В последние недели белорусская дипломатия проявляла активность по целому ряду направлений. Были заключены соглашения о поставках нефти из Венесуэлы, достигнута договорённость о получении миллиардного кредита у Китая. Наконец, 29 марта президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе встречи с представителями ряда крупнейших американских корпораций заявил, что Минск готов "протянуть руку дружбы" США. В частности, Лукашенко обещал американскому бизнесу в Белоруссии "самые благоприятные условия", высказав намерение начать с Вашингтоном полноформатный партнёрский диалог. Последние тенденции в дипломатии официального Минска прокомментировал 31 марта для ИА REGNUM Новости эксперт в области белорусской внутренней и внешней политики Юрий Баранчик.

Если говорить в целом, то причиной достаточно бурной дипломатической активности официального Минска в последние недели является исключительно один фактор - в течение последнего года (с марта-мая 2009 года) Россия стала проводить последовательную и достаточно жесткую политику по ликвидации белорусского энергетического оффшора. Действительно, сколько можно продолжать поддерживать вроде бы формального союзника в обмен на одни обещания интеграции, и почему эта политика должна проводиться за счет российского населения и в ущерб, например, обороноспособности России? В 2010 году эта политика коснулась ликвидации белорусского нефтяного оффшора, в следующем затронет, скорее всего, газовый рынок. В результате чего, например, у наших украинских товарищей исчезнет последний аргумент относительно того, почему газ для Украины стоит в два раза больше, чем для Беларуси: по их убедительным просьбам цена станет одинаковой - среднеевропейской.

К чему это привело? Это привело к тому, что в результате сокращения скрытых российских дотаций, с целью избежать коллапса национальной экономики нынешнее руководство страны вынуждено было обратиться к международным финансовым организациям за кредитами, общий объем которых за год составил приблизительно ту же сумму, на которую Россия снизила дотирование. В результате всего лишь за один год общая задолженность Беларуси выросла в два раза - почти до $22 млрд. Прямым следствием этого является то, что в настоящее время каждый гражданин республики должен внешним кредиторам около $2200. Стоит напомнить, что аналогичный показатель для Украины, например, составляет порядка $3000. Это говорит о том, что Беларусь стремительно приближается к украинскому варианту развития событий в экономике.

Поэтому, естественно, официальный Минск с учетом а) падения доходов граждан; и б) приближающихся президентских выборов должен каким-то образом кардинально решать проблему обеспечения функционирования финансово-экономической системы республики. С учетом того, что основную прибыль в республику ранее приносил экспорт на Запад сырья (калийные соли, нефть и нефтепродукты), то и сегодня в условиях а) нереформируемой экономики; и б) окончания функционирования белорусского нефтяного оффшора основную прибыль может приносить только нефтехимический сектор белоруской экономики.

В этих условиях официальный Минск предпринимает попытку запустить по-новому белорусский нефтяной оффшор (реэкспорт нефти и нефтепродуктов), но только имеющий своим источником не Россию, а Венесуэлу. Как известно, Венесуэла имеет практику поставки нефти по заниженным ценам своим союзникам в обмен на их помощь по чувствительным для неё направлениям. Скорее всего, в данном случае, будет осуществлен аналогичный вариант: дешевая нефть в обмен на доступ к белорусским НПЗ с последующим реэкспортом нефти и нефтепродуктов на Запад. Почему Беларусь может пойти на приватизацию белорусских НПЗ (или одного, например, Мозырского, который ближе к южному маршруту поставки нефти через Украину)? Потому что без регулярных поставок нефти в тех объемах, на переработку которых рассчитаны белорусские НПЗ, они представляют собой просто убыточные предприятия, которые серьезно теряют в своей капитализации.

Поэтому вполне логично, что в обмен на поставки венесуэльской нефти по политически обусловленным ценам в заявленных объемах (10 млн тонн через 10 лет), Уго Чавес мог потребовать от белорусской стороны обеспечить приватизацию белорусских НПЗ (тоже, например, по льготным ценам) с участием венесуэльских капиталов, что вполне вписывается в общую схему белорусско-венесуэльских обменов активами, капиталами и технологиями. Соответственно, прибыльность поставок нефти может быть обеспечена только исключительно их политической ценой.

В этом контексте, конечно, абсолютно лишенными какой-либо политической и экономической адекватности являются заявления некоторых белорусских парламентариев о том, что, например, Россия должна была обеспечить доступ республики к своим месторождениям или, например, что Россия их незаконно приватизировала, а на самом деле они являются общим достоянием постсоветских республик. Как известно, никаких препятствий на доступ к своим месторождениям Россия не осуществляет - вкладывай деньги в разработку месторождений, плати за лицензию, обеспечь соответствующий уровень инвестиций в проект, работай в соответствии с российским законодательством - и нет никаких проблем. В чем же тогда вопрос? А вопрос в том, что у официального Минска нет тех средств, которые могли бы обеспечить соответствующую разработку российских нефтяных месторождений - республика банально бедна. Поэтому и в создаваемом совместном предприятии с Венесуэлой доля Беларуси составляет всего 25%, что практически нивелирует любой серьезный экономический эффект от создания такого СП.

