Годовой отчёт разведслужбы Латвии: открытая часть

Рига, 26 Марта 2010, 00:01 — REGNUM  Бюро по защите Конституции Латвии (БЗК) опубликовало открытую часть отчета о своей деятельности в 2009 году. Приводим его текст полностью:

"Бюро по защите конституции (БЗК) - одна из трех служб безопасности Латвийского государства. В соответствии с законом, БЗК ведет разведку и контрразведку, защиту классифицируемой информации, а также производит и контролирует обмен классифицируемой информацией с международными организациями.

2009 год стал годом структурных перемен в Бюро. Как и в большинстве государственных учреждений, был сокращен и бюджет БЗК. Однако, тщательно оценив и усовершенствовав структуру бюро и разделение обязанностей, БЗК нашел возможность выполнять свои функции и в условиях ограниченного финансирования.

Разведка и контрразведка

В рамках функций разведки и контрразведки БЗК получает, обрабатывает, анализирует и использует информацию, связанную с государственной безопасностью и защитой.

Основываясь на оперативных и открытых источниках информации, БЗК в 2009 году подготовило обзор о важных для Латвии с точки зрения политики и экономики странах, которые на входят в НАТО и ЕС, их социально-экономической ситуации, а так же внешне- и внутриполитических действиях. БЗК подало детализированную разведывательную информацию в Совет по национальной безопасности об интересах этих стран в Латвии, и связанных с реализацией этих интересов учреждений, организаций и конкретных лиц.

В 2009 году БЗК продолжило и развило изучение, контроль и превентивные мероприятия в отношении деятельности разведывательных служб государств, не входящих в НАТО и ЕС. Изучив полученную разведывательную и контрразведывательную информацию можно сделать вывод, что интерес этих стран к Латвии не уменьшился. По сравнению с прошлыми годами не констатированы существенные изменения и в методах работы этих служб.

В 2009 году контрразведка констатировала следующие интересы и направления работы иностранных спецслужб в Латвии, чьи шпионы пытались получить доступ к непубличной информации:

- Политические актуальные события, закулисная деятельность партий, взаимоотношения политических сил, возможность создания новых политических сил, вопросы финансирования партий.

- Продвижение кандидатов на выборах в Европарламент и на выборах в самоуправлениях, исход выборов и их влияние на внутриполитическую ситуацию.

- Процессы формирования правительства, кандидаты на пост премьера, стабильность правительства, влияние президента на правительство.

- Вышестоящие должностные лица Латвии (в том числе и бывшие), их повестки дня и отношение к важным вопросам, имеющим отношение к странам происхождения шпионов.

- Экономическая ситуация в Латвии, условия предпринимательской деятельности и активность, среда для инвестиций, государственный бюджет и процесс его принятия.

- Ухудшение экономической ситуации в Латвии, процесс привлечения международных кредиторов - размер займов, процентные ставки, ход переговоров.

- Международные и региональные энергетические проекты, например, латвийско-шведский высоковольтный кабель, аспекты латвийского электроэнергетического рынка.

- Информационные и коммуникационные технологии, инновации, латвийский научный потенциал, инженерные науки, и особенно военные знания и индустриальное развитие в перспективе.

- Латвийские СМИ, смена их владельцев, редакционная политика.

- Латвийская военная активность и военно-техническое обеспечение, деятельность Латвии в НАТО, сотрудничество с США.

Офицеры иностранных спецслужб информацию по интересующим их вопросах получали как из публично доступных источников, так и от своих контактных лиц, соблюдая строгую конспирацию. Поэтому БЗК регулярно - в рамках еженедельного информационного обзора, а также при встречах с ответственными должностными лицами - давало рекомендации, как пресечь попадание важной государственной информации в руки разведслужб недружественных государств.

Работу спецслужб стран, не входящих в НАТО и ЕС, в Латвии уже долгие годы осложняет нехватка кадров. Вот и в прошлом году контрразведкой была прекращена деятельность иностранного шпиона в Латвии. Офицер разведслужбы был вынужден вернуться в страну своего проживания, так как по инициативе БЗК ему не была продлена виза.

В 2009 году контрразведка БЗК подтвердила еще ранее выдвинутое допущение, что офицеры разведслужб отдельных, не входящих в НАТО и ЕС стран, направленные на работу в Латвию, сотрудничают между собой. В отчетный период были неоднократно констатированы встречи таких иностранных шпионов.

