Латвийская газета: "Латвия считается страной, где без взяток не обойтись"

Рига, 1 апреля 2010, 22:42 — REGNUM  Латвийская газета Latvijas avize публикует статью своего комментатора Мариса Антоневича о коррупционном скандале, разразившемся в Латвии, с участием немецкого автостроительного концерна Daimler. Приводим ее текст полностью:

"Латвия оказалась замешана в крупном международном коррупционном скандале, став хоть и не его центральным, но весьма заметным участником. Речь идет о немецком автостроительном концерне Daimler (известен как производитель автомобилей марки Mercedes), который давал взятки многим должностным лицам многих стран, в том числе и в Латвии. Это признал суд США. Взятки, как деньгами, так и "борзыми щенками", помогали компании одерживать победы в различных конкурсах стоимостью сотни миллионов долларов.

Коррупцию нередко приписывают культуре и экономике византийских времен. Естественно, появилась она гораздо раньше, однако именно в Византийской империи получила огромный размах и сделка без взятки стала практически невозможна. Это стало, в том числе, одной из причин развала империи, однако традиции коррупции вместе с империей не исчезли. В наши дни нередко уверяется, что коррупция как наследство Византийской империи характерна больше для восточных и южных народов, но не для Запада. Интересно, что в вышеупомянутом коррупционном скандале, так же как и во многих других, оказываются замешаны именно западные фирмы. Daimler взятки давал в Китае, Хорватии, Египте, Греции, Венгрии, Индонезии, Ираке, Кот-Д'Ивуаре, Нигерии, России, Латвии, Сербии, Черногории, Тайване, Турции, Туркмении, Узбекистане, Вьетнаме... Глядя на этот список, становится ясно, что представители Запада были не слишком заинтересованы "пачкать руки" у себя дома, однако принимали такой метод работы и даже считали его неизбежным в некоторых странах. И где сказано, что такая западная двойная мораль не распространяется и на другие демократические ценности.

Плохая новость в том, что в глазах западного бизнеса Латвия относится к тем странам, где без взяток не обойтись. И пассивность, с которой Латвия воспринимает подобные новости, даже если они идут от такого надежного источника, как суд США, говорит о том, что у такого подхода довольно оснований. Конкретный факт: дочернее предприятия Daimler - Evo Bus - с 2002 по 2006 давало взятки отдельным должностным лицам Рижской думы, тем самым добившись, чтобы автобусы именно этой фирмы стали победителями конкурса, и теперь они развозят пассажиров по улицам Риги. В результате рижане "переплатили" за покупку, а карманы некоторых чиновником стали более набитыми. Пока что все стоящие в то время у власти партии отрицают свою причастность к этому делу. А что еще они могут сказать?

Вопрос не только в автобусах, но и в системе. Наружу показалась небольшая часть "айсберга", но что осталось под водой? Например, недавно мэр Риги Нил Ушаков, оценивая процесс введения электронных талонов в рижском общественном транспорте, жаловался на большие затраты и даже высказался что "морально мы готовы вернуться к компостерам" (что стало бы весьма странным шагом). То, что за систему электронных талонов мы заплатили и продолжаем платить огромные деньги, ни для кого не секрет. Другое дело, действительно ли никто не несет ответственности за эту чрезмерную дороговизну, или с этим и другими случаями на самом деле все будет так же, как и с автобусами?".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.