В преддверии прошедшего 6 марта объединительного съезда политического блока латвийских правых партий "Единство" латвийская газета Latvijas avīze опубликовала интервью с идеологом этого движения, бывшим главным редактором газеты Diena Сармитой Элерте:

Госпожа Элерте, перескажу, что газете Sestdiena недавно рассказал Андрис Шкеле. Он сказал, что в свое время главная редактор Diena Сармите Элерте оказывала ему свою поддержку, но позже у нее появились другие фавориты. Сейчас Шкеле с вами больше не пересекается. Но, как он сам говорит, "у меня есть что спросить и что сказать". Это же несомненное приглашение, переданное через прессу.

После выборов 1995 года в Латвии был настоящий политический кисель, в Сейм попало много популистов. Тогда премьер Шкеле сделал действительно важные вещи: во-первых, собрал и удержал бюджет, во-вторых, страна целенаправленно продолжала движение в сторону ЕС и НАТО. Если бы, сделав все это, Шкеле ушел, он остался бы в истории как государственный муж, заслуживающий внимания. Но позже Шкеле стал одним из архитекторов системы, которая превратила в Латвию в страну, наиболее сильно пострадавшую от кризиса. И речь идет не о том, критиковал ли он политику Калвитиса "педаль газа в пол" внутри своей партии. "Благодаря" этой системе у Латвии, по сравнению с любой другой европейской страной, такие рейтинги коррупции, какие мы все видим. Процветание системы "своих" и клиентелизма. Наша проблема в том, что мы слишком увязли в этой системе.

Заглянем в будущее. После выборов в 10-й сейм "Единству" потребуется партнер, чтобы работать в правительстве. Вы так же, как и Кристовскис, отвергаете партнерство со "старыми" динозаврами, с партиями, находящимися у кормушки? Разве в этом случае единственным вариантом сотрудничества не остается "Центр согласия"?

У "Единства" большие шансы добиться хороших результатов на выборах. Консолидация поможет добиться результата, который ранее был недостижим для партий, если бы они выступали на выборах по отдельности. Да, надо будет строить коалицию, и я уже говорила, с наименьшим злом. Наименьшее зло означает то, какие именно люди и по спискам каких партий прошли в Сейм. Второе - какая из программ будет нам ближе всего. Коалиция означает компромисс, и в политику зачастую идут с целью чтобы в принципе хоть что-то сделать. Но компромиссы невозможны по самым основным вопросам. А это интеграция Латвии с Западом, Латвия как национальное государство, Латвия как честная, эффективно управляемая страна. Есть еще множество важных дел, по которым можно договориться: реформа здравоохранения, политика занятости, но эти три принципа остаются основополагающими.

Спрошу прямо - меньшим злом Вы называете Союз зеленых и крестьян, которые сейчас являются ближайшими партнерами "Нового времени" в правительстве Домбровскиса?

Сейчас я ничего не могу сказать, скажу только: посмотрим на результаты выборов.

Определенных людей вы попытаетесь консолидировать дальше с "Единством"?

Почему бы нет? Во-вторых, надо видеть программы. Пока что нет четких предложений.

Но, например, депутат "Единства" Друвиете жалуется, что ей не понятно, как работает "группа Элерте". В ваших кругах упоминается, что там собираются люди, которым близки идеалы "революции зонтиков" и ни слова больше. За день до основания "Единства" разве не пришло время назвать этих людей, а не держать их в тайне от всего общества.

