Бессарабов: Временная параллель назначения мэра Элисты и терактов в Москве настораживает
Калмыкия, 29 марта, 2010, 18:06 — ИА Регнум. Главный редактор газеты "Степная мозаика", председатель общественного комитета поддержки мэра Элисты
"Мне неоднократно приходили такие мысли, - заявил Бессарабов, - и, как я ни гнал их прочь, они находят подтверждение в реалиях.
По его словам, в 2002 году, когда Кирсан Илюмжинов очевидно проигрывал выборы представителю калмыцкой московской диаспоры, банкиру Батру Шонджиеву, и общественное внимание было привлечено к происходящему в Калмыкии, происходит террористический акт на Дубровке. Зрителей мюзикла "Норд Ост" захватывают в заложники, выборы президента Калмыкии забыты, и в результате буквально "продавливается" победа Илюмжинова".
"Стоит отметить, что в некоторых СМИ высказывались предположения о том, что это было неслучайное совпадение, и финансирование теракта шло через нашу республику, - продолжает Бессарабов. - Правда, версия так и не получила надлежащей оценки при официальном расследовании. А прошлой осенью, когда произошло крушение "Невского экспресса", целый ряд экспертов заявил, что только этот теракт заставил руководство страны отказаться от досрочной отставки главы Калмыкии Илюмжинова. И вот - новое совпадение".
По мнению Бессарабова, "чудовищные теракты в Москве опять-таки отвлекли внимание Кремля от вопиюще незаконных, беспрецедентных действий сторонников Илюмжинова по захвату власти в Элисте".
"Что это? Мистика или некие параллели, раз за разом возникающие в действиях Илюмжинова и высших сферах госвласти России? Я готов поверить в космическую "мохнатую лапу", - отметил собеседник ИА REGNUM Новости.
Напомним, сегодня, 29 марта, депутаты Элистинского городского Собрания четвертого созыва выбрали председателя горсобрания
Предложение о назначении Намруева мэром было внесено группой из девяти депутатов, членов фракции "Единая Россия". Они сослались на то, что в декабре 2009 года было опубликовано решение горсобрания от 2005 года, которым были внесены изменения в Устав города в части порядка избрания мэра. Их оппоненты сослались на то, что изменения вносились в недействующую редакцию Устава, в то время как действующей определен порядок выборов мэра на прямых всенародных выборах.
В процессе обсуждения также была приведена норма из федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" о запрете на изменение статуса выборных должностных лиц и изменений в уставе муниципального образования до вступления в силу решения суда. Кроме того, как отметила часть депутатов, принятие заведомо незаконного решения согласно ст. 74 федерального закона об основах местного самоуправления приведет к роспуску Элистинского городского Собрания.
После двухчасового обсуждения решение было принято. В дальнейшем оно должно быть направлено для регистрации в Минюст и опубликовано.
В то же время, как сообщало ИА REGNUM Новости, через два дня, 31 марта, Верховный суд РФ рассмотрит кассационную жалобу по делу о назначении даты выборов мэра Элисты. 23 января 2009 года Верховный суд Республики Калмыкия удовлетворил исковые требования Сергея Тадонова. Бездействие Элистинского городского собрания четвертого созыва и избирательной комиссии Элисты в части неназначения даты выборов мэра калмыцкой столицы признано незаконным.
Суд обязал Элистинское городское собрание принять решение о назначении выборов немедленно после вступления решения в законную силу. Как указывал Тадонов в исковом заявлении, Устав города Элисты устанавливает, что глава города Элисты - мэр города Элисты является высшим выборным должностным лицом города, избирается на срок 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы мэра Элисты проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по единому избирательному округу.
Действующий мэр столицы Калмыкии Радий Бурулов был избран 6 февраля 2005 года. Его полномочия, в соответствии с уставом, прекращаются в день вступления в должность вновь избранного мэра. По мнению Тадонова, в соответствии с действующим законодательством решение о назначении выборов мэра Элисты должно было быть принято не позднее 23 декабря 2009 года, однако этого сделано не было. Полномочия по назначению даты выборов перешли к избирательной комиссии Элисты, однако до 3 января, как предписывает закон, этого сделано не было. В связи с этим Тадонов обратился в суд с требованием определить для Элистинского городского собрания дату, не позднее которой выборы должны быть назначены.
Как пояснил суду представитель Элистинского городского собрания Сергей Бургустинов, решение о назначении даты выборов мэра Элисты не было принято в связи с тем, что 19 декабря было опубликовано решение Элистинского городского собрания от 2 июня 2005 года, которым внесены изменения в Устав города, а следовательно, мэр Элисты должен назначаться из числа депутатов Элистинского городского собрания.
В ходе судебного разбирательства выяснилось, что данное решение действительно было принято Элистинским городским собранием в 2005 году и зарегистрировано в Народном хурале (парламенте) республики Калмыкия. По мнению сторон, на тот момент действовали две редакции устава муниципального образования, №№ 127/3 и 127/4. В октябре, после изменения федерального законодательства, полномочия по регистрированию уставов муниципалитетов и изменений в них перешли к министерству юстиции. По словам Сергея Тадонова, редакция Устава № 127/4, которой предусматривалось назначение мэра из числа депутатов горсобрания, не прошла процедуру регистрации, и в федеральный реестр была внесена редакция № 127/3, действующая по настоящее время с учетом четырех внесенных с 2005 по 2009 год поправок. При этом в 2007 году в Устав была внесена поправка о проведении выборов по мажоритарной системе.
Сергей Бургустинов заявил, что на сегодняшний день действуют две редакции закона, но относительно выборов мэра Элисты должна применяться норма, принятая в 2005 году. На вопрос судьи Ларисы Коченковой Бургустинов пояснил, что, принимая за основу изменения 2005 года, "депутаты Элистинского городского собрания руководствовались чисто человеческими соображениями" и принимали во внимание дефицит муниципального бюджета.
В кассационных жалобах на решение Верховного суда Калмыкии представители горсобрания и избирательной комиссии Элисты указали на нарушения норм конституционного и материального права, в частности, высказано предположение о том, что при разбирательстве суд был не вправе применять федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".