Что касается китайского кредита, то тут вообще не о чем говорить. Это та же история с трёхмиллиардным СВОПом, "только в профиль": Китай дает деньги исключительно на покупку своих товаров. А куда Беларуси покупать китайские товары, когда она и свои продать не может? К тому же тут двойная уловка от китайских товарищей - мало того, что Беларусь должна будет купить на $1 млрд китайских товаров, так она потом еще и должна будет китайцам этот самый миллиард. С аналогичным успехом можно было бы заявить и о стомиллиардном кредите от КНР.

Что касается последней встречи с бизнесменами США, то здесь тоже имеет смысл говорить исключительно о еще одной пиар-акции, целью которой является пробудить все-таки внимание руководства России к белорусской проблематике, поднять свои ставки с целью выбивания очередных преференций и скрытых дотаций. Хотя и здесь нельзя не заметить определенные акценты. Достаточно привести только два высказывания белорусского президента. Первое было сделано 29 марта на встрече с американскими бизнесменами: "Что касается защиты собственности, в том числе интеллектуальной, то, если вас в чем-то не устраивает наше законодательство, вы нам скажите, что мы должны сделать. И мы обязательно сделаем так, как выгодно для вас, потому что это - нормальная, цивилизованная практика" (источник - БелТА). Второе было сделано 30 марта на совещании по итогам визита в Латинскую Америку: "Прямо скажу, парадоксальная ситуация складывается в отношениях с правительством Российской Федерации... Не надо в наших заявлениях и выступлениях говорить о русском народе, о России. Россия слишком разнородна, и тот, кто бросит камень в русского человека - будет нечестным человеком. Другое дело - та позиция, которую занимает российское правительство. И это не для того, чтобы лишний раз уколоть российское правительство, Путина. Сейчас будут говорить тезис, что Лукашенко опять "накатил" на Путина. Причем здесь "накатил" на Путина"? Мы видим, сколько проблем сегодня не решается из-за субъективной позиции правительства России. Мы ни на кого не "накатываем", мы просто начинаем решать другие ниши, другие государства, где нас понимают и воспринимают" (источник - afn.by).

О чем это говорит? Это говорит, прежде всего, о том, что, несмотря на бодрые заявления белорусского агитпропа об оглушительных внешнеполитических и экономических победах, которые якобы должны будут привести к тому, что размер средней зарплаты рядового белоруса с огромными усилиями все-таки дотянет в 2010 году до заявленной цифры всего лишь в $500, реальная ситуация намного хуже и, к сожалению, средняя зарплата по республике если и превысит нынешний уровень всего лишь в $350, то ненамного.

Достаточно нервные и все более одиозные заявления белорусских чиновников разного ранга на внешнеполитическую тематику показывают, что власть пребывает в системном кризисе как идей, так и способов решения стоящих перед страной проблем. Россия и ее руководство, вместо спокойно-благожелательного отношения со стороны "победителей", все более демонизируется. Об этом говорит и анализ некоторых программных публикаций официальных газет и журналов, некоторые примеры которых приведены ниже.

Если бы ситуация была иной, и последние внешнеполитические телодвижения официального Минска кардинально меняли положение дел к лучшему, то и атмосфера, царящая в кулуарах белорусской власти в отношении восточного соседа, была бы благостной, спокойной и позитивной. Вместо этого мы наблюдаем нарастающий поток, мягко говоря, не совсем понятных заявлений, которые говорят о нарастающем хаосе в структурах власти и дезорганизации системы управления.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что реальные достижения белоруской внешнеэкономической дипломатии имеют больше косметический, чем системный эффект для экономики республики. Данный вывод подтверждает и факт обращения правительства республики к МВФ: если бы достигнутые в последнее время внешнеэкономические договоренности имели системный эффект для республики и позволяли хоть в какой-то мере компенсировать не только уже произошедшее существенное снижение скрытых российских дотаций, но и их снижение в будущем году, то руководство Беларуси никогда бы не обратилось к МВФ за вторым многомиллиардным кредитным траншем. Это с одной стороны. С другой стороны, что еще больше усугубляет ситуацию, несмотря ни на какие политические договоренности с Западом, кредиты МВФ надо будет отдавать, притом очень скоро.

В связи с этим, подводя итог, можно сказать, что поведение официального Минска не напоминает поведение государства-корпорации, дела которого идут хорошо. Скорее такое поведение с постоянными накатами-наездами на Россию и ее руководство (статья бывшего первого заместителя главы президентской администрации Андрея Рубинова в журнале "Белорусская дума", статья "Государство абсурда" в газете "Советская Белоруссия" на двух полосах, которой, кстати, нет на интернет-сайте газеты) напоминает фразу Попандопуло из кинофильма "Свадьба в Малиновке": "Чует мое сердце, что мы на грани грандиозного шухера".