Должностные лица Рижской думы (Латвия) стали фигурантами антикоррупционного расследования, проведенного Министерством юстиции США. Об этом сегодня, 26 марта, пишет газета "Бизнес & Балтия". По мнению Минюста США, концерн Daimler с 1998 по 2008 год подкупал чиновников в 22 странах мира, в том числе и в Латвии.

По материалам публикации газеты генеральный прокурор Латвии Янис Майзитис призвал Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцие использовать данные ему законом права и предпринять необходимые действия для того, чтобы установить или раскрыть преступления, связанные со взятками чиновников Рижской думы. В документах Минюста США Рижская дума фигурирует по двум отдельным делам. Основное, выделенное в раздел "Латвия", касается покупки Рижской думой в общей сложности 117 автобусов у "дочки" Daimler - компании EvoBus - примерно за 30 млн евро. Конкурс по указанному заказу был объявлен Департаментом сообщения Рижской думы летом 2000 года.

Американская сторона установила, что официальный дистрибьютор Daimler в августе того же года договорился с EvoBus о необходимости подкупа чиновников для получения контракта. Согласно документам, первые оформленные договоренности с муниципальными предприятиями Tālava и Imanta были заключены приблизительно 27 марта 2001 года (последний транш - 28 единиц транспорта - был произведен в 2006 году). Примерно в июне 2001 года с ними при помощи подкупа были заключены договоры на покупку деталей.

В рамках этого дела EvoBus через связанные с ним американские компании перечислил на подкуп рижских чиновников около 1,8 млн евро в форме "комиссий". Указывается, что противозаконные платежи были сделаны примерно в июле 2002 года и в период между апрелем 2003 года и декабрем 2006 года. Получатели определены довольны расплывчато: это чиновники, являвшиеся членами двух партий, находившихся у власти в Риге в период поставок.

В документах Минюста имеется еще одно рижское дело, кратко упомянутое в рамках рассказа о действиях турецкой "дочки" Daimler - фирмы MB Turk. Указывается, что в 1998-2000 годах она при поддержке латвийского дистрибьютора Silverstar продала Риге 40 автобусов. Параллельно было сделано два незаконных платежа: дистрибьютору (383,48 тыс. евро) и на спецсчет в Германии (115,87 тыс. евро).

Директор автодилера Domenikss (дистрибьютор Daimler в Латвии) Виктор Троицын заявил изданию, что его компания не имеет никакого отношения к взяткам в Рижской думе. Он подчеркнул, что до 2008 года Domenikss не был единственным представителем немецкого концерна в Латвии. Помимо него дистрибьюторские права имели также компании Unimotors, Silvestar un TC Motors, M.E. LAT-LUX. Из упомянутых организаций на поставках автобусов специализируется Silverstar. Представитель этой компании отказался отвечать на вопросы.

"Silverstar несколько лет назад со скандалом лишилась статуса дистрибьютора Daimler", - рассказал глава Rīgas taksometru parks (RTP) Леопольд Муйжниекс. По его словам, в тот же период был уволен ряд важных сотрудников EcoBus. В связи с возникшей ситуациейй RTP даже не смогла получить гарантийное обслуживание по купленным через Silverstar автобусам Sprinter. "Ходили слухи, что отзыв прав у Silverstar был связан со взятками в Рижской думе", - отметил Муйжниекс.

До того, как в 2003 году было создано предприятие Rīgas Satiksme, закупками общественного транспорта для латвийской столицы занималась непосредственно Рижская дума. Автобусы покупал Департамент транспорта, который с 1997 по 2008 год возглавлял Ивар Зарумба. Санкции на покупку транспорта выдавал Комитет транспорта и сообщения, который с 1997 года по март 2001 года возглавляла Линда Балтиня (сейчас член правящей в Риге партии ЛПП/"Латвийский путь"). С 2001 по 2005 год им руководил Гунтар Пилсумс.

Линда Балтиня, ныне руководящая рижским магазином Tirgus galerija, вчера сказала, что не очень хорошо помнит заказы конца 1990-х - начала 2000-х годов. "Я впервые об этом слышу", - заявила она в ответ на вопрос о взятках, упомянутых в документах Минюста США. На вопрос, получала ли она взятки, экс-глава транспортного комитета ответила: "Да вы что? Вы вообще отвечаете за свои слова? Вообще, надо помнить, что в 2001 году дума менялась. Конкурс был в один период, а оплата была уже при совсем другом составе думы", - ответила Балтиня.

В любом случае, теперь в ситуации будут разбираться правоохранительные органы. Издание надеется, что при должной инициативе им удастся разобраться в этом деле, учитывая, что Daimler уже признался в подкупе чиновников во всем мире.