Законопроект об обращении с радиоактивными отходами чрезвычайно важен для России: эксперт

Москва, 12 марта 2010, 13:40 — REGNUM  "Масштабные планы правительства по развитию атомной энергетики могут стать реальными только при разрешении проблемы накопления радиоактивных отходов и обращения с ними, - уверен член комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Анатолий Козерадский. - Поэтому, я считаю, этот законопроект для нас чрезвычайно важен. Он позволит ввести в законодательное поле все вопросы, связанные с радиоактивными отходами. Другой важный повод для его принятия - наши международные обязательства. Несколько лет назад мы ратифицировали Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. Эта Конвенция требует наличия законодательно установленного правового режима обращения с вновь образующимися и ранее накопленными отходами. Так что следующим этапом должно стать принятие закона с отработавшим ядерным топливом. Ну а что касается принятого в первом чтении законопроекта - об обращении с отходами - его главным преимуществом считаю достаточно полно прописанную систему финансирования всех работ, связанных с переработкой и захоронением отходов. Предприятие произвело отходы, оно же и заплатило за их дальнейшее захоронение. Думаю, что это справедливо. Но тут я должен уточнить, что речь идет все-таки о вновь образующихся отходах. Отдельная тема - "старые" отходы, которых у нас накоплены еще со времен советского атомного проекта. Для захоронения этой части отходов предусмотрено как федеральное финансирование - в рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", так и финансирование за счет бюджетов соответствующих предприятий. Кроме того, возможно привлечение средств зарубежных источников, например, в рамках международной программы "Глобальное партнерство". Резюмируя все вышесказанное, могу еще раз подтвердить, что закон об обращении с радиоактивными отходами нужен нашему обществу. При масштабном строительстве АЭС, которое у нас разворачивается, вопрос о радиоактивных отходах должен быть поставлен на понятную всем правовую основу".

"Этот законопроект принят в первом чтении с учетом новых международных соглашений Российской Федерации, я имею в виду Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и о безопасности обращения с РАО, - напомнила старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук Ольга Супатаева. - Плюс в нем учтены новые и экономические, и правовые реалии. Поэтому это очень важный документ, которого давно ждали и который очень нужен. Поскольку в основе и зарубежного законодательства, и нашего законопроекта лежит Объединенная конвенция, вступившая в России в силу 19 апреля 2006 года, то можно сказать, что принципиальных различий с западными законами подобного рода нет - он унифицирован с зарубежным законодательством. В нем есть, например, такие основные и важные принципы, как невозложение бремени на будущие поколения. Другой важный принцип, на мой взгляд, финансовая ответственность производителя, то есть платит производитель. И выстроен соответствующий механизм для реализации этого принципа. Разумеется, что он отличается, так как у нас очень большое историческое наследие - очень много накопленных радиоактивных отходов, поэтому необходимо создавать специальный правовой механизм для обращения с этими отходами. Это основное принципиальное отличие".

"Мы выстраиваем единую государственную систему, которая включает все виды РАО. Она предполагает безопасное обращение как с исторически накопленными отходами, так и с вновь производимыми. Это очень важный момент, - уверена Супатаева. - Кроме того, в нашем документе создается своя организационно-правовая основа, соответствующая нашей системе органов управления и регулирования безопасности. Таким образом учитываются и наши национальные особенности и законодательство. Поэтому трудно сравнивать российский опыт с западным. Но мы однозначно не противоречим основным положениям, которые должны быть закреплены в этом законопроекте. Я знаю, что в подготовке законопроекта активно участвовали представители всех ведомств - и Министерство природных ресурсов и экологии, и Министерство обороны. Кроме того, организации, которые имеют отношение к этой деятельности, и, разумеется, организатор и разработчик - госкорпорация "Росатом", которая активно привлекала научных работников, Российскую академию наук, Институт безопасного развития атомной энергетики. Напомню, что ко второму чтению есть возможность вносить значительные поправки, и очень надеюсь, что такие поправки будут приняты, потому что как юрист я вижу некоторые пробелы в этом документе и как научный эксперт могу поставить вопросы перед теми сотрудниками и организациями, кто имеет право вносить необходимые изменения, - отметила эксперт. - До настоящего времени законодательство не то чтобы было фрагментарным в этой сфере - его практически не было. Была одна статья в Законе об использовании ядерной энергии, которая просто отсылала к разработке соответствующего законодательного акта, который мы собственно ждали еще в 1995 году. И была эта статья такого общего плана и говорила, что государственная политика в области обращения с радиоактивными отходами должна предусматривать это и вот это. И еще одна такая же отсылающая статья содержалась в Законе об охране окружающей среды. Я не беру во внимание подзаконный уровень (там было много постановлений правительства, федеральные нормы и правила, регулирующие документы образования, сбора и хранения РАО), но на законодательном уровне у нас был вакуум - очень серьезный правовой пробел. Надеюсь, теперь он будет заполнен, так как сейчас ведется очень серьезная работа над этим законопроектом, в том числе и с привлечением общественности и соответствующих организаций".

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, 20 января Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)", внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона - внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail