Иван Бургуджи: Негоже руководству Гагаузии пресмыкаться перед властями Молдавии

Кишинёв, 27 марта 2010, 18:50 — REGNUM  

Ранее мы неоднократно отмечали тот факт, что Молдавией правил лживый, властолюбивый авантюрист, приученный всегда лгать и изворачиваться, а установленный им режим правления сделал ложь и правовой нигилизм инструментом государственной политики, в угоду революционной целесообразности растаптывая нормы Конституции и законов нашей страны. Правда сейчас экс-президент Молдавии и лидер ПКРМ Владимир Воронин во всю ратует за соблюдение Конституции и законов страны, заявляя, что, находясь в оппозиции и не имея рычагов изменить ситуацию, он ощущает моральный и психологический дискомфорт. С нашими выводами тогда соглашались и осуждали такие действия руководства страны все представители оппозиции, клеймя позором правящую ПКРМ. Независимый журналист и патриот страны Дмитрий Чубашенко в газете "Молдавские ведомости" регулярно публиковал хронологию нарушения норм законов страны и совершаемых преступлений против народа Молдавии Ворониным, ПКРМ и установленным ими режимом правления...

Казалось бы, после прихода к власти в Молдавии либерал -демократов, в стране должны были быть расследованы и осуждены все нарушения законов и фундаментальных прав человека. Воцарится законность и правопорядок, с привлечением всех виновных к суду и ответственности, дабы в будущем страна и гражданское общество жили в мире и согласии на благо и социально-экономическое благополучие и процветание всех её граждан. Однако следует отметить тот факт, что с приходом к власти в Молдавии партий, позиционирующих себя либерал-демократами, и организации ими так называемого Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ), череда лжи, правового нигилизма и авантюризма не только не ушла в прошлое, а наоборот, усилилась, снова взвелась в ранг государственной политики центральных властей Молдавии. Это наглядно демонстрируется действиями нового высшего руководства Молдавии, по сути, осуществляющего законодательную вакханалию и политическое шулерство не только по отношению к Конституции страны и ко всему гражданскому обществу, но особенно по отношению к народу Гагаузии, к его коллективным правам и полномочиям. Об этом наглядно и неоспоримо свидетельствуют, слова, дела и поступки лидеров этого нового пресловутого Альянса за европейскую интеграцию, и принимаемые решения государственных органов Республики Молдова по отношению к Гагаузии.

Так, 6 октября 2009 года во время посещения Гагаузии премьер-министр Молдавии Владимир Филат и министр юстиции Александр Тэнасе убеждали общественность Гагаузии в том, что новая власть в Молдавии не представляет никакой угрозы для гагаузской автономии, а наоборот, открывает перед народом Гагаузии новые возможности и горизонты. Что "отныне Гагаузию будут не контролировать и подчинять, а сотрудничать с ней". Филат ответственно заявлял и подчеркивал, что "отныне закон об автономном статусе Гагаузии будет исполняться в полном объёме. Теперь автономия будет такой, какой она должна быть по закону". Из его уст прозвучали слова, с надеждой и одобрением встреченные народом Гагаузии, о том, что искреннее сотрудничество между Кишиневом и Комратом не оставит места для политических спекуляций сил, заинтересованных в нагнетании напряженности на национальной и языковой почве. А Тэнасе ответственно пообещал, что разрабатываемые в будущем нормативные акты и законы Республики Молдова не будут наносить ущерб статусу Гагаузии. Но не успело ещё утихнуть эхо этих торжественно произнесенных слов, как новое руководство Молдавии, стало поступать и действовать по отношению к Гагаузии, точно так же, как и все предыдущие: умышленно и преднамеренно игнорировать нормы закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" от 23 декабря 1994 года. Только так, можно квалифицировать принятое правительством Молдавии постановление №845 от 18 декабря 2009 года "О территориальных бюро Государственной канцелярии". В соответствии с указанным постановлением фактически незаконно урезаются права и полномочия Народного Собрания (парламента), главы (башкана) и Исполкома (правительства) Гагаузии в части регулирования и контроля организации и деятельности органов местного публичного управления Гагаузии. Эти права и полномочия незаконно передаются, назначаемому официальным Кишиневом в Гагаузию, вопреки нормам Уложения (Основного закона) Гагаузии и закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", соответствующему "положенцу" или "смотрящему" правительства Молдавии, в лице начальника территориального бюро Госканцелярии со своим штатом сотрудников.

