Итоги проверки Счетной палатой Красноярского края эффективности финансируемой из краевой казны деятельности РЭК по регулированию тарифов на электро- и теплоэнергию в 2001-2002 годах.

1. Несмотря на наличие постановления ФЭК РФ "Об утверждении нормативов технологического расхода электрической энергии (мощности) на ее передачу (потерь), принимаемых для целей расчета и регулирования тарифов на электрическую энергию (размера платы за услуги по ее передаче)", при расчете тарифов ОАО "Красноярскэнерго" на 2001 г. установленная методика не использовалась, расчет структуры потерь электроэнергии на 2001 г. РЭК представлен не был. При установлении тарифов на 2002-2003 годы величина потерь рассчитывалась как по методам, рекомендованным постановлением ФЭК РФ, так и по принятым РЭК в качестве более точных схемно-техническим методам, исходя из данных, представленных ОАО "Красноярскэнерго". Превышение величины потерь, рассчитанной по схемно-техническим методам, над величиной потерь, составляет 20,5% от величины потерь в тарифе на 2002 г. и 21,7% в тарифе на 2003 г.

2. РЭК не представила сведения о реализации при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию материалов проведенных в 2001 году проверок хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, свидетельствующих о завышении ряда плановых показателей, влияющих на размер тарифов. Материалы проверок за 2002 год не представлены.

3. В состав затрат для определения тарифов включено финансирование (52,6 млн. руб. в 2001 г., 58,8 млн. руб. в 2002 г. и 60,1 млн. руб. в 2003 г.) Территориального управления Красноярского государственного энергонадзора, несмотря на определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, признавшее недействительным и не подлежащим применению со дня издания Постановления Правительства РФ, установившего, что финансирование территориальных управлений государственного энергонадзора в субъектах Российской Федерации осуществляется за счет средств, включаемых в затраты энергоснабжающих организаций.

4. В состав затрат для определения тарифов включено возмещение затрат перепродавцов электрической энергии (234,6 млн. руб. - в 2001 г., 287,2 млн. руб. - в 2002 г., 310 млн. руб. - в 2003 г.), которое не предусмотрено действующими Методическими рекомендациями ФЭК РФ.

5. Затраты на топливо, заложенные в расчеты по определению тарифов, были предусмотрены со значительным удорожанием по сравнению с ожидаемыми значениями исполнения.

6. В расчете необходимой выручки ОАО "Красноярскэнерго" на 2003 год учтены в составе расходов за счет плановой прибыли расходы на капитальные вложения в сумме 380501 тыс. руб., которые следовало скорректировать на невыполнение объемов капитальных вложений 2002 года в сумме 321248,5 тыс. руб. В ходе проведенной Счетной палатой Российской Федерации и Счетной палатой края совместной проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Красноярскэнерго" было установлено, что при нехватке средств на реконструкцию и техническое перевооружение энергосистем значительная часть прибыли ОАО "Красноярскэнерго", получаемая от реализации продукции, расходуется на финансирование непрофильной деятельности. На отвлечение в результате этого финансовых средств, которые было возможно использовать для улучшения производственного потенциала ОАО "Красноярскэнерго", указано Счетной палатой Российской Федерации в отчете о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Красноярскэнерго" и Региональной энергетической комиссии Красноярского края в части обоснованности установления тарифов на отпускаемую электрическую и тепловую энергию за 2001-2002 годы, а так же хода выполнения Программы реформирования электроэнергетики Российской Федерации в соответствии с принятыми законодательными актами.

7. С учетом изложенного, принятая при расчете тарифов на электрическую энергию потребность в финансовых средствах завышена при расчете тарифа на 2001 г. на 234,6 млн. руб.; на 2002 г. 1034,5 млн. руб. и на 2003 г. на 832,7 млн. руб., что означает завышение среднего тарифа на 2001 г. на 2,6%; на 2002 г. на 9,8% и на 2003 г. на 7,4%, а так же завышение тарифов для дои группы потребителей.

8. Затраты ОАО "Красноярскэнерго", относимые непосредственно на производство энергии и обслуживание сетей составляют менее 70% необходимой тарионой выручки. Остальные затраты не связаны с производством и реализацией энергии и представляют собой организационные расходы либо капитальные затраты: абонентная плата РАО "ЕЭС России", прочие расходы, капитальные вложения, расходы на социальные программы коллектива общества и т.д. В соответствии с методическими указаниями, большая часть этих затрат перекладывается на потребителей более низких, по сравнению с базовыми, диапазонов напряжения, имеющих небольшой удельный вес в полезном отпуске электроэнергии. Таким образом, в 2003 году на потребителей более низких диапазонов напряжения перекладывается не менее 500 млн. руб. платежей РАО "ЕЭС России".

9. При расчете экономической обоснованности тарифов по группам потребителей, на наш взгляд, распределение расходов, не связанных с производством энергии и обслуживанием сетей, должно осуществляться пропорционально потребляемой энергии. Расчеты, проведенные Счетной палатой края, свидетельствуют о значительном изменении тарифов по сравнению с действующими в 2001-2005 годах. Произведенная оценка предельного уровня экономически обоснованного тарифа для бюджетных организаций края на 2002 год свидетельствует о том, что экономия бюджетных средств по оплате потребление электрической энергии могла составить не менее 200 млн. руб.