Все посредники и гаранты по молдавско-приднестровскому переговорному процессу понимают, что в плане политического урегулирования позиции Тирасполя и Кишинева весьма далеки друг от друга, и наивно ожидать появления каких-то проектов, способных эти две позиции соединить. Об этом заявил 2 марта на брифинге в Тирасполе министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики Владимир Ястребчак, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости.

Министр напомнил, что молдавская сторона исходит из своего закона 2005 года об основных положениях статуса Приднестровья (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM Новости), а Тирасполь опирается на результаты референдума 2006 года (17 сентября 2006 года в ПМР состоялся референдум, по результатам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM Новости). Эту ситуацию, по его мнению, хорошо понимают и дипломаты Казахстана, который сейчас председательствует в ОБСЕ. Поэтому, по словам министра, во время состоявшегося 1 апреля визита действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева в Тирасполь, вопрос политического статуса Приднестровья не затрагивался.

Комментируя использование представителями посредников и гарантов такой формулировки как "территориальная целостность Молдавии", Ястребчак заметил, что в современной международной политике в известной степени понятие "территориальная целостность" может быть весьма условным. Он привел пример союзного государства Сербии и Черногории, которое формально являлось территориально целостным образованием, но, по сути не было таковым и через определенное время прекратило свое существование. "В нашем случае, если вспомнить Меморандум 1997 года "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем", речь идет о границах Молдавской ССР на 1 января 1990 года. Но эти границы еще надо поискать. Есть решение вопроса с Паланкой (в 1999 году между Украиной и Молдавией был осуществлен обмен территориями, по которому Украина "сделала Молдавию морской державой", предоставив ей участок берега на Дунае для строительства Джурджулештского порта, а Молдавия пообещала, но так и не исполнила обязательство о передаче Украине участка автодороги в окрестностях села Паланка - прим. ИА REGNUM Новости), есть новые границы Республики Молдова, поэтому неизвестно, можно ли даже теоретически восстановить границы бывшей Молдавской ССР", - заключил глава МИД Приднестровья.