29 марта 2010 года белорусский лидер, принимая у себя американских бизнесменов, сообщил им, что Белоруссия готова протянуть руку дружбы Вашингтону. Как случилось, что Александр Лукашенко, ещё несколько лет назад клеймивший американский империализм за его агрессивные устремления, сейчас готов набиться в друзья Вашингтону и начать с ним полноценное, по его словам, сотрудничество? Белорусский президент начал напрашиваться в друзья, одновременно ставя условия, намекнув, что "цивилизованного, по-настоящему эффективного диалога и взаимодействия" не может быть, когда против Белоруссии действуют американские санкции. Лукашенко за всю страну сообщил, что белорусы готовы простить американским потенциальным друзьям все обиды в прошлом и, если американские бизнесмены согласятся стать посредниками в переговорах Минска и Вашингтона, предоставить заокеанскому бизнесу "самые благоприятные условия". "Это ненормально, когда два цивилизованных государства, когда-то воевавшие вместе против фашизма, сегодня находятся по разные стороны баррикад и смотрят искоса друг на друга" - заявил Лукашенко, забыв при этом, что "цивилизованное государство" Белоруссия никогда не воевало с фашизмом по простой причине - такого государства во времена войны не существовало. Будучи историком по образованию, Лукашенко, как и большинство белорусов, перевирает собственную историю, чтобы хоть каким-то образом объяснить смысл белорусского суверенитета.

Было ли это предложение случайностью или сознательно подготовленной акцией? Попытаемся рассмотреть события, повлиявшие на формирование такого решения.

Вспомним август 2008 года. Россия признала независимость двух кавказских республик. Белоруссия, что логично, должна была признать их следом за Россией, так как союзные отношения к тому обязывали. Кроме того, подавляющее большинство белорусских граждан поддержали бы власти, депутатский корпус также был готов к признанию. Однако буквально через день после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, белорусские власти получили ноту от американцев. Соединённые Штаты требовали не признавать Абхазию и Южную Осетию, в противном случае угрожая замораживанием белорусских средств в американских банках. И белорусы испугались, но сделали хорошую мину при плохой игре, обещав своим российским союзникам подумать над признанием. Белоруссия выполнила требования США, но, чтобы не потерять лицо, оправдала это мнимыми размышлениями о целесообразности признания. Стало ясно, что отношения с США для Белоруссии более значимы, чем с ближайшим союзником и соседом.

Ещё одна причина, по которой Белоруссия начала обращать внимание на Запад в целом и на США в частности - это белорусские чиновники и их дети. За время независимости в Белоруссии сформировалась своя национальная элита, у этой элиты подросли дети, которые, имея огромные деньги своих родителей, пытаются жить так, как по их представлениям живёт элита. Одним из таких условий являются поездки на Запад. Да и сами белорусские чиновники не отказались бы от посещения западных государств. А из-за обвинения белорусских властей в сворачивании демократии и преследовании оппозиции члены семей белорусских чиновников были лишены возможности выехать за рубеж. Дети наседали на отцов, отцы постепенно намекали президенту на желательность потепления отношений с Западом. Естественно желаниями своих родственников полезность потепления чиновники не объясняли, они пытались рационализировать это "объективной необходимостью", например, предложив сделать из России врага. Белорусский президент, привыкший не думать в критической ситуации, а принимать решения в состоянии эмоционального возбуждения, моментально схватился за идею того, что во всех белорусских бедах виновата Россия и, следуя достаточно примитивной логике, сделал вывод, что белорусскими друзьями должны быть враги России. Кстати, в администрации белорусского президента как раз накануне нарастания проблем в белорусско-российских отношениях пророссийски настроенные чиновники были заменены на западноориентированных. Произошли такие замены и в системе исполнительной власти. Так, министром культуры стал бывший дипломат белорусскоязычный Павел Латушко, ранее связанный с оппозицией и никогда не скрывавший этих связей.

Следующей причиной проамериканских настроений стали приближающиеся в Белоруссии президентские выборы. Лукашенко должен накануне выборов показать всему электорату, что экономический кризис преодолён. Невозможность дальнейшего паразитирования на дешёвой российской нефти поставила в тупик "самую процветающую экономику в мире". Похоже, что белорусская сторона, обратившись в суд СНГ с претензиями к России по поводу её экономических действий, понимает, что серьёзного успеха не достигнет. Белоруссии срочно нужен альтернативный донор, который может влить деньги в белорусскую экономику.