На конгрессе "Единство" учредят три партии и точка. После этого этим трем партиям надо будет понять, что в Латвии изменилось, в каком направлении она идет и не следует ли изменить принципы, по которым до этого функционировала политика. Политика до этого была закрыта. Но вокруг политики много людей, которые готовы принять в ней участие, прийти со своими предложениями, их заботит то, что происходит в Латвии. Политика - это не только "партии". Политика относится ко всем, на нее можно воздействовать и в нее необходимо входить различными способами. Три партии должны ответить - готовы ли они построить мост к гражданскому обществу. Люди, которые чувствуют, что не все в порядке, которые готовы пожертвовать своим временем, сотрудничать, приходить со своими предложениями и идеями - не все они хотят идти прямиком в политику. Необходимо создать платформу, механизм - как эту компетентность и энергию использовать, так как это необходимо для развития и Латвии, и качественной политики. Что касается людей, которые готовы участвовать в выборах, то это в том случае, если "Единство" их пригласит и даст место в своем списке. Вы видели список "Центра согласия"? А Народная партия составила и представила свой список? Нет? Так почему именно этот список должен быть готов за семь месяцев до выборов? Решение вступить в политику достаточно серьезное, его необходимо тщательно обдумать. Политическая среда Латвии сейчас малопривлекательна. И людям, с которыми я говорила, необходимо время все обдумать. Но определенно будет время как на обсуждение людей, так и идей и предложений.

Руководитель "Нового времени" Аболтиня уже начала сомневаться, не будет ли правильнее, если в политике будут участвовать, а на выборах баллотироваться члены партии, а не какие-то беспартийные.

Этот вопрос, должно решать "Единство", это ведь будет их партийный список на выборах в 10-й Сейм.

Как Вы думаете, как дальше, после конгресса, должно развиваться "Единство"?

Я уверена, что надо ждать программы - четкой и вызывающей. Там должно быть много предложений. В этот раз избиратели действительно будут ее ждать и читать. Кризис, отсутствие четких ориентиров заставит избирателей тщательно изучить каждое предложение. Мне кажется, что программа - это великолепная платформа для встречи политиков и представителей общества. Создание программы можно использовать как форум для дискуссий, на основании которых искать лучшие решения.

Расскажите, пожалуйста, о "вызывающих" решениях.

Мне кажется, что в Латвии не хватает большой, сильной и просто истории о том, кто мы есть и куда идем. Эстонцы в этом плане были более удачливы с простым девизом: "Эстония маленькое, конкурентоспособное северное государство". Два эстонских президента - Мери и Ильвес сделали огромный вклад в создание эстонской постсоветской самоидентификации. В рамках такой сильной истории каждый предприниматель или пенсионер, или школьник может писать свою собственную историю, которая движется в общем направлении. В Латвии часто кричат - где наше видение, дайте программу! Но программы создаются постоянно, а затем устаревают на полках. Разве это не советский подход, надежда, что если нам все распишут, нам самим ни о чем не надо будет думать. Программа даже на 100 страницах не даст людям направление и чувство: понимание, кто я такой и куда иду. То, что эстонцы поверили, что они маленькая, но способная на реформы северная страна, значит, что очень многие именно так и стали себя вести. Идентификация не упадет с неба и не выйдет из недр земли. Идентификацию мы создаем сами.

Возвращаясь к вопросу, вот что я вижу как установку: Латвия как современная, самосознающая, конкурентоспособная страна 21-столетия. Демократическое, национальное, европейское (западное) государство. Чтобы этого добиться, следует вернуться к нашему образованию - среднему, профессиональному и высшему - и понять, позволяют ли те знания и умения, которые дают в школе, воспитать новую личность, человека 21 века, который сумеет не растеряться в глобальном мире и взять его блага как для себя, так и для своей семье и государства, или будет в роли проигравшего. Нахождение в Европе само по себе не гарантирует благосостояния. Глобализация стирает границы между регионами. Поэтому для государства важнейшим вопросом должно стать образование. Нам сложно даже представить, какие знания потребуются мальчикам и девочкам, которые сейчас ходят в первый класс, а закончат школу и институты через 12-17 лет. Это значит, что мы должны дать им инструменты. Инструменты - это умение критически, аналитически и творчески думать, учить учиться их всю жизнь. Возьмем, например, английский язык - все латвийские дети хорошо знают английский по окончании школы. Без него нельзя обойтись, но является ли это латвийской реальностью?

От себя добавлю: русские первоклашки - еще должны знать и латышский язык.

