"В реформе местного самоуправления заложена бомба, о которой мало кто знает, - рассказал ИА REGNUM Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. - В соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей, органы местного самоуправления вправе создавать отделы, в компетенцию которых входит правовая помощь гражданам по защите прав потребителей, и сейчас до 80 процентов всех обращений потребителей приходится именно на такие муниципальные органы. Финансируются они из местных бюджетов. На сегодняшний момент более 10 тыс. специалистов по защите прав потребителей работают в органах местного самоуправления как на районном уровне, так и на уровне отдельных городов и поселений. Но в соответствии с поправками в закон "Об основах местного самоуправления" такого предмета ведения у органов местного самоуправления не предусматривается. Соответственно, если не будут внесены соответствующие изменения, существующая система по защите прав потребителей будет развалена".

В связи с этим Союз потребителей России через своего председателя депутата Госдумы Петра Шелища предпринял попытку перед вторым чтением законопроекта "Об основах местного самоуправления" внести в него соответствующую поправку.

"Поправка, которую я внес, предлагала включить в число предметов ведения муниципальных органов обеспечение защиты прав потребителей - сообщил ИА REGNUM П.Щелищ, - Основанием для этого послужило то, что закон "О защите прав потребителей" содержит в форме специальной статьи норму о подобных полномочиях органов местного самоуправления. В ходе голосования 11 июня поправка эта не прошла, поскольку не была поддержана профильным комитетом и, главное, президентской стороной.

Предварительно я обсуждал это с Дмитрием Козаком, и он предложил в том случае, если законопроект будет принят в том виде, в каком он представлен, решить вопрос так: у органов МСУ остается право такие органы создавать, но обязанность финансирования этой работы возлагается не на муниципальные бюджеты, а на федеральный бюджет.

На мой взгляд, правильно было бы, чтобы в законе "Об основах местного самоуправления" такой предмет ведения и такие полномочия были бы зафиксированы, и чтобы муниципальные бюджеты предусматривали расходы на защиту прав потребителей. Это совершенно не снимает с федеральной власти и субъекта Федерации ответственность за защиту прав потребителей в тех сегментах рынка, которые выходят за рамки муниципальных образований. Но основой всей этой системы, на мой взгляд, было бы правильно иметь муниципальные органы, которые могли бы ставить соответствующие вопросы перед органами более высокого уровня - Госстандартом, антимонопольными органами и т.п., как это происходит сейчас.

Однако моя поправка была отклонена. Таким образом это голосование 11 июня определило на обозримое будущее путь развития системы защиты прав потребителей в Российской Федерации. Это путь централизованный - сверху вниз. Думаю, что после этого логично ожидать, что будет создан какой-то специализированный федеральный орган, у которого будут свои территориальные органы, но на данный момент вопрос об органах по защите прав потребителей повис.

Я полагаю, что основная причина невключения функции по защите прав потребителей в число предметов ведения местного самоуправления состоит в том, что перед разработчиками реформы стоит основная проблема - как минимизировать обязательства по созданию финансовой базы местного самоуправления, а каждый новый предмет ведения сколько-то стоит".