В Чебоксарах не могут объяснить, почему при падении экономики мусора не стало меньше: интервью министра

Чебоксары, 24 марта 2010, 14:11 — REGNUM  

Интервью главы Минэкономразвития Чувашии Ивана Моторина ИА REGNUM Новости.

REGNUM: Вопрос рекультивации Пихтулинской свалки в Чебоксарах и строительство нового полигона для захоронения твёрдых бытовых отходов обрастает всё новыми подробностями. На одном из последних совещаний в правительстве вдруг выяснилась слабая, мягко говоря, готовность даже проектно-сметной документации. И это при том, что республиканские власти уже заручились поддержкой премьера Путина. Что происходит с многолетним проектом, Иван Борисович?

В 2006 году при подписании соглашения между Росстроем, Кабинетом Министром Чувашии, ВТБ по строительству "Нового города" между Чебоксарами и Новочебоксарском одним из перспективных направлений, которое было заложено как условие реализации данного проекта, - это перенос Пихтулинской свалки. Эти обязательства были обозначены в 2006 году. Определённая работа органами исполнительной власти была проведена: основная была связана с выбором земельного участка, и Министерство имущественных и земельных отношений республики данную работу успешно завершило, передав соответствующий участок, вернее, даже три участка - один основной, два резервных - муниципальному образованию - городу Чебоксары. Напомню, под новый полигон ТБО отведён участок, входящий в санитарную зону "Химпрома". То есть работа, которую необходимо было сделать со стороны органов республиканской власти, была завершена более двух лет назад.

На совещании у президента возник главный вопрос: какими темпами администрация города Чебоксары разрабатывает проектно-сметную документацию, готова ли она в достаточном объёме для представления нашей заявки в Инвестиционный фонд для получения федеральных субсидий на реализацию данного проекта. Эту работу наше министерство проводило от имени Кабинета министров в 2009 году: направляли документы в Минрегион России, где они рассматривались, и когда в январе текущего года возник вопрос подтверждения проектных работ со стороны Главгосэкспертизы, то выяснилась основная проблема - у города фактически отсутствует в нормальном и установленном порядке полученная проектно-сметная документация. Если по полигону работы какие-то были проведены, но, кстати, не оплачены разработчику, то по мусоросортировочному заводу работы даже не начинались. Муниципалитет данную работу пустил на самотёк - не провёл необходимые мероприятия, которые ещё в 2006 году в виде обязательств были взяты республикой и городом. Соответственно, этот вопрос был жёстко поставлен президентом Чувашии, даны соответствующие поручения и поставлены на вид всем чиновникам, ответственным за данный вопрос.

Весь февраль прошёл в ускоренном процессе решения вопросов финансирования проектных работ, рассмотрения заявок потенциальных инвесторов. 10 млн рублей выделено в республиканском бюджете, 5 млн рублей нашёл город Чебоксары из резервного фонда, есть обязательства города Новочебоксарска и Чебоксарского района. По республике эти 10 млн рублей были выделены в ходе уточнения бюджета 2010 года. Министерство природных ресурсов, которое отвечает по этим суммам, уже может вести оплату работ. Резервные средства городом тоже заложены в текущем году, заметьте - не в 2006-м, 2007-м, не в 2008-м и даже не в 2009 годах, когда уже имеются поручения и договорённости на самом высоком уровне.

Эти средства идут на проектирование всего цикла проекта - это и мусоросортировка, и организация утилизации, и строительство полигона. То есть за эти деньги должен быть оплачен весь проект и получены все экспертизы. Данная работа сейчас Минстроем налажена, и до конца марта в Главгосэкспертизу (филиал в городе Казани) все материалы будут переданы в полном объёме. До 15 апреля мы планируем доработать бизнес-план, цифры проекта и в полном объёме заявку направить в Министерство регионального развития для рассмотрения на инвестиционной, а затем на правительственной комиссии.

В инвестпроекте чётко определяется, что финансируется бюджетом, а что инвесторами. Соответственно, на финансирование за счёт бюджетных средств предполагается строительство полигона, и здесь федеральные средства могут составить до 80%, 20% - деньги республики. В целом, проект может быть профинансирован за счёт средств Инвестиционного фонда России на 35-40%, то есть на 400-450 млн рублей. Цифры будут уточнены после получения экспертизы и завершения проектирования - тогда можно будет уже более точно, до рубля, сказать, сколько мы просим из инвестфонда, сколько потребуется от инвесторов, сколько будет вложено республикой и муниципалитетом.

REGNUM:... и сколько вложено жителями города Чебоксары, ведь часть средств на новый полигон уже заложена в тарифах?

Это тоже вопрос для дискуссий. Нашим министерством подготовлены письма в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашии и в прокуратуру республики для разъяснений этих моментов с юридической стороны. Поясню, в чём заключается наше обращение. Уже второй год чебоксарцы платят за утилизацию и вывоз мусора на новый полигон, которого нет, как я уже говорил, нет даже проекта, утверждённого в соответствующем порядке. Соответственно, мусор утилизируется на старой Пихтулинской свалке. Реально сегодня взимается повышенная плата за вывоз мусора на расстояние 30 км (транспортное плечо в тарифе составляет 62 км). Где аккумулируются эти средства - в ОАО "Спецавтохозяйство" или в другом каком-то органе - мы и просим дать разъяснение. Должен сказать, что эти средства никоим образом не участвуют в организации полигона, то есть они идут в лучшем случае на развитие ОАО "Спецавтохозяйство" для каких-то своих хозяйственных целей. Но самое главное - не достигается цель: строительство нового полигона и утилизация мусора в соответствии с действующим законодательством.

