Ситуация с введением должности Государственного советника РТ, разработанной специально для уходящего в отставку президента РТ Минтимера Шаймиева, становится предметом комментариев как журналистов, так и экспертов. Свое мнение по теме высказывает профессор-политолог из Казани Сергей Сергеев.

В течение последних пяти лет, когда стали рассматривать развитие ситуации в Татарстане после ухода первого президента, были различные варианты: кто сможет быть президентом и что будет "потом"? Некоторые размышления были опубликованы. В них был интересный вывод, что кто бы ни стал президентом, он не сможет (или не захочет) гарантировать сохранность ТАИФу - компании, контролируемой сыном президента Шаймиева - Радиком Шаймиевым. При этом было ясно, что одни не смогут это сделать в силу слабости своих фигур, а другие просто не захотят и начнут потихоньку эту компанию "дербанить". Отсюда в публикациях делался вывод о том, что Минтимер Шарипович будет оставаться у власти до тех пор, "пока стоит ТАИФ".

Казалось бы, что январское известие о самоотводе эти прогнозы отчасти опровергло. Лично я стал даже думать о Шаймиеве несколько лучше. Но оказалось, что это преждевременно. Потому что в окружении Минтимера Шаймиева знали с самого начала: никто не сможет гарантировать сохранность собственности "семьи", кроме самого Шаймиева. В этом смысле введение должности госсоветника понятно, но у меня возникает недоумение, для чего они все-таки на это пошли? Вероятно, все было очень критично.

Институт Государственного советника в Татарстане сам по себе ничего экстраординарного не содержит. Госсоветники в республике были и до этого, например, небезызвестный Рафаэль Хакимов (один из идеологов татарского национализма - прим. ИА REGNUM Новости) работал советником при президенте РТ по политическим вопросам. Да и сейчас в аппарате есть госсоветники по другим вопросам... Но вызывает, мягко говоря, удивление статус нового госсоветника, которым после 25 марта станет Минтимер Шаймиев. Его нужно признать экстраординарным. Ведь фактически, в Татарстане создается новый институт, который значит гораздо больше, чем предполагает его скромное название.

Во-первых, мы имеем дело с огромным кругом полномочий, которыми новый президент РТ - Рустам Минниханов обязан будет поделиться с первым президентом Татарстана. Вести переговоры с федеральным центром и с представителями иностранных государств, получать информацию ото всех министерств и ведомств, давать рекомендации вплоть до президента республики - притом, что эти рекомендации должностные лица обязаны рассматривать! Ладно, что еще не обязаны исполнять...

Во-вторых, беспрецедентной является, на мой взгляд, тройная защита госсоветника от смещения его с этого поста. Обычный госсоветник при президенте РТ назначается и освобождается указом, это чисто техническая процедура. А здесь мы видим, что будущий госсоветник может быть освобожден только парламентом республики, только по представлению президента и только по личному заявлению самого госсоветника! Строго говоря, освободить такого госсоветника без его желания невозможно. После этого примечание, что госсоветник РТ исполняет свои обязанности на безвозмездной основе, особой роли уже не играет, поскольку в распоряжение ему придается целый секретариат - структура аппарата президента РТ.

Это говорит не просто о желании Минтимера Шаймиева остаться на руководящих ролях в политике (это очевидно), но о желании создать новый институт в российской региональной политике, который неявным образом компенсирует жесткие федеральные ограничения по срокам руководства. А если подобный прецедент будет использован в других субъектах Федерации или даже на федеральном уровне?

Инициатива Татарстана - это попытка консервации политической системы. Вообще, для чего вводятся ограничения на пребывание лидеров у власти? Политическая система должна развиваться, быть динамичной. А в Татарстане нашли обходные пути, для того чтобы остановить процесс и обойти федеральные законы. При всем неоднозначном отношении к основателю Советского государства, можно вспомнить его реакцию на предложение старых большевиков "обойти декрет". Тогда В.И. Ленин сказал, что "за одно такое предложение отдают под суд".

Не знаю, может быть, Конституционный суд России что-то скажет сейчас по поводу законодательных инициатив в Татарстане... Хотя его предыдущие требования - привести статьи Конституции РТ в соответствие с федеральным законодательством - в Татарстане выполнять явно не спешат: "Это же Конституция! Здесь спешить нельзя". Но зато при введении должности Государственного советника РТ Конституцию республики изменили до неприличия быстро, и сразу - в трех статьях.

Знаете, можно по-разному относиться к Минтимеру Шаймиеву. Давно ясно, что это незаурядная политическая фигура. Однако то, как заканчивается его правление, производит, в целом, неприятное впечатление. Раньше ему пытались придать некую монументальность и триумфальность. Как говорится, да, был культ, но была и личность! А сейчас все вырождается в какой-то фарс. И если подобные вещи делает человек в годах, то он, на мой взгляд, просто позорит свои седины.