Конфликт между предприятиями, осуществлявшими речные перевозки в Казани, может привести к срыву сроков открытия навигации и коллапсу системы пассажирского речного флота.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ объявило о смене оператора, который до последнего времени возил пассажиров на местных речных маршрутах. По решению Минтранса РТ вместо Казанского речного пассажирского агентства (КРПА) теперь этим будет заниматься ОАО "Азимут", с которым заключен договор на осуществление речных пассажирских перевозок.

Вследствие этого пассажирские суда из Казанского речного порта пойдут в плавание на месяц или два позже обычного и под флагами другой компании. Срыв навигации объясняется простыми причинами. По словам начальника КРПА Александра Бабурина, поскольку ежегодный договор на перевозки с Минтрансом РТ не был подписан и деньги, соответственно, не выделялись, его сотрудники до сих пор не приступали к подготовке судов для навигации. Сделать это за оставшийся месяц вряд ли возможно, обычно ремонтные работы начинались в середине февраля.

Коллизия между КРПА и ОАО "Азимут" началась еще год назад, когда "Азимут" через суд потребовал признать недействительным пятилетний договор аренды, заключенный с агентством в 2007 году. Агентству тогда были передано в пользование 49 пассажирских судов и судов вспомогательного флота. Два года судовладельца все устраивало, но потом он решил, что бизнес КРПА слишком хорош, и решил объявить договор недействительным. После череды разбирательств суд постановил изъять у КРПА арендованные суда и взыскать с ответчика почти 176 млн. рублей "неосновательного обогащения" плюс 400 тысяч рублей за проведение экспертной оценки.

В феврале представители КРПА подали апелляцию и были уверены, что к открытию навигации (18 апреля) агентство без флота не останется. Как заявлял тогда гендиректор КРПА Александр Бабурин местной редакции "Коммерсанта", в противном случае работу потеряют более 500 человек, а взыскание с компании денег "просто приведет к остановке предприятия". В ответ на это исполнительный директор "Азимута" Валерий Воронин заявил, что они могли бы принять транспорт вместе с персоналом. Но Бабурин отверг такую возможность.

В итоге казанский "речной узел" решили разрубить в Минтрансе РТ, передав права на пассажирские речные перевозки в Казани компании-собственнику, которая сумела пролоббировать свое намерение в местных властных структурах. Каким образом будут готовиться суда к навигации, и куда пойдут работать 500 человек из "выброшенной на берег" компании-аутсайдера, руководство Минтранса РТ пока не сообщает. О жителях Казани (преимущественно дачниках, для которых речные суда являются единственным средством добраться до своих участков в период весенней распутицы) в сообщениях Минтранса не упоминается.