Внешний долг Казахстана равен ВВП страны: интервью

Астана, 17 Марта 2010, 20:40 — REGNUM  

Дефицит бюджета в Казахстане фактически достиг уровня в 25%. В стране сложилась ситуация, которая говорит о том, что свободных денег нет. По мнению директора Института развития Казахстана Магбата Спанова, страна так не научилась работать в условиях кризиса. Но самое главное: казалось бы, в результате действий кабинета министров, внешний долг Казахстана должен был сократиться. Но он увеличивается и все равно превышает 105 млрд. И равен ВВП страны. При этом правительство пытается увеличить не только внешний долг, но и внутренний.

ИА REGNUM: Правительство Казахстана просит увеличить дефицит бюджета. С чем вы это связываете, и к чему это может привести в обозримом будущем?

Я тоже был удивлен, когда зашел на сайт правительства и посмотрел новый бюджет на 2010 год. Уточненный бюджет. В связи с посланием президента республики они внесли определенные коррективы и трансформировали его. И только тогда мне стало понятно, почему правительство категорически отказывалось повысить социальные выплаты бюджетникам и пенсионерам. Я могу сказать, что денег в стране очень мало. В этой связи возникает проблема. Когда я увидел цифру 803 млрд. тенге [5,5 млрд долларов - ИА REGNUM Новости] дефицит бюджета, при доходной части свыше 3-х трлн., расходной свыше 4-х трлн., я понял, что нынешнее правительство фактически оказалось в большой яме по результатам прошлого года. Фактически мы еще даже не подходили к выходу из кризиса.

ИА REGNUM: То заявления об улучшении макроэкономической ситуации - это ложь?

Если бы они поставили целью рост ВВП хотя бы на уровне 3%, я бы сказал, что это тот ВВП, который позволяет развиваться. Но они поставили максимально 2%. Фактически эта сумма равна тем инфляционным ожиданиям, которые уже заложены в том же бюджете. То есть реального роста нет. Будет рост номинальный, связанный, в первую очередь, с инфляцией в стране. С чем я это связываю? Сейчас показывается пример европейских стран, где при дефиците бюджета свыше 10% сформировалась очень неблагоприятная социально-экономическая и политическая ситуация. Сразу на ум приходит Греция. Там дефицит бюджета больше 10%. Где-то 11-12%. И в результате произошли столкновения. У нас дефицит бюджета фактически порядка 25%. Ситуация, которая говорит о том, что свободных денег в стране нет. Мы не научились работать в кризис. Мы не научились потуже затягивать пояса. Мы привыкли тратить деньги направо и налево. И этот принцип остался и сейчас, на этот год.

ИА REGNUM: Кто прав в споре регулятора и правительства? Монетарные власти ограничивают кредитную политику, а правительство стремится к тому, чтобы кредиты раздавались, чтобы стимулировать рост потребления.

Это вопрос теоретический. Я связываю это с тем, что сейчас в стране сложились три центра принятия экономических решений. Первый - это правительство. По конституции оно отвечает за социально-экономическую ситуацию в стране. Второй - это Национальный банк, который регулирует денежно-кредитную финансовую систему. И третий центр силы, который не отражен в конституции, но очень сильно влияет на эти две стороны, это госхолдинг "Самрук-Казына". И у каждого из этих центров свои цели, свои задачи и свой руководитель, который исходит из своего видения сложившейся ситуации. При таких условиях очень трудно привести систему в соответствие. Получается, как у Крылова, "Лебедь, Рак и Щука". Каждый тянет в свою сторону. Правительству необходимо стимулировать экономику. Для этого нужны финансовые ресурсы. Банк должен удержать инфляцию. Потому что есть цифры, которые говорят, что с точки зрения экономической безопасности, инфляция не должна превышать определенный порог. И есть "Самрук-Казына", для которого главное - отчитаться о тех инвестиционных проектах, в которые они вкладывают деньги. И объединить все это очень трудно. Естественно, возникла ситуация: все работают, принимаются хорошие планы, каждый из них получает достаточно хорошую зарплату, и они говорят: "Мы работаем отлично, мы удержали, мы будем развивать нашу страну, дайте нам еще время, чуть потерпите, и мы выведем ситуацию на благоприятный уровень".

ИА REGNUM: А насколько он светит, этот благоприятный уровень? Сейчас наблюдается перетекание долга из корпоративного сектора в квазисуверенный - то, о чем в интервью "Эксперту" заявила глава "Народного банка" Умут Шаяхметова. Население сильно перегружено кредитами. Есть же реальная ситуация, от которой надо отталкиваться?

