Законопроект об уточнении понятия и статуса соотечественников за рубежом, внесенный МИД России в Госдуму, вызывает большие сомнения, считает политолог, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Сомнения эти основаны на следующих соображениях: "У нас сложно найти универсальные подходы к таким сложным проблемам, - пояснил Макаркин корреспонденту ИА REGNUM Новости. - Кого считать соотечественником? Эти характеристики размыты. Культурная и социальная ли это деятельность, или идентичность? Или для того, чтобы доказать, что человек является соотечественником, ему придется сдавать экзамен, доказывающий, что он еще не забыл русский язык, или приносить соответствующую справку из какой-то общественной организации? А если этот человек живет в маленьком населенном пункте где-нибудь, например, в Туркмении, где такой организации просто нет?" - задает резонный вопрос политолог.

"Получается, что таким образом человек перестает быть соотечественником, - констатировал Алексей Макаркин. - Такие вещи, может быть, актуальны для Франции, где существует мощная организация, занимающаяся франкофонией по всему миру, где есть универсальные критерии, все работает отлажено. Но даже и там возникают проблемы!"

"Таким образом, большая часть людей, которые сами себя считают соотечественниками, окажутся в унизительном положении, - подытожил политолог. - Мы ругаем страны Балтии за то, что там русскоговорящим жителям приходится сдавать экзамены на владение государственным языком и знание основ национальной культуры. А мы поставим людей в схожее положение, с той только разницей, что сдавать экзамены им придется не в государственных, а в общественных организациях. На мой взгляд, это ошибка. Многих людей это оттолкнет. Те, кто не считают себя соотечественниками и, скажем, активно участвовали в разделении СССР, и так не претендуют на этот статус. Те же, кто считают себя частью России, будут обижены необходимостью подтверждать это. Нельзя отталкивать тех, кто идентифицирует себя как "своих" и не считают нужным это доказывать формальным образом".

Напомним, что в Госдуму РФ внесен правительственный законопроект, уточняющий понятие "соотечественники за рубежом" и исключающий возможность автоматически причислять к соотечественникам всех лиц, проживающих в государствах, входивших в состав бывшего СССР. Согласно действующему до сих пор законодательству России, "российскими соотечественниками" считаются все без исключения уроженцы Российской империи, Российской республики (1917 года) и СССР и их прямые потомки.