Ha одном из старейших предприятий Новороссийска - Новороссийском судоремонтном заводе - в конце месяца должно пройти очередное годовое собрание акционеров. Подготовка к проведению заседания главного органа управления акционерным обществом началась.

В официальном отчете о подведении итогов работы за 2001 год на прошлом годовом собрании акционеров отмечено, что балансовая прибыль предприятия составила 128 миллионов 185 тысяч рублей и увеличилась по сравнению с предшествующим 2000 годом на 43 миллиона 698 тысяч рублей. Выручка от реализации товаров и услуг составила 817 миллионов 279 тысяч рублей против 659 миллионов 798 тысяч в предыдущем году. Средняя заработная плата на заводе составила 5 тысяч 475 рублей. По итогам работы за 2001 год ОАО "НСРЗ" стало крупнейшим предприятием в отрасли.

У финансового благополучия акционерного общества есть и обратная сторона. В действительности завод серьезно отягощен долгами. Общая сумма обязательств завода перед внешними кредиторами составляет несколько миллионов долларов США. Руководство завода было вынуждено неоднократно брать краткосрочные ссуды для погашения текущих обязательств и выплаты заработной платы. В целях экономии было проведено сокращение зарплаты сотрудников, часть из них отправлялась в отпуска без содержания. Текучесть кадров составила огромную цифру - 201%. Однако в прошлом году неожиданно для многих произошло финансовое оздоровление завода - людей вернули из отпусков, завод продлил контракт на охрану своих объектов с охранной фирмой "ЧОФ", и т.д. О причинах столь положительных перемен можно только догадываться, если только об этом не пожелают официально сообщить компетентные лица из числа руководителей СРЗ.

При всем при том, долги не последняя проблема завода. Общая ситуация на рынке российского морского судоходства уже много лет развивается не в пользу отечественного судоремонта. В Советском Союзе было 15 предприятий отрасли. В России осталось на плаву лишь три - Туапсинский, Петербургский и Новороссийский.

Крупнейшие отечественные судовладельцы - "Новошип", "Совкомфлот" и Дальневосточное пароходство эксплуатируют свои суда под иностранным флагом и в основном за рубежом, и естественно, там же его и ремонтируют.

"НСРЗ" еще повезло - крупнейший пакет его акций в руках "Новошипа", и тот, в свою очередь, направляет часть судов в доки завода. Общий объем заказов данной компании и его дочерних структур в судоремонте общества - 66,5%. Спасают положение и заказы кипрской компании "Unicorn Mana Dement Servise", имеющей российское происхождение. За счет привлечения судов данной компании доля товарной продукции на экспорт в отчете "НСРЗ" выросла на 137%.

Руководство завода возлагало также большие надежды на переговоры с греческими судовладельцами, но положительного результата достигнуто не было. Не смогли привлечь и других отечественных судовладельцев, их доля в общем объеме отремонтированных судов составила лишь 2%.