Исследования билингвального образования доказали, что обучение русских детей на латышском языке не портит их оценки. Это только доказывает, что, если государственная политика будет последовательной достаточно длительное время, то можно добиться заметных результатов. Кроме того, учить надо не только латышский язык, но и историю. Семья и школа - вот те наиважнейшие составляющие, которые учат и создают чувство связи с Латвией.

Вернемся к организационным делам "Единства". Вы подтверждаете, что пойдете номером 1 в списке по одному из округов, как то утверждает пресса?

Никто со мной об этом не говорил. Определенно, прежде "Единство" должно быть основано, а затем должно решить, насколько оно желает быть открытым для гражданского общества. И только после этого можно делить места, округа и прочее.

Но вы же автор идеи "Единства"! Неужели вам не предложат место в списке, или еще больше, вы спрячетесь за "гражданским обществом"?

Не спрячусь и скорее всего да, буду участвовать в выборах. Но не будем торопить события. Еще раз повторю, если "Единство" будет открыто принципам о включении всего гражданского общества, открыта экспертизам, будет готово слушать и привлекать людей, тогда я буду баллотироваться. Чтобы все шло в последовательном порядке.

Знаете, скептики уже сейчас предсказывают, что так же быстро, как "Единство" договорилось, так же быстро оно и распадется - хотя бы в силу расхождения менталитета и взглядов политиков. Вы сегодня видите слабые места в "Единстве"?

Такие опасения можно высказывать о любом демократическом образовании. Мой опыт говорит мне: чем меньше ясности в общих целях, в том, ради чего все это делается, тем острее становятся локти, тем больше шанс того, что в людях возьмет верх их природный эгоизм и желание главенствовать. Если же ясно, для чего мы работаем, то люди многим готовы пожертвовать. Мы много говорили, зачем необходимо объединение, и это снова и снова надо повторять. Единение необходимо для того, чтобы изменить направление Латвии. Чтобы вытянуть Латвию из долговременного отставания, не допустить ее попадания на постсоветскую орбиту.

Допустим, что земгальские избиратели отдадут в списке "Единства" Элерте первое место. В этом округе, так же как и в Латгалии, один из самых высоких уровней безработицы в стране, в связи с чем главная "орбита" многих избирателей - желание найти работу. От этого зависит их личное движение, состояние их карманов, и эти практичные, приземленные интересы будут выше честности, прозрачности, эффективного госуправления и других "больших" обещаний всех кандидатов номер 1. Как на благосостоянии избирателя отразится то, что он проголосовал за "Единство"? Он ведь уже видел предложение Министерства финансов отказаться от всех скидок НДС, тем самым делая еще дороже лекарства, общественный транспорт, в конце концов, его любимые газеты!

Нет, направление - это не то, когда публика сходится вместе, чтобы попеть песенки. Направление - это сильная история, в которой каждому есть место. Современная Латвия в экономическом смысле означает производство и сильное предпринимательство, которое создает рабочие места. В свою очередь, государство способно предоставить бизнесменам наилучшую бизнес-среду, не мешаясь у них под ногами. Сегодня в распоряжении правительства немного инструментов, чтобы помочь экономике, поэтому так важно сконцентрировать их в правильных направлениях. Отказаться от всего лишнего, сконцентрировать ограниченные ресурсы на развитии, инвестировать в качество. Но государство не может каждого вести за ручку. Что касается бюджета и налогов, напомню то, что известно каждой партии, которая будет стартовать на выборах - в следующем году бюджет надо сократить на сотни миллионов латов. Через год еще. Это надо сделать, будет фамилией министра финансов Репше, Слактерис, Бригманис или Урбанович. Каждый должен будет предложить, как это сделать самым безболезненным способом.

Ваши конкуренты уже сейчас заявили, что ни одного налога не поднимут. Они указывают на то, какие налоги можно снизить.