Мне кажется, принципы и методы нынешнего правительства не отвечают тем реалиям и требованиям, которые выдвигает экономика сегодня. Первое: растет не только дефицит бюджета, но и внешний долг, хотя вроде бы он и сократился, в связи с тем, что банки уменьшили долг где-то с 42-45 млрд., грубо говоря, до 30 млрд. Казалось бы, государственный внешний долг должен сократиться. Но он потихоньку увеличивается и все равно превышает 105 млрд. И равен ВВП страны. Второе: правительство пытается увеличить не только внешний, но и внутренний долг. На это указывает дефицит бюджета, и печатный станок будет включен, иначе за счет чего его будут покрывать? Кроме того, в этом году правительство попыталось выпустить заемные бумаги. Они пытались занять у населения 15 млрд., но в результате получилось, что население купило акций на 1 млрд. В этом году планируется запустить ценных бумаг уже на 700 млрд. Правительство считает, что у населения есть деньги. И население будет вкладывать эти деньги в гарантии государства. Но этот постулат двойственный. Основная часть населения заинтересована в выживании, а не в развитии. То есть принцип поднятия социального благосостояния, к сожалению, не сработал.

ИА REGNUM: Представители Standart &Poor`s заявили, что в ближайшее время Казахстану не удастся решить вопрос с проблемными задолженностями. И ситуация будет только ухудшаться. Какой вы видите программу правительства на перспективу? Как можно изменить ситуацию?

Такой вопрос, как если б я был премьером (смеется). Видимо, мы не обладаем всей той информацией, на основе которой у нас в стране принимаются решения. Главная беда этого правительства - оно ничего не объясняет. Каковы исходные данные. Я согласен с Трофимовой из Standart &Poor`s, что экономическая ситуация в стране будет достаточно сильно ухудшаться. В первую очередь, я связываю это с мировой конъюнктурой в целом. Второе - это наши внутренние дела. Нынешнее правительство, к сожалению, не перестроилось. Оно не нашло дополнительных источников для погашения внешних займов. И это будет все больше и больше давить на экономику. То, что увеличивается внутренний долг и дефицит бюджета в такой сумме, видимо, там предусмотрены средства на то, чтобы погашать эти внешние займы. А за счет чего? Мы же не создаем дополнительно прибавочного продукта. Значит, мы где-то должны это брать. У нас есть два пути. Первое - это Национальный фонд. Президент сказал, что денег из Нацфонда, кроме единоразового трансферта, мы брать не будем. Остается второй путь: включать печатный станок, за счет этого покупать доллары и погашать долги. Видимо, не зря г-н Марченко обозначил скрытую девальвацию порядка 40 тенге. Будет разница между покупкой и продажей. Для серьезных экономик, я считаю, это неприемлемо. И бизнес, и страна должны развиваться по четким правилам. Где четко и конкретно каждая цифра должна просчитываться. А так получается: сегодня одно, завтра другое. Опять же, не принимаются глобальные решения. Идет подчищение экономики, но никак не реформирование и не радикальная смена приоритетов.

ИА REGNUM: Выступление президента Нурсултана Назарбаева, где он сказал об аффилированных структурах, которые необходимо отделить от банков - это тоже часть глобального подчищения?

Здесь вопрос стоит более широко. В свое время, в начале 1990-х годов, когда принималась стратегия развития Казахстана, был сделан упор на финансово-промышленные группы. Мы взяли за образец южнокорейскую модель. И сказали, что скачок в развитии страны позволят сделать только финансово-промышленные группы. В основе каждой финансово-промышленной группы должен быть банк, вокруг него должны были создаваться производства, они должны были создавать продукт, который был бы ориентирован на экспорт, позволял бы зарабатывать деньги. И за счет этих финансово-промышленных групп страна могла достичь определенных успехов. Пример с "Крамдс-банком", когда все начиналось. Потом немножко нивелировали этот процесс, но все равно был сделан упор на сокращение банков и создание финансово-промышленных групп. И сейчас, в принципе, в стране все определяют финансово-промышленные группы. Де-факто олигархический капитализм в Казахстане создан. Нам необходимо не банки отделять, а вообще, олигархический капитал отделять от принятия политических решений. Эта задача намного сложнее. Необходимо время и политическая воля для того, чтобы отдалить финансово-промышленные группы от принятия решений. Особенно это связано с иностранным капиталом. Когда в послании говорилось о том, что модернизация нашей экономики зависит, в первую очередь, от притока иностранных инвестиций, я считаю, это изначально неправильно. Потому что если брать экономическую историю, опыт всех стран, достигших успеха, всегда и везде определяли внутренние накопления. Население заинтересовано в том, чтобы экономика развивалась для того, чтобы получать достаточную прибыль. Иностранные инвесторы заинтересованы, в первую очередь, в получении прибыли, которая вывозится. Если они вложат, например, миллиард, то, понятно, что они вывезут порядка 10 миллиардов. Если же внутренние инвесторы вложат миллиард и получат прибыль в 10 миллиардов, то из них 5 останутся внутри страны. Вывезут только 5. Вот такое, примерно, соотношение. Это грубо, конечно. Но обычно успеха достигали те страны, где доля внутренних инвесторов составляла 80%. И где-то порядка 20% иностранные инвестиции. Прямые иностранные инвестиции из-за рубежа. Поэтому говорить о том, что наша экономика достигла успеха, и будет идти дальнейший рост, можно будет только тогда, когда у нас в стране появятся внутренние инвесторы.

