Палуба фрегата "Светлана". А.К.Беггров. 1883 год

1823 год. 29 марта (17 марта ст.ст.) в Николаеве был заложен первый русский военный пароход "Метеор"

"Строительство паровых судов в России началось в 10-х годах XIX в. Первый русский пароход "Елизавета" (мощность машины 16 л. с.) был построен в 1815 и совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Первый русский военный транспортный колесный пароход "Скорый" (мощность машины 30 л. с.) был построен в 1817 на Ижорских Адмиралтейских заводах и использовался для работы в портах на Балтийском море.

17.3 1823 в Николаеве был заложен первый русский паровой военный корабль - 14-пушечный пароход "Метеор". Строителем его был корабельный мастер И. С. Разумов. 15.6 1825 "Метеор" был спущен на воду, а в 1826 вошел в состав ЧФ.

31.12 1830 на Охтинской верфи в Санкт-Петербурге был заложен первый паровой корабль БФ - 24-пушеч-ный пароход "Геркулес" (мощность двух машин по 100 л. с.). Спущен на воду 8.8 1831. На ходовых испытаниях при скорости более 8 уз показал отличную мореходность. В 1843 был переоборудован в пароходофрегат.

К середине XIX в. строительство паровых военных кораблей, главным образом вспомогательных, производилось на четырех верфях Санкт-Петербурга, а также на верфях Николаева, Архангельска, Астрахани, Ижевска и Нижнего Новгорода".

Цитируется по: Аммон Г. А. Морские памятные даты. - М.: Воениздат, 1987. с.106-107

История в лицах

Капитан 1-го ранга В. А. Корнилов: Корабль мой на последнем переходе оказался прекрасных качеств. У него было 11 дюймов дифференту, и он отлично слушался руля; в бейдевинд же крутой два раза имел более 8 узлов на одном рифе брамсели

Цитируется по: Н. А. Полонский. Парусные линейные корабли Черноморского флота - Судостроение, 1978, № 8.

Мир в это время

В 1823 году начинаются регулярные концертные выступления 11-летнего Ференца Листа в Париже

Четыре возраста Ференца Листа. Из журнала The Etude, 1913 год

"Лист (Liszt) Ференц (Франц) (22.10.1811, Доборьян, близ г. Шопрон, Венгрия, - 31.7.1886, Байрёйт, Германия), венгерский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепьяно в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у К. Черни (фортепьяно) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 была поставлена опера Листа "Дон Санчо, или Замок любви" (жанр, в котором Лист ничего законченного больше не создал), написаны его первые фортепьянные сочинения - 12 этюдов, "Бравурное аллегро", "Бравурное рондо" и др. Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Г. Берлиозом, Н. Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Листа, которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с М. д'Агу (печаталась под псевдонимом Даниель Стерн). В своих демократических по духу литературных работах Лист ставил вопросы о положении художника в буржуазном обществе, о социальной значимости искусства, о программности в музыке и др. Лист приветствовал Июльскую революцию 1830; под впечатлением революционных событий написал "Революционную симфонию" (не окончена), после восстания лионских ткачей (1834) - пьесу для фортепьяно "Лион". В 1838-47, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистическим темпераментом, сочетавший блестящую виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь фортепьянной игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фортепьяно, но и выработавший новые приёмы трактовки фортепьяно. Он придал оркестровое звучание фортепьяно, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепьяно из салонно-камерного в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства. Реформаторские устремления Листа особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно - "Фантастической симфонии" Берлиоза (1833), симфоний Л. Бетховена, увертюры "Вильгельм Телль" Дж. Россини (1838), "Бравурных этюдов" по каприсам Паганини (1838), многих песен Ф. Шуберта (1838-46); фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Дж. Верди и др.

Во время гастролей в России (1842, 1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским; он проникся любовью к русской музыке, сделал транскрипции "Соловья" А. А. Алябьева и "Марша Черномора" Глинки.

В конце 1830-х гг. Лист создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно: "Альбом путешественника" (3 тетр., 1835-36), 12 больших этюдов (2-я ред. 1838, позднейшая переработка - "Этюды трансцендентного исполнения", 1851), "Три сонета Петрарки" (1-я редакция 1839); "Пляску смерти" (с оркестром, 1838-59) и др. Велики достижения Листа и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым, "веймарским периодом" (1848-61), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: "Фауст-симфонию" (1854-57), "Симфонию к "Божественной комедии" Данте" (1855-56), 12 симфонических поэм (13-я - "От колыбели до могилы" - написана позднее, в 1881-82), в том числе "Тассо. Жалоба и триумф" (по Гёте, 1849-54), "Прелюды" (по Отрану и Ламартину, 1848-54), "Мазепа" (по Гюго, 1851), "Идеалы" (по Шиллеру, 1857); "Два эпизода из ''Фауста'' Ленау" ("Ночное шествие" и "Мефисто-вальс", около 1860) и др., а также ряд хоровых произведений. Лист создал новый музыкальный жанр - программную одночастную симфоническую поэму. Он воплотил в музыке "вечные образы" мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художественной задачей Листа было приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени; его привлекала сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы. Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Лист стремился создавать музыку образно-конкретную, действенную и тем самым более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения - соната си-минор (1853), цикл пьес "Годы странствий" (1-й год - 1836-54, 2-й год - 1838-60, 3-й год - 1867-77), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, "Поэтические и религиозные гармонии" (1845-52). В 1840-60-е гг. Лист создал 2 концерта (около 1849-56, 1839-61) и "Фантазию на венгерские народные темы" (1852) для фортепьяно с оркестром, а также др. сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Листа с родиной. Лист использовал венгерский музыкальный фольклор в произведениях различных жанров - "Венгерских рапсодиях" для фортепьяно (15 рапсодий написаны в 1846-51; 4 последние в 1882-85), "Погребальном шествии" (для фортепьяно, 1849), симфонических поэмах "Венгрия" (1854) и "Плач о героях" (1854), "Венгерских исторических картинах" и пьесах "Ракоци-марш", "Памяти Петёфи", "Погребенье Мошоньи" (для фортепьяно) и др. В Веймаре, где вокруг Листа объединились видные музыканты (Х. Бюлов, И. Рафф и др.), образовавшие т. н. веймарскую школу, Лист реализовал свои демократические идеи и как дирижёр - пропагандист сочинений современных ему композиторов (в т. ч. опер Р. Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера и др.; книга о Шопене). С демократических позиций Лист разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристократических кругов. В 1861в результате интриг Лист покинул Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште. Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Лист в 1865 году принял сан аббата. В 1860-80 он создал ряд церковных сочинений - органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й "Мефисто-вальсы", знаменитые "Три забытых вальса", транскрипции сцены "Смерть Изольды" из оперы "Тристан и Изольда" Вагнера, а также полонеза из оперы "Евгений Онегин" П. И. Чайковского; многочисленные хоры, романсы и песни (около 70), среди которых шедевры песенной лирики, и др. Одновременно продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры др. стран. В Веймаре Листа посещали и пользовались его советами пианисты А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, Э. д'Альбер, А. Рейзенауэр и др.; композиторы А. П. Бородин, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис, А. К. Глазунов и др. Особенно тесные связи были у Листа с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил.

Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность Листа имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь - венгерской".

Цитируется по: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

Материал предоставлен АНО "Руниверс"