Причиной можно считать и то, что в конце 2009 года американский Госдепартамент достаточно откровенно через своих сотрудников, курирующих американские деньги для белорусской оппозиции, заявил о том, что с 2010 года США прекращают финансирование белорусских оппозиционных политических организаций по причине их неэффективности, а все усилия сосредотачивают на работе с официальными белорусскими структурами. И последней каплей стало то, что Запад так и не внял угрозам и демаршам белорусской стороны в отношении состава белорусской делегации в парламентской ассамблее "Восточного партнёрства" ("Евронест"). Так как белорусские власти отказались использовать схему "5+5", все места должна занять белорусская оппозиция. США являются достаточно значимым для Европы политическим игроком, который может надавить на Евросоюз и добиться выполнения белорусских условий.

И какие выводы можно сделать из белорусских метаний от ненависти до любви?

Во-первых, белорусы ещё раз показали, что они не являются ничьими союзниками. Белорусы попросту паразитируют на чужих экономиках, объявив это "белорусским экономическим чудом". Так, больной алкоголизмом считает своим другом не того, кто старается ограничить доступ к спиртному, а того, кто даёт деньги на очередные поллитра. Американцы, в отличие от россиян, менее романтичны в представлениях о своих союзниках. Правительство США не будет финансировать белорусское руководство без выполнения последним политических условий. Условия в первую очередь будут направлены на обострения белорусско-российских отношений. Кроме того, американцы постараются создать дублирующий контроль, который будет идти из Польши - проамериканской страны, имеющей в Белоруссии и территориальные интересы. Вполне возможно, что в связи с этим произойдут перестановки в правительстве, администрации президента и других важных структурах. Американцы понимают, что Лукашенко готов паразитировать на ком угодно, и именно это явление называется у белорусских властей "дружбой и добрососедскими отношениями".

Во-вторых, истерики белорусского президента чётко и однозначно показывают, что диагноз, поставленный белорусской экономике российским министром Алексеем Кудриным в прошлом году, подтверждается. Огромные кредиты, полученные Белоруссией в прошлом году, спасли её от краха, в нынешнем году крах и даже серьёзный спад в экономике недопустим, потому что менее года осталось до президентских выборов. Запланированные повышения почти в два раза зарплат для белорусских чиновников, спецслужб, армии и милиции, а также символические подачки пенсионерам, врачам, учителям, инвалидам и другим, менее значимым для функционирования режима категориям граждан, требуют больших затрат. Деньги где-то надо брать, желательно на очень льготных условиях, а выполнения политических заказов от американского правительства как раз и является льготным режимом с точки зрения белорусского правительства, ведь это не выводит из-под белорусского контроля потенциально доходные белорусские предприятия. Ущербное представление белорусского президента о суверенитете основывается на том, чтобы сохранить контроль над доходными сферами экономики. То, что политика государства направляется из-за рубежа, для Лукашенко не является потерей суверенитета, потому что простым белорусам не сообщают, принял какое-то решение белорусский президент самостоятельно или по приказу из Вашингтона. Внешняя видимость суверенитета позволяет сохранить внешнюю видимость сильной власти.

В-третьих, играя в игру, кто больше одолжит на самых льготных условиях, Белоруссия может охладить отношения не только с Россией, но и с извечным оппонентом США Уго Чавесом. Белоруссия для Венесуэлы не так важна, как Россия или Китай, так как может вложить в венесуэльскую экономику во много раз меньше. Белоруссия не может продать Венесуэле все образцы вооружения, в которых та нуждается, поэтому для Чавеса дружба с Лукашенко может закончиться так же внезапно, как и началась. Если вспомнить, какие речи говорил белорусский президент на саммите Движения стран неприсоединения в Гаване, то отход от основных принципов Движения, в котором состоят и Белоруссия, и Венесуэла, налицо.

В-четвёртых, показывая преданность новым друзьям, Белоруссия может предложить им не только экономическое сотрудничество, на что Лукашенко и намекал. Размещение американской системы ПРО в белорусских лесах может стать одним из способов заверений в вечной дружбе белорусского и американского народов. Хотя эта гипотеза вряд ли станет реальностью, ведь на территории Белоруссии расположены российские части ПВО, да и вся белорусская противовоздушная оборона связана с российской. Размещать рядом базы условных противников, пусть даже направленные на решения разных задач, это даже для белорусского президента будет слишком. Хотя, если учесть, что решения часто принимаются им в состоянии эмоционального возбуждения, может случиться и такое.

Лукашенко просто торгует положением страны, не понимая, что 207 с половиной тысяч квадратных километров не такой уж и большой геополитический кусок.

Андрей Островский