Никаких противоречий на уровне монетарных властей и правительства в Казахстане не существует - речь идет в большей степени о конкуренции экономических концепций, что является вполне нормальным явлением. По мнению директора аналитического департамента управляющей компании "Тенгри-Финанс" Бауыржана Тулепова, когда в экономике страны длительное время сохраняются экономические дисбалансы, это всегда заканчивается тем, что специфические риски перерастают в отраслевые. А отраслевые - в риски на уровне всей страны. Поэтому, по его мнению, то, что сейчас происходит в экономике страны, вполне можно было предвидеть. ИА REGNUM Новости: Казахстанские чиновники маршем двигаются в посткризисный период. Это отражено даже в названиях концептуальных финансовых документов. Как лично вы оцениваете ситуацию в Казахстане?

В настоящее время те меры, которые были приняты совместно Национальным банком и правительством страны, оказали стабилизирующий эффект на состояние экономики. Главное, что они были приняты очень вовремя. И правительству, в итоге, удалось избежать очень многих негативных последствий, которые могли бы случиться в Казахстане. Я бы хотел отметить, что очень важно бороться с причинами кризиса, которые, собственно, привели к такому текущему состоянию.

ИА REGNUM Новости: Какие негативные последствия, которых удалось избежать, вы имеете в виду?

Первой приняла на себя удар банковская система Казахстана. После невозможности рефинансирования внешних обязательств банковская система Казахстана оказалась очень уязвимой. Она перестала кредитовать экономику. И, в целом, ряд других рисков обусловили формирование, скажем так, значительной ее слабости. И государству удалось, путем вливания капитала, стабилизировать ее достаточно своевременно.

ИА REGNUM Новости: Долги из корпоративных стали государственными. Разве это хорошо?

Когда в экономике страны длительное время сохраняются экономические дисбалансы, это всегда заканчивается тем, что специфические риски перерастают в отраслевые, отраслевые - в риски на уровне всей страны. Неудивительно, что это случилось. И сегодня необходимо устранить эти причины. Это представляется крайне важным.

ИА REGNUM Новости: А как их устранить?

Длительное время государство оказывало давление на банковский сектор по поводу понижения процентных ставок размещения. Я считаю, что это является одной из первопричин кризиса в Казахстане. В прошлом банки никогда не выплачивали сколько-нибудь значимых дивидендов, не распределяли куда-то еще чистую прибыль, постоянно увеличивали свой собственный капитал. И в итоге их все-таки понадобилось декапитализировать. Это говорит о том, что той чистой прибыли, которую получал банковский сектор Казахстана, явно было недостаточно для покрытия всех рисков, которые она на себя брала. Я считаю, что необходимо расширить процентную маржу путем повышения процентных ставок на новые банковские кредиты, и, возможно, пересмотреть текущие кредитные договора на предмет повышения процентных ставок. Кто-то может посчитать, что это негативно отразится на состоянии реального бизнеса Казахстана. Но я не соглашусь с этим.

Длительное время в Казахстане сохранялась высокая инфляция. С этой инфляцией монетарные органы боролись путем ревальвации национальной валюты. Этот фактор оказывал значительное негативное влияние на состояние внутренних производителей Казахстана, чья продукция была и остается эластичной по спросу. Если государство перестанет ревальвировать национальную валюту, будет заботиться о поддержании оптимальной денежной массы в экономике страны, и тем самым понизит инфляционное давление в Казахстане, оно сможет значительно поддержать внутренних производителей. И, я думаю, соразмерное повышение процентных ставок (речь не идет о кардинальных изменениях) будет спокойно перенесено бизнесом Казахстана.

Кроме того, я бы хотел обратить внимание, что повышение процентных ставок на банковские кредиты создаст стимулы для предприятий выходить и на фондовый рынок Казахстана, который длительное время испытывал конкуренцию со стороны банков. И более частые обращения на фондовый рынок Казахстана смогут понизить очень высокую зависимость экономики страны от банковского сектора. И в будущем можно ожидать, что банковская система наравне с фондовым рынком будут вместе кредитовать реальный сектор экономики.

ИА REGNUM Новости: А компании захотят выходить на фондовый рынок? Это ведь предполагает прозрачность, а в Казахстане не каждый бизнесмен готов к ней.

Я не соглашусь с точкой зрения по поводу прозрачности. В последние годы было много сделано по поводу раскрытия информации о конечных акционерах казахстанских компаний. Были предприняты шаги по улучшению предоставления финансовой отчетности. И сегодня, в принципе, нет каких-то существенных барьеров для того, чтобы компании выходили на фондовый рынок Казахстана, за исключением экономических. Сегодня на фондовом рынке невыгодно привлекать ресурсы, потому что это в целом обходится дороже, да и не гарантируется результат размещения. Но при повышении процентных ставок на банковские кредиты, это подтолкнет крупные компании, которые действительно могут привлечь финансирование на фондовом рынке, к обращению на рынок ценных бумаг Казахстана.

ИА REGNUM Новости: Как вы относитесь к предложению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева - отделить аффилированные компании от банков? Это вообще возможно?

Поддерживаю. Банковский бизнес является очень специфичным. По характеру тех продуктов, которые предоставляет банковская система, по выдерживанию уровня долга, которое осуществляют банки, они могут оказывать существенную непосильную конкуренцию для каких-то смежных отраслей, где, в принципе, их быть не должно, где могут работать более мелкие участники экономики, более мелкие субъекты. Что до аффилированности, я абсолютно согласен. К сожалению, вынужден констатировать, что приходится сталкиваться со злоупотреблениями, когда банк с аффилированной компанией где-то могут, с точки зрения деловой сущности, вести себя не совсем корректно. Отделение аффилированных структур от банковского бизнеса я считаю вполне оправданной мерой.

ИА REGNUM Новости: В казахстанской финансовой системе сложилось три центра силы - регулятор, правительство и фонд национального благосостояния "Самрук Казына". И каждый тянет одеяло на себя - монетарным властям выгодно ограничить кредитную систему, правительству - напротив - необходимо подстегнуть кредиты. Как существовать в условиях взаимоисключающих концепций? Что касается правительства и монетарных органов, я думаю, что озвученные вами цели являются закономерными и типичными, потому что это отвечает природе этих органов. Что касается "Самрук Казына", он является всего лишь правительственным агентом, и, если правительство желает увеличивать кредитование в экономике, то обычно достигает своей цели при помощи таких агентов, как "Самрук Казына". Думаю, две эти разные точки зрения, и правительства, и монетарных властей, создают своего рода конкуренцию в точках зрения, своего рода оппозиционную точку, которая должна всегда быть в любом диалоге, в решении любой проблемы. Я считаю, это вполне нормально.

Михаил Пак, Алма-Ата