ИА REGNUM: А они появятся?

Если правительство будет относиться так к собственному населению, они никогда не появятся. С 1917 года нам обещают красивую сладкую жизнь. Видимо, придется еще лет сто подождать, тогда мы достигнем тех целей, которых ожидает население.

ИА REGNUM: Я имею в виду такой аспект. Глава Агентства по финнадзору Елена Бахмутова на прошлой неделе заявила о том, то у казахстанских банков нет длинных денег, которыми они могли бы обеспечить малый и средний бизнес. То есть, если сопоставить ваше мнение об отсутствии денег в стране и слова регулятора - получается, что бизнес в Казахстане постепенно умрет?

По моему мнению, в Казахстане системного малого и среднего бизнеса нет, не было и не будет в ближайшее время. Экономику Казахстана определяют, в первую очередь, гиганты промышленности, связанные с сырьевыми ресурсами. Это нефть, газ и горно-металлургический комплекс. Основной объем промышленного производства там. Малый и средний бизнес, в основном, в сфере торговли, в сфере обслуживания. Но с учетом того, что, начиная с прошлого года правительство сделало резкие движения в сторону национализации тех или иных сфер производства, то о системном малом и среднем бизнесе у нас говорить не приходится. Учитывая и кредитные истории, связанные с кредитами поддержания. И то, что малый и средний бизнес все равно принадлежит людям из власти. Как таковой в стране конкуренции нет и, наверное, в ближайшее время не будет. Я это связываю с тем, что все экономические реформы в Казахстане уперлись в политические. Политические реформы - это не значит менять президента. Упор здесь на то, что нет взаимного контроля. Нет отчета наших высших должностных лиц перед населением. Я имею в виду не отчеты акимов и министерств, когда собирается узкий круг и доверенные лица, а гражданский контроль. Только он может привести к улучшению. Все зависит от личностей, а личностей у нас в экономике, к сожалению, очень мало в данный момент.

ИА REGNUM: А с чем связаны атаки на нефтяных инвесторов?

Вначале мы говорили о том, что банковский сектор уменьшил внешнюю задолженность, но нефтегазовый сектор - увеличил. Понятно, что в основном это внутрифирменная задолженность, но это все равно бременем ложится на ресурсы, на население Казахстана. Есть большая разница. Если раньше можно было долг погашать, добыли 10 млн. тонн нефти - и вперед, теперь, когда задолженность увеличится, нужно будет добыть 20 млн. тонн. А это невозобновляемые ресурсы. И, естественно, у всех это вызывает недовольство. И есть еще социальный аспект, связанный с производством ГСМ. Я сам удивлен. В стране идут 18 лет реформы, и до сих пор не построен ни один завод, чтобы раз и навсегда решить вопрос с производством ГСМ европейского качества и уровня. Значит, кому-то выгодно, что у нас маломощные некачественные заводы по переработке нефти? Ситуацию надо менять в ближайшее время. Так долго продолжаться тоже не может. Мировая конкуренция достаточно сильная. И если мы теряем свои позиции, то завтра на это потребуется не 5-10 лет, а 100 лет для того, чтобы достичь уровня более развитых стран.

ИА REGNUM: При этом государство взяло курс на закручивание гаек в экономике.