Важнейшим контрразведывательным делом в 2009 году была проверка фактов и обстоятельств по делу о пойманном на шпионаже эстонском чиновнике высшего ранга Хермана Симма, который сотрудничал с российской разведслужбой. Совместно с партнерскими службами в ходе проверки было установлено, что деятельность Х.Симма руководил офицер российской контрразведки, который выдавал себя за испанского предпринимателя. Российский "нелегал" главным образом собирал информацию в экономической и энергетических сферах. Интерес в этих вопросах он объяснял своей профессиональной деятельностью.

Выяснилось, что офицер российской разведки - "нелегал" - в период с 2000 года до середины 2008 года находился и на латвийской территории. Согласно имеющимся в распоряжении БЗК фактам, в Латвии "нелегалу" не удалось получить классифицированную информацию. Однако этот случай заставил пересмотреть оценку угрозы нелегального шпионажа. Работа над своевременным обнаружением и предотвращением нелегального шпионажа станет одним из приоритетов работы БЗК.

Сущность нелегального шпионажа и практика использования

Разведслужбы осуществляют шпионаж за границей двумя способами - в рамках "легальной" резидентуры (используя дипломатическое прикрытие и не скрывая своей принадлежности к конкретному государству), а также с использованием "нелегалов" и нелегальной резидентуры. Для проведения нелегальной разведки за границу посылаются офицеры разведслужб, которые скрывают свою настоящую личность, работают как подданные других стран, и у них нет никаких видимых связей со страной, которой они служат. Подготовка "нелегала" - особенно трудоемкий и затратный по времени процесс, который требует обеспечения соответствующими документами, разработку достоверной легенды и особую организацию руководства операции. "Нелегалы" обычно выдают себя за предпринимателей, работников международных компаний, бизнес-консультантов, журналистов или представителей негосударственных организаций.

Ранее считалось, что из-за необходимости вложения больших ресурсов нелегальная слежка используется только в особых ситуациях. Например, нелегальная резидентура формируется в стране с нестабильной социально-политической ситуацией или государствах, с которыми нет стабильных дипломатических отношений, и ограничены возможности получения информации дипломатическими или легальными разведывательными путями. Полученные в рамках дела Х.Симма факты заставляют пересмотреть оценки риска нелегального шпионажа.

Защита государственной тайны

В рамках реализации защиты государственной тайны БЗК проводит проверку помещений, которые используются для работы с государственной тайной, а также проверку лиц, прежде чем они получат доступ к работе с государственной тайной.

В период 20009 года БЗК после проверки лиц выдало 565 специальных разрешений на работу с государственной тайной. Из них:

213 - 1-й категории - работа с особо секретной информацией.

207 - 2-й категории - работа с секретной информацией.

145 - 3-й категории - работа с конфиденциальной информацией.

Указанные данные не включают в себя число специальных разрешений, которые выдали ПБ (полиция безопасности) и ВСРБ (Военная служба разведки и безопасности), имеющие право выдавать разрешения 2-й и 3-й категорий.

После проведения проверки БЗК отказало 34 лицам в выдаче специального разрешения на работу с государственной тайной. В 14 случаях решение БЗК было обжаловано у генерального прокурора. Во всех рассматриваемых случаях генеральный прокурор признал решения БЗК соответствующими требованиям закона.

В течение 2009 года по различным причинам, например, окончание срока действия допуска, смена должности, освобождение от должности, а также смена категории специального допуска, было аннулированы 715 специальных разрешений на работу с государственной тайной.

Защита классифицированной информации НАТО и ЕС

Защита классифицированной информации - существенный аспект безопасности НАТО и ЕС. Способность обеспечить защиту информации является основой того, что Латвия считается полноправным партнером в этих организациях. В Латвии ответственной за защиту классифицированной информации является учреждение Национальной безопасности, являющейся структурной единицей БЗК.

После проведения проверок лиц, в 2009 году было выдано 750 отвечающих стандартам НАТО постоянных сертификатов для работы с классифицированной информацией и 741 постоянный сертификат на работу с классифицированной информацией ЕС. После углубленной проверки 1 лицу было отказано в сертификате НАТО, а 2 лицам понижена категория сертификата.

