В Белоруссии состоялся республиканский семинар-совещание идеологических работников, на котором с основным докладом выступил глава администрации президента Республики Беларусь Владимир Макей. В своем выступлении он остановился на нескольких стержневых вопросах современной идеологии белорусского государства в понимании нынешнего чиновничьего корпуса, одним из которых стал вопрос идеологической дисциплины госслужащих.

Как сообщило агентство БелТА, по мнению главы президентской администрации, "белорусские госслужащие должны жить и работать в русле политики, одобренной народом, и демонстрировать единство и в действиях, и в оценках ситуации". Вместе с тем, по словам Владимира Макея, "иногда, к сожалению, попадаются люди, которые, находясь на государственной службе, публично начинают занимать, мягко говоря, странную позицию, идущую в разрез с политикой и интересами Беларуси": "Разве позволительно некоему работнику городского отдела по делам молодежи разворачивать в интернете кампанию, из которой следует, что в Беларуси чуть ли не угнетают русских и притесняют русский язык? Такой случай был недавно в Витебской области".

Прокомментировать проблему, поднятую в своем выступлении Владимиром Макеем, агентство ИА REGNUM Новости попросило бывшего начальника информационно-аналитического центра НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при президенте Республики Беларусь, руководителя интернет-проекта "Империя" Юрия Баранчика:

"К сожалению, мне, как человеку неоднократно и достаточно активно участвовавшем в подготовке такого рода семинаров, приходится констатировать, что с каждым семинаром по идеологии все больше и больше падает содержательный уровень дискуссии. Вот и на этот раз можно, с одной стороны, наблюдать обыгрывание старых и многократно перепетых тем - необходимость идеологии как таковой, необходимость сплочения вокруг лидера, падение уровня информационно-аналитических программ телевидения, необходимости органам госуправления осваивать интернет-технологии, с другой, к ним добавилась новая - необходимость соблюдения идеологической дисциплины.

Судя по акцентам, расставленным главой президентской администрации, в стране нет большей идеологической проблемы, чем "некий витебский чиновник", который своими действиями разрушил некое воображаемое единство белорусского чиновничьего класса. Как человеку, более десяти лет отработавшему в госаппарате и обслуживающих его аналитических институтах, могу сказать, что этого единства никогда не было. Есть люди, которые выступают за Союз с Россией, есть те, которые готовы повернуть на Запад, есть те, которые готовы отгородиться от всего мира. И подковерная борьба представителей различного рода цивилизационных путей - она всегда велась в госаппарате, и не только нашей страны, начиная от формулирования тех или иных вопросов текущей повестки дня и заканчивая формулировками президентских посланий. И кому, как не бывшему помощнику президента, а ныне главе президентской администрации, этого не знать: скажем, была группа Заметалина-Посохова, а была группа Пашкевича. Другое дело, что не все чиновники отваживаются публично заявлять о своих взглядах.

В этой связи, конечно, первая опасность выступлений "некоего витебского чиновника" с точки зрения нынешней верхушки идеологической вертикали заключается в том, что если вовремя не придавить этого "выскочку", то процесс может стать неуправляемым, в результате чего обнаружится, что никакой стройной идеологической вертикали в госаппарате в настоящее время давно уже не существует - она разрушена беспрестанными метаниями с Запада на Восток и обратно.

Вторая опасность позиции, заявленной Андреем Геращенко, а именно эта фамилия, откроем секрет полишинеля, скрывается под именем "некоего витебского чиновника", состоит в том, что он показывает, что не все в госаппарате согласны с тем, что происходит торможение белорусско-российской интеграции, поддержанной белорусским народом на референдумах в девяностых. Соответственно, это, конкурирующее с нынешней властной позицией, отношение к белорусско-российской интеграции, разрушает монополию нынешней власти на выражение общего мнения белорусского народа на процесс белорусско-российской интеграции.

В-третьих, упоминание "дела Геращенко" и отсутствие всяческих упоминаний о польском скандале, предупреждений так называемой "западной группировке" во власти показывает степень "актуальности" проблем для нынешней администрации - если уж высказывания витебского чиновника в духе "раннего Лукашенко" стали предметом детального рассмотрения в докладе главы администрации президента, значит, дело совсем плохо. Нет большей идеологической проблемы в стране, чем мнение руководителя отдела молодежи одного из витебских районных администраций.

И совсем, на мой взгляд, некорректно обвинять витебского чиновника в том, что он якобы "развернул в интернете кампанию": Геращенко, как руководитель общественного объединения "Русский дом", имеет полное право высказывать свои взгляды. Он их высказал в интервью солидному интернет-изданию "Материк" (портал Института стран СНГ).

Во многом вследствие отсутствия качественных государственных информационно-аналитических интернет-ресурсов и информационно-аналитических передач на государственных каналах к нему за интервью потянулись и другие интернет-издания, в том числе, как оппозиционные, так и российские, которым Геращенко спокойно и аргументировано разъяснил свою позицию, за что он, на мой взгляд, достоин только уважения, так как выгодно отличается от тех чиновников, которые просто бросают трубку телефона, когда им задают вопросы, на которые они не могут ответить либо по профессиональному несоответствию, либо вследствие трусости.

Кстати, и это хотелось бы подчеркнуть, во-первых, в своих интервью он нигде не сказал, что он высказывает данные взгляды как чиновник. Во-вторых, я очень внимательно изучил Закон Республики Беларусь "О государственной службе", так вот, хотелось бы отметить, что ни статья 22, ни статья 22-1 данного закона не запрещает чиновнику заниматься общественной деятельностью в свободное от работы время, а тем более высказывать свое мнение как общественному деятелю. Поэтому, конечно, еще большой вопрос - законно ли Андрею Геращенко объявлен выговор.

Вообще, конечно, данный пример весьма показателен и наводит, к сожалению, на очень невеселые размышления, поскольку раздуваемое властями "дело" Геращенко на фоне плавно и так прогнозируемо затухающего дела "Польского дома" в Белоруссии показывает насколько далеко чиновничья вертикаль отошла от декларируемых еще совсем недавно лозунгов на интеграцию с Россией. Думаю, с таким подходом фамилия Андрея Геращенко скоро станет именем нарицательным, и не только в Беларуси, но и за ее пределами".