пользу. Помимо этого, США следует определять объемы финансовой помощи Украине с учетом целевых программ ЕС по макрофинансовой поддержке, модернизации инфраструктуры и энергосбережению. Как известно, у семи нянек дитя без глазу, а наличие слишком большого количества доноров (каждый со своими уникальными рецептами и разногласиями) в стране, переживающей начальную стадию демократии, вызывает тревогу.

Соединенные Штаты и Евросоюз могут вести на Украине такую совместную деятельность, которая оказалась эффективной на Балканах, для чего потребуется разработать общую программу оказания помощи этому государству. Помимо содействия в возрождении экономики, главной стратегической потребностью остается поддержка Украины на уровне плана Маршалла (визы и стипендии для студентов, программы учебы по обмену, преподавание европейских языков): украинскую молодежь, можно сказать, оставили на задворках европейской интеграции.

И, наконец, два итоговых совета для творцов американской политики.

1. Оставьте всю грязную работу Международному валютному фонду - ведь он для того и создан. Неизменно возникает ощущение, что госсекретарь США, посещая очередную страну, требует выполнения одного-двух дополнительных условий исключительно с целью продемонстрировать, что эффективно занимается своей работой. Но МВФ на Украине уже практически верно обрисовал условия скорого проведения наиболее неотложных реформ. В последующие месяцы и годы у нас регулярно будет появляться возможность сказать свое слово по поводу борьбы с коррупцией, методов финансирования избирательного процесса, конституционных реформ и пересмотра НДС. Тем не менее в ближайшие полгода пусть этими вопросами занимается МВФ.

2. Второй, не менее важный момент: творцам американской политики пора прекратить попытки согласовать политику в отношении России с политикой в отношении Украины. Вполне реально выполнить перезагрузку наших отношений с Россией и одновременно вступить в партнерство с Украиной и Евросоюзом, не нанося ущерба этим отношениям. В былые времена нередко складывалось впечатление, что США ради Украины готовы вести борьбу с Россией по колено в грязи. Как минимум это ошибочное представление. Как максимум - Украина может вновь сойти со сцены, став первой политической жертвой возобновленной конкурентной борьбы сверхдержав.

И в заключение: фундамент нового периода постоянного сотрудничества с Украиной должен быть выстроен на готовности воспринимать Украину так, как она воспринимает себя. В прошлом наши раздутые тревоги относительно чрезмерного влияния России на Украину отражали в большей мере наши страхи перед Россией, чем надежды в отношении Украины. Наша вполне понятная тревога по поводу правительственной коррупции и криминалитета стала оправданием для организованной нами изоляции лидеров бизнеса этой страны и подталкивания их тем самым в объятия Москвы. Наша поддержка того, что мы ошибочно считали украинским либерализмом, на самом деле стала поддержкой разнузданного популизма. Наш настойчивый акцент (с самыми благими намерениями) на продвижение в НАТО стал главным препятствием возможности сближения страны с Европой.

Поддержка демократии на Украине должна осуществляться на принципах поддержания чаяний украинцев, а вовсе не тревог, опасений и романтических иллюзий дипломатов и активистов, сидящих в Вашингтоне. Сегодня Янукович четко изложил свои цели.

1. Украина обязана вернуть доверие со стороны МВФ, что позволит возобновить программу оказания помощи и обеспечить необходимую ликвидность для экономического возрождения. Сохранение отношений с МВФ потребует болезненных сокращений статей бюджетных расходов по субсидиям для газовой промышленности и по социальным выплатам.

2. Украине нужно как можно скорее приступать к построению тесных отношений с Евросоюзом в рамках программ восточного партнерства. На протяжении первого года каденции президента Януковича Украина должна завершить переговоры по заключению расширенного и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле (Deep and Comprehensive Free Trade Agreement - DCFTA) и по "дорожной карте" к безвизовому режиму с Европой. Успех на этих направлениях способен оказать глубокое культурное и политическое влияние на процессы развития украинской демократии по европейскому образцу.

И, наконец, Украине следует пересмотреть газовый контракт с Россией, изъять из него многочисленные положения "бери или плати", а также установить стабильные цены, соответствующие текущему сниженному уровню спроса и потребления. Необходимо реструктуризировать газовую отрасль, разделив ее на коммунальные предприятия, снабжающие газом украинских потребителей, и транзитную компанию, поставляющую газ в Европу. Для реформирования и поддержания газового сектора в ликвидном состоянии система транзита газа должна быть трансформирована (хотя это предложение вызывает споры) в транснациональный синдикат по образцу Nabucco или "Северного потока". После отмены субсидий, пересмотра цены поставок газа и реструктуризации газового сектора Украина может присоединиться к Договору о европейском энергетическом сообществе и стать получателем фондов ЕС для модернизации системы транзита газа. Соединенные Штаты в свою очередь должны оказать поддержку в этом процессе.

Так выглядят осмысленные краткосрочные перспективы сотрудничества с МВФ, Россией и ЕС, способные стимулировать возрождение экономики и налаживание современных отношений с соседями Украины, Евросоюзом, международными финансовыми институтами и США. Политика США должна предусматривать поддержку президента Януковича и следующих правительств в деле реализации задач, которые они поставили перед своей страной, а на ближайшее будущее эти усилия следует удвоить.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
27.03.17
Путин вызвал в Кремль руководство Росгвардии
NB!
27.03.17
Молдавия: Московский проспект хотят переназвать в честь румынской оккупации
NB!
27.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 27 марта
NB!
27.03.17
К чему Stratfor готовит Балканы и Кавказ
NB!
27.03.17
«Железную леди» в политсовет: врио саратовского губернатора готовит команду
NB!
27.03.17
В Орловской области вандалы изуродовали два памятника Ленину
NB!
27.03.17
В Чебоксарах – «аварийная ситуация» с электроснабжением
NB!
27.03.17
Госсекретарь США Тиллерсон — единственный взрослый человек в Вашингтоне
NB!
27.03.17
Президентские выборы вернули религию в публичную жизнь Франции
NB!
27.03.17
Порошенко: Россия пытается «рассорить украинцев»
NB!
27.03.17
Страна открытых дверей. Чему США могут научить Таджикистан?
NB!
27.03.17
Угроза минского Майдана ликвидирована. Надолго ли?
NB!
27.03.17
Поставить диагноз за 10 секунд: врачей готовят к полевым условиям
NB!
27.03.17
Украина воскресила ГУАМ: подписаны договора о ЗСТ и «Шелковом пути»
NB!
27.03.17
«Митинги 26 марта — что это было и что еще будет»: Круглый стол ИА REGNUM
NB!
27.03.17
Зачем Казахстану переговоры по Сирии?
NB!
27.03.17
В «Нафтогазе» готовятся к банкротству и продаже имущества за долги: обзор
NB!
27.03.17
Путевого обходчика в Латвии обвинили в «шпионаже в пользу России»
NB!
27.03.17
В Балаклее на военном складе продолжаются взрывы
NB!
27.03.17
Волгоградцы требуют не выселять детскую библиотеку на Спартановке
NB!
27.03.17
Удар по КНДР приведет к «катастрофическим последствиям»
NB!
27.03.17
«Латвийская система образования — в катастрофическом состоянии»