Возникает достаточно много вопросов со сбором и утилизацией мусора - и тем и другим занимается одно юридическое лицо, в данном случае ОАО "Спецавтохозяйство". Пихтулинская свалка у них находится в оперативном управлении. Соответственно, они сами собирают, сами считают, сколько мусора, и сами его утилизируют. Я поясню: вся экономика 2009 года из-за кризиса просела - строительный подряд сократился на 40%, промышленность на 30%, реально уменьшилось потребление населением. Но мусора у нас, как ни странно, в 2009 году не только не сократилось, а даже увеличилось. Каким образом это происходит? Наше министерство объяснить это научно не может. Поэтому мы обратились в компетентные органы, которые надеюсь, дадут нам заключение по этим вопросам.

Министерство смущает очень непрозрачная работа ОАО "Спецавтохозяйство". Очень тяжело идёт на контакт как администрация города Чебоксары, так и его подведомственное предприятие. Запросы министерства по документам фактически игнорируются, поэтому практически невозможно составить нормальную хозяйственную картину управления предприятием, эффективности его работы. Чувствуется скрытое нежелание открывать свою работу в данном виде муниципальной деятельности, а это монополист, оказывающий услуги населению и предприятиям двух главных городов республики.

REGNUM: Поиск инвесторов проекта ТБО тоже несколько затянулся: уже дважды конкурс по инвестированию проекта признавался недействительным. Что происходит с инвесторами, ведь ТБО - это лакомый кусок.

Интерес со стороны инвесторов на самом деле большой, но имеет место закрытость, нежелание города и предприятия пускать сторонних инвесторов в своё хозяйство. Город дважды проводил конкурс по поиску инвестора, и дважды он был признан несостоявшимся. И, судя по всему, вызвал огромный энтузиазм в администрации города Чебоксары и радость курирующего заместителя по данному направлению. На сегодня, когда уже к этому подключился председатель Кабинета министров, стало понятно, что интерес к проекту огромный: были рассмотрены заявки шести организаций, таких, как "Экосистемы", "Российские коммунальные системы", Фонд пенсионных накоплений "Лидер", "Коммунальные технологии", компании из Татарстана, связанной с Татнефтью, которая реализует аналогичный проект в Казани. Это те, кто непосредственно приехал, презентовался. Интерес огромнейший, инвесторы готовы вкладывать свои средства, через тарифные надбавки, привлекать кредитные ресурсы. Но на данном этапе нужно определиться, как будет осуществляться реализация этого проекта, и без доброй воли компании, которая работает в этом направлении, города Чебоксары вопрос этот, конечно, не решить. Проблем с реализацией проекта не должно быть. И не должно было быть в предыдущие годы.

REGNUM: Существует мнение, что приход частной компании опасен ещё большими тарифами и как следствие - социальным взрывом. Считается, что монополия муниципального предприятия безопаснее частного.

Вообще, это смешно. На сегодня "Спецавтохозяйство" тоже живёт за счёт установленных тарифов на утилизацию и согласованных договоров на сбор и перевозку. И говорить о том, что на сегодня не взимаются какие-то средства с жителей - нельзя. И реализация серьёзной программы в области экологии, утилизации мусора, применения новых технологий не может осуществляться не затратным способом. И затраты, естественно, должны формироваться в том числе и за счёт потребителей этих услуг - предприятий, населения и т.д. Здесь есть другая сторона. Любой инвестор на начальной стадии, до подписания каких-то соглашений, чётко говорит: "Дайте мне документы по нынешней ситуации, на её базе я посчитаю, какой тариф, какие расценки по перевозке мне интересны". И он выдаёт расчёт, исходя из параметров сегодняшнего количества мусора, сбора платежей за услуги по сбору и утилизации, как будет увеличен тариф, какие условия нужны. То есть прежде чем будут подписаны какие-то документы, муниципалитет будет видеть, как увеличится тариф, как изменится структура сбора, вывоза и утилизации.

REGNUM: То есть эти аргументы, по Вашему мнению, достаточно слабые?

Приведу простой пример. Презентовалась "Экосистема", они работают в Астрахани. Когда они увидели существующий тариф в Чебоксарах, сказали: "Мы к 2013 году на такие тарифы только выйдем". На сегодня существующие расценки позволяют нормально, эффективно работать. И если это касается предприятий по вывозу мусора, они на сегодня нормально работают, идёт обновление техники. Город у нас чистый, острых проблем с вывозом мусора не наблюдается, то есть мы не можем говорить, что у нас эта система плохо налажена. Сейчас мы говорим о том, что необходимо ввести раздельный сбор мусора, утилизацию, прессовку, применять технологию более глубокой, вторичной переработки мусора. Эти технологии у нас в большей степени отсутствуют: небольшая сортировка есть в Чебоксарах, но говорить о каком-то комплексном подходе пока нельзя. А проблема-то именно в этом направлении.

Справка ИА REGNUM Новости:

Проблема утилизации мусора - одна из главнейших в чувашской столице: Пихтулинская свалка переполнена и давно смердит. Её рекультивация запланирована вместе со строительством нового полигона для захоронения ТБО, который должен быть возведён на стыке трех муниципалитетов - Чебоксар, Новочебоксарска и Чебоксарского района. Стоимость проекта - строительство мусоросортировочного комплекса, полигона для захоронения ТБО и подъездные пути к ним - оценивается более чем в 500 млн рублей. Общая площадь нового полигона для захоронения твердых бытовых отходов - 42 га, проектная производительность - 200 000 тонн ТБО в год. Минимальный срок эксплуатации - 40 лет. Размещение ТБО на полигоне будет осуществляться в прессованном виде в брикетах. |

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail