Новгородское вече. А. Рябушкин. Конец XIX века

1478 год. 6 марта в Москву был доставлен Новгородский вечевой колокол – символ независимости Новгорода

«Февраля 8 Иоанн вторично слушал Литургию в Софийской церкви и обедал у себя в стане с братом Андреем Меньшим, с Архиепископом и знатнейшими Новогородцами. Февраля 12 Владыка Феофил пред обеднею вручил Государю дары: цепь, две чары и ковш золотые, весом около девяти фунтов; вызолоченную кружку, два кубка, мису и пояс серебряные, весом в тридцать один фунт с половиною, и 200 корабельников. - Февраля 17, рано поутру, Великий Князь отправился в Москву; на первом стане, в Ямнах, угостил обедом Архиепископа, Бояр и Житых людей Новогородских; принял от них несколько бочек вина и меда; сам отдарил всех, отпустил с милостию в Новгород и приехал в столицу 5 Марта. Вслед за ним привезли