"Надо учитывать, что это была смешанная инициатива, - заявил помощник заместителя генерального директора МАГАТЭ Вячеслав Гудков, комментируя подписание соглашение о создании на территории России гарантийного запаса низкообогащенного урана (НОУ). - Была инициатива 2006 года президента Российской Федерации по глобальной ядерной энергетике, которая подразумевала создание международных центров, и была инициатива генерального директора МАГАТЭ по системе гарантированных поставок. В ответ на эту инициативу Российская Федерация предложила при Международном центре по обогащению урана в Ангарске создать гарантзапас. Вот это и было реализовано".

"Одним из сдерживающих факторов для новых стран, которые рассматривают внедрение ядерной энергетики и введение ее в энергобаланс, является вопрос гарантированности поставок топлива, - отметил Гудков. - Станцию-то можно построить, но в какой-то момент по политическим или иным соображениям, не связанным с рыночными вопросами, может быть принято решение об остановке поставок. Соответственно, возникает серьезная проблема для страны со станцией. В данном случае гарантзапас создается на территории Российской Федерации, но предоставляется он по решению генерального директора МАГАТЭ. Это своего рода страховочный вариант на случай сбоев в поставках топлива. Естественно, речь идет не о топливе, речь идет об обогащенном уране. Но это один из основных компонентов. Страны получили гарантию того, что в случае перебоев с поставками топлива по политическим мотивам они могут обратиться в МАГАТЭ и задействовать гарантийный запас".

"В данном случае Российская Федерация выступила как донор, хороший, правильный член МАГАТЭ, имеющий ядерную энергетику, но одновременно соблюдающий положения устава и изначальные задачи МАГАТЭ и способствующий внедрению ядерной энергетики в других странах, - отметил замгендиректора МАГАТЭ. - Ну а в принципе Россия является поставщиком ядерного топлива на рынке. Поэтому, если на рынке появляется механизм, гарантирующий странам получение топлива или обогащенного урана, то это косвенно способствует развитию рынка, что создает определенные положительные условия и для нас тоже. Но это, так сказать, не является первоочередной задачей. Самое главное - это создание механизма, который гарантированно позволяет странам получать топливо. Ну и второе - это аспект нераспространения. Есть две чувствительные технологии топливного цикла, которые могут привести к созданию ядерного оружия - обогащение урана и переработка отработанного топлива. В данном случае странам вместо того, чтобы страховаться от перебоев развитием собственных технологий создаются условия, когда они могут получить это через МАГАТЭ".

"Подписанное соглашение, несомненно, заинтересует те страны, которые только собираются развивать у себя ядерную энергетику и хотят гарантировать себе возможность приобретения топлива для планируемых атомных станций, - заявил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Андрей Климов. - Самостоятельное производство низкообогащенного урана чревато претензиями со стороны МАГАТЭ, а российское происхождение этого урана сразу же снимет все возможные вопросы. Поэтому можно предположить, что это соглашение, во-первых, станет хорошим стимулом для расширения рынка атомной энергетики, во-вторых, будет способствовать укреплению международного авторитета России и продвижению на мировой рынок российских ядерных технологий. Думаю, что с этой точки зрения создание гарантийного запаса урана именно в Ангарске выглядит логичным и обоснованным. Ангарский комбинат, собственно, и занимается тем, что хранит и обогащает уран. Кроме того, там уже создан Международный центр обогащения урана, который послужит базой для планируемого банка ядерного топлива".

Справка. 29 марта в штаб-квартире МАГАТЭ в Вене генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано и глава российской госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко подписали соглашение о создании на территории России гарантийного запаса низкообогащенного урана (НОУ). Инициатива предусматривает создание системы международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла и должна обеспечить равный доступ всех заинтересованных государств к атомной энергетике при соблюдении требований режима ядерного нераспространения.