В прошлом году после проверки БЗК 28 зарегистрированным в Латвии предприятиям выдало сертификат индустриальной безопасности, 4 коммерсантам было отказано в выдаче сертификата промышленной безопасности. В связи с окончанием срока подачи необходимых документов, проверка 20 предприятий была прекращена без результатов, еще 4 компании отозвали свои заявления на получение сертификата индустриальной безопасности.

С 2004 года, когда БЗК выдало первый сертификат индустриальной безопасности, в общей сложности выдано уже 164 сертификата. Сертификат индустриальной безопасности подтверждает право коммерсанта вести работу, связанную с государственной тайной, классифицированной информацией международных организаций или иностранных государств и способность коммерсанта обеспечить безопасность этой информации.

Работа устройств по контролю переговоров по мобильным телефонам

В БЗК находятся устройства по контролю переговоров по мобильным телефонам. С помощью этих устройств контроль за переговорами по мобильным телефонам ведут все учреждения, которым это позволяет делать закон. Активнее всего эти устройства использует Уголовная полиция (инициировала 38,5% из всех перехваченных переговоров), ПБ (12,3%), БЗК (18,2%) и БПБК (11,3%).

Технический перехват переговоров обеспечивает БЗК, но перехваченные данные автоматически передаются тому учреждению, которые инициировало перехват телефонных переговоров и получило санкцию судьи Верховного суда. БЗК отвечает за защиту полученной информации до момента ее передачи учреждению, инициировавшему перехват переговоров.

Прежде чем начать контроль за телефоном, БЗК получает ту часть решения соответствующего учреждения, в котором указано: Регистрационный номер решения; Должностное лицо, которое приняло решение; Руководитель учреждения, который это утвердил; Судья верховного суда, который это санкционировал; Контролируемый телефонный номер; Срок, в течение которого будет вестись контроль.

Часть решения не содержит ни информации о лице, переговоры которого будут перехватываться, ни мотивацию перехвата переговоров. За соответствие и законность решения в полной мере отвечает руководитель конкретного учреждения. Данная система создана, чтобы сохранить независимость каждого субъекта оперативной деятельности в расследовании конкретного дела и гарантировать сохранение оперативной информации.

Международное сотрудничество

Важным аспектом работы БЗК является сотрудничество со спецслужбами других государств. В рамках двухсторонних отношений службы обмениваются информацией о полученных в ходе оперативных действий данных о методах работы разведслужб третьих стран. Полученная от партнерских служб информация позволяет быстрее и более точно идентифицировать и предотвращать потенциальные угрозы иностранных спецслужб.

В рамках НАТО БЗК работает во многих комитетах НАТО. Самым важным из них является Специальный комитет НАТО. Главным образом Специальный комитет следит за рисками шпионской деятельности и терроризма и угрозами, которые они представляют для Альянса. В 2011 году БЗК будет председательствующей службой этого комитета (службы председательствуют в порядке ротации). В общей сложности у БЗК сложилось активное сотрудничество со специальными службами более чем 45 стран.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
07.12.16
МОК продлевает санкции против России
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Восстанавливаются пенсионные права осужденных и реабилитированных граждан
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Госдума повысила МРОТ на 300 рублей
NB!
07.12.16
Атомная энергетика Украины — это сильная головная боль для Европы: обзор
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
В Ингушетии задержаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 7 декабря
NB!
07.12.16
Министр — екатеринбуржцам: Скинемся на метро
NB!
07.12.16
Киев пытается уйти от обсуждения политической повестки — Грызлов
NB!
07.12.16
«Нафтогаз»: Нужно допсоглашение с РФ, иначе газ до нас не дойдет
NB!
07.12.16
«Теневой» мусор Подмосковья: сколько теряет область на криминальных схемах?
NB!
07.12.16
Ирландский суд снял арест со счетов Ходорковского на €100 млн
NB!
07.12.16
Песков: Путин лично принял решение о сокращении нефтедобычи
NB!
07.12.16
AC: Борьба США с терроризмом — полностью неэффективна
NB!
07.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк III
NB!
07.12.16
Путин дал высокую оценку работе ФСБ в период выборов
NB!
07.12.16
В Израиле рекомендовано проверить подарок Дмитрию Медведеву
NB!
07.12.16
КНБ Казахстана сообщило подробности спецоперации в Актюбинске
NB!
07.12.16
Ярославцы обещают Сергею Собянину назвать мост в его честь