Между тем, согласно нормам Уложения Гагаузии и закона РМ "Об особом правовом статусе Гагаузии" любые изменения и дополнения в данный закон могут вноситься только в том случае, если за них проголосуют три пятых избранных депутатов парламента Молдавии. При этом следует особо подчеркнуть, что статус и полномочия самой Гагаузии могут быть изменены только при наличии согласия гагаузского народа. А волю народа Гагаузии по этому поводу можно выявить только посредством проведения соответствующего референдума на территории автономии. Именно поэтому предпринимаемые и нынешним руководством Молдавии неправомерные и незаконные шаги по ограничению полномочий и статуса Гагаузии являются незаконными и недействительными.

В соответствии с нормами закона "Об особом правовом статусе Гагаузии" и Уложения Гагаузии определение порядка организации и деятельности органов местного публичного управления Гагаузии и установления порядка контроля над ними относится к компетенции Народного Собрания. Но никак не к компетенции парламента, правительства Республики Молдова или какого-либо иного органа, образуемого официальным Кишиневом. Кроме того, в соответствии с нормами указанного закона и Уложения, глава Гагаузии, являясь высшим должностным лицом автономии, а также членом правительства Республики Молдова, осуществляет руководство деятельностью органов публичного управления Гагаузии, обеспечивая их взаимодействие, и несет персональную ответственность за осуществление полномочий, возложенных на него законодательством. Руководство деятельностью публичных органов Гагаузии априори предполагает и административный контроль над органами, в отношении которых осуществляется руководство.

Следует особо подчеркнуть и тот факт, что согласно закону любые принимаемые законодательные и нормативно-правовые акты парламента и правительства Республики Молдова не должны противоречить нормам закона "Об Особом правовом статусе Гагаузии". Поэтому нас удивляет тот факт, что башкан Гагаузии Михаил Формузал, как член правительства Молдавии, присутствовавший при принятии данного постановления молдавского правительства, которое фактически ликвидирует де-факто Гагаузию как реальную автономию, превращая её в некое виртуальное, аморфное образование, не возмутился подобными действиями официального Кишинева и не покинул зал заседания, а промолчал. А во время официального празднования 15-летия образования АТО Гагаузия, где присутствовали многочисленные зарубежные гости и руководство Молдавии, ничего не было сказано о неправомерных и незаконных действиях официального Кишинева по отношению к Гагаузии, в результате чего складывается парадоксальная ситуация: чем больше лет гагаузской автономии, тем меньше в ней остается прав и полномочий. Это, мягко говоря, тактичное молчание и бездействие башкана Гагаузии Формузала, Исполкома и Народного Собрания Гагаузии официальный Кишинев воспринял, как одобрение своих неправомерных и незаконных действий по отношению к Гагаузии. На наш взгляд, в этой ситуации необходимо было не устраивать торжества по случаю 15-летия образования АТО Гагаузия, которую де-факто вышеуказанным постановлением правительства Молдавии фактически ликвидировали. А созвать экстренное заседание сессии Народного Собрания Гагаузии по поводу очередного нарушения прав Гагаузии официальным Кишиневом, а возможно и съезда депутатов всех уровней Гагаузии для выработки консолидированной позиции по мерам противодействия в отношении очередного поползновения официального Кишинева на права и полномочия народа Гагаузии. Обратиться с призывом о помощи и содействии к международному сообществу, в том числе к Конгрессу местных и региональных властей Совета Европы, в Венецианскую комиссию и т.д. Одновременно подключить соответствующие международные организации к решению вопроса между официальным Кишиневом и Комратом о разделе полномочий и предметов ведения между Гагаузией и центром. При этом, учитывая, что бюджет Гагаузии, в соответствии с законом о статусе Гагаузии формируется из всех видов финансовых платежей и отчислений, следует поставить вопрос об отчислении в бюджет автономии средств за транзит через ее территорию газа, электроэнергии и железнодорожных перевозок...