Если брать мировую экономическую историю, государство всегда влияло на эти проблемы. Государство должно влиять. Мы идем к классической системе кейнсианского регулирования. Государство выделяет несколько точек и определяет их. Но это как лекарство. Необходимо соблюдать дозу. Если одно и то же лекарство давать в неограниченных количествах, оно может привести к смерти. Так же и сейчас. Если государство будет вмешиваться во все и вся, мы вернемся к тем моментам, которые были у нас еще 20 лет назад, то есть фактически к Советскому Союзу. Экономика будет задушена на корню. То есть здесь необходимо соблюдать определенный баланс. Но это зависит от умений руководителей этого сектора. Как это будет - это нужно смотреть. Самое главное - у нас в экономическом блоке правительства, да и сам премьер не научились и не могут принимать на себя ответственность за решение тех или иных экономических вопросов. Они могут сказать - да, берем, но только перед президентом. Понятно, что основные векторы определяет президент. Но чтобы решить какой-то вопрос, не нужны дополнительные полномочия. Даже в рамках тех, что уже есть у нашего правительства и премьера, можно было решить многие вопросы или снять их вообще. С теми же ГСМ. Завод строится недолго, в течение года. Или построить завод по минеральным удобрениям. Чтобы поднять производительность труда и рентабельность сельского хозяйства. Для этого не надо давать деньги туда, куда не надо. Вот создали в Казахстане бумажное производство. Но у нас нет основы, сырья. Давайте создавать то, для чего у нас есть собственное сырье, на основе которого мы сможем создавать полный цикл, начиная с нулевого и заканчивая переделами. А зачем создавать то, для чего у нас нет сырья? Завозить? Чтобы схемы обналичивать? Мы это уже проходили в 1990-е годы. Не надо повторять ошибки, которые у нас были в 1990-е годы. Я думаю, в стране достаточно людей, которые могут принимать решения и нести ответственность за те решения, которые уже приняты. Просто необходимо честно работать и все.

ИА REGNUM: Есть мнение, что в производственном секторе все отрегулирует Таможенный союз.

Это большое заблуждение. Даже в Таможенном союзе будет достаточная конкуренция. Да, у нас у нескольких олигархических групп накопились свободные ресурсы, которые в рамках Казахстана вкладывать некуда. Естественно, для них такой объем рынка достаточно привлекателен. Но основной массе населения нужно, чтобы была стабильная работа, какие-то определенные доходы. И главное, чтобы те товары, которые они потребляют, были, по крайней мере, дешевыми. К сожалению, в той же России многие произведенные товары не конкурентоспособны на мировых рынках. И они будут сюда идти. И они будут дороже китайских товаров. С одной стороны, они дороже. С другой - наше производство не может конкурировать даже с российским. Когда от нас, экономистов, требуют оценки Таможенного союза, мы отвечаем - как можно оценивать то, чего нет? Первые выводы можно будет делать, по крайней мере через год-полтора после начала его работы. А реально - два года. Только тогда мы сможем оценивать плюсы и минусы Таможенного союза. То, что сейчас говорят о плюсах, это пока на бумаге. Их необходимо реализовывать в реальности. А это намного тяжелее, чем говорить с трибуны.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.07.16
Прокуратура требует арестовать оправданных «приморских партизан»
NB!
28.07.16
«Латвия будет на грани уничтожения, если разместит системы ПРО»
NB!
28.07.16
«Путин должен остерегаться вмешиваться в выборы в США»
NB!
28.07.16
Дела семейные: как главврач райбольницы платит зарплату себе и мужу
NB!
28.07.16
Проблеск мира, веры и молитвы на улицах Киева
NB!
28.07.16
«Экономику Еврозоны захлестнет вторая волна глобального кризиса»
NB!
28.07.16
Трамп просит Россию найти пропавшие письма Клинтон
NB!
28.07.16
Нефть уйдет к майскому «дну»
NB!
28.07.16
После паузы доллар продолжит рост в паре с рублем
NB!
28.07.16
СМИ ФРГ: «Мы потеряли Эрдогана, он хочет быть с Путиным»
NB!
28.07.16
Первый пошел: не сдавшего декларацию депутата лишили мандата в Якутии
NB!
28.07.16
«Путин стал участником предвыборной гонки в США»
NB!
28.07.16
Исинбаева: «Не смогла сдержать слез от обиды»
NB!
28.07.16
Украина подсчитала ущерб от «оккупации» Крыма
NB!
28.07.16
Трамп подвергся критике за слишком мягкое отношении к России
NB!
28.07.16
Google переименовал города Крыма в соответствии с «декоммунизацией»
NB!
27.07.16
ДНР платит зарплату сотрудникам украинской Донецкой железной дороги
NB!
27.07.16
Политический скандал в Свободном порту Ванино: суд наказал депутатов
NB!
27.07.16
Крестный ход в Киеве: На молитву за мир пришли более 10 тыс. человек
NB!
27.07.16
В Рыбинске Ярославской области хотят отменить выплаты многодетным семьям
NB!
27.07.16
Турецкое эхо в Средней Азии: угроза исламизации будет нарастать
NB!
27.07.16
Чиновники Петербурга взялись за нелегальных гидов, начав с китайских