Тогда людям следует убедиться, не обманывают ли их. На будущих выборах к политикам будут выдвигаться очень высокие требования, но и избиратели должны быть ответственными. Это будет их взносом в демократию. Это значит: читай программы, думай, анализируй. Если сам не понимаешь, идти к соседу, другу, умному человеку, поговори с ним, пойми, не пытаются ли вас опять заманить в ловушку. Есть партии, аккумулировавшие огромные средства. Думаю, что нас ждет очередная компания по промывке мозгов. Единственный способ этому противостоять, ответственно действовать в первую очередь лично, обдуманно и осмысленно принимая решения. Надо говорить с людьми. С осени прошлого года я собираю людей и экспертов, чтобы обсудить с ними самые разные вопросы - экономику и энергетику, внешнюю политику, образование, здравоохранение, госуправление и многое другое. Приглашаю на эти встречи представителей трех партий, чтобы они почерпнули хорошие идеи. Этот формат ценен еще и тем, что ни один эксперт не откажет в совете, хоть он и не получает за это вознаграждение и тратит свое время. Это заставляет задуматься о том, насколько велика готовность людей в этом участвовать.

Даже так? А о чем говорит равнодушие большинства к происходящему в политике, неверие в перемены? Многие собираются вообще не участвовать в выборах, хотя все же можно предположить, что в условиях кризиса большинство все же пойдет на избирательные участки.

Это отношение известно как "пусть чужие дяди делают нашу политику". Это синдром старост и слуг. Путь "они" за нас решают. Староста управляет чужим имуществом и боится своих, а слуга, в свою очередь, ненавидит хозяина и ждет его приказов. Ни старосты, ни слуги не способны управлять государством. Песня о нас: "Я хочу быть господином в своей родной стране". Старая истина, если ты не создаешь политику, то политика создает тебя. Ни один человек не защищен от политики. Если мне зададут вопрос, доверяете ли вы партиям, я думаю, что мне будет трудно ответить на него положительно. В свою очередь, только 14% не собираются идти на выборы. Но это не значит, что у латышей живо сознание, что ты должен пойти и принять участие в выборах. Иди и скажи, попытайся повлиять на то, что происходит в твоей стране. В это критическое время не следует недооценивать то, что сделали Домбровскис с Репше. Они остановили падение и стабилизировали страну.

Да, у них есть свои поклонники, так же как у объявленных когда-то "Новым временем" принципов честности и открытости. Но не известно, как долго и насколько сильно нам еще придется затягивать пояса, и люди хотят, чтобы партии предложили хоть какую-то правдоподобную альтернативу постоянному "урезанию" и повышению налогов.

А известно, на сколько процентов снижается благосостояние без честного и справедливого управления? Это неоспоримо, что у честного и справедливого государства абсолютные финансовые преимущества. Проще говоря, это больше денег, которые можно вкладывать в школы и больницы, платить пенсии и зарплаты учителям. Предприниматели больше зарабатывают и принимают на работу больше людей, ибо коррупция не искажает честную конкуренцию.

Национально настроенные избиратели нередко подозревают, что Элерте введет в "Единство" некие элементы "соросизма". У каждого для этого есть свои причины, но их корни легко проследить - Вы сотрудничали с организациями фонда Сороса как редактор Diena, долгое время даже являлись председателем совета фонда.

А что плохого Сорос сделал для национальной страны? Давал деньги студентам, чтобы они могли учиться? Негосударственным организациям, чтобы они могли представлять интересы людей. Я говорила, что хочу видеть Латвию современным, конкурентоспособным и национальным государством. Что я понимаю под последним? Есть только одно место на земле, где люди говорят по-латышски и где существует особая латышская культурная среда. В смысле достатка сейчас и возможно еще долгое время людям будет выгоднее жить где-то в другом месте. Да, со временем у нас тоже вырастут пенсии и зарплаты, но это не то, что "привязывает" к этому месту, не дает из него уехать, заставляет болеть сердце, если это приходится делать. Это особенное и уникальное, что имеет имя Латвия, обладает огромной силой. И это огромный ресурс. Это накладывает огромную ответственность на латвийское государство и тех, кто им управляет. Кроме того, в интересах Латвии привязать как можно больше живущих людей к латышской среде и языку, людей, которыми с большим удовольствием хотели бы манипулировать другие.