На наш взгляд, следует признать тот факт, что только бездействие властей Гагаузии и их беззубая политика по отстаиванию интересов автономии позволяют и.о. президента Молдавии Михаилу Гимпу продолжать издеваться над гагаузским народом, безапелляционно утверждая, что Гагаузия является таким же субъектом территориально-административного деления, как и любой другой район Молдавии, что у Гагаузии нет законодательной инициативы, что она является административной единицей Молдавии второго уровня и поэтому поднимать парламент администрации второго уровня до уровня парламента страны больше не будут и т.д. В этой ситуации сказать, что Гимпу глупый или делает то, что сам не ведает, никак нельзя, потому что Михай Гимпу является образованным и грамотным представителем своего народа, хорошим юристом. Поэтому ему как юристу доподлинно известно, что Гагаузия не является административно-территориальной единицей второго уровня, как все другие районы Молдавии. Гагаузия сама имеет в своем составе административно-территориальные единицы первого и второго уровня. Гагаузия действительно является административно-территориальной единицей Республики Молдова, но не относится ни к первому, ни ко второму уровню. Гагаузия - это особая административно-территориальная единица с особым правовым статусом, поэтому она, в отличие от других административно-территориальных единиц, не имеющих своих парламентов, обладает законодательной инициативой через свой парламент в парламент Молдавии. На Гагаузию не распространяются обычные нормы закона "О местном публично управлении" и т.д.

А потому, во враждебных действиях г-на Гимпу в отношении к Гагаузии можно усмотреть и тот факт, что он получил прямое указание по этому поводу от своих кураторов из Румынии, поскольку венгры Трансильвании стали требовать себе автономного статуса, указывая румынским властям на пример существования гагаузской автономии на территории унитарной Республики Молдова.

На наш взгляд, в этой ситуации отрадным является уже тот факт, что Формузал как башкан Гагаузии, наконец-то, нашел в себе мужество 24 марта 2010 года официально покинуть зал заседания комиссии по изменению Конституции Молдавии, образованной г-ном Гимпу. Следующим шагом должно стать осознание того, что необходимо объединение всего гагаузского общества, независимо от политических убеждений и взглядов, во имя сохранения и укрепления своей государственности, а также прав и полномочий Гагаузии. Негоже пресмыкаться перед теми, кто умышленно и преднамеренно игнорирует законы собственной страны, пытаясь поставить народ Гагаузии в унизительное положение. Это воистину является преступлением перед нашим собственным народом и памятью наших предков, позор перед миром и грех перед Создателем...

На наш взгляд, следует напомнить г-ну Гимпу тот факт, что Гагаузия существует в составе Молдавии в качестве автономно-территориального образования только в силу политического договора между руководством Республики Молдова и Гагаузской Республики, оформленного в виде закона РМ "Об особом правовом статусе Гагаузии" от 23 декабря 1994 года. И если официальный Кишинев предпримет шаги по изменению статуса и полномочий Гагаузии без согласия её народа, то тогда возникнет реальная необходимость денонсирования заключенного политического договора и возврату к строительству и укреплению независимой Гагаузской Республики, со всеми вытекающими из этого последствиями. Ибо, следует признать тот факт, что если Гагаузию до сих пор пыталась "иметь" только ПКРМ и её лидер г-н Воронин, выступая в роли политического сутенера, то теперь на Гагаузию накинулся уже целый колхоз. Налицо истинно молдавская разноклановая циничная политическая групповуха.

Иван Бургуджи - председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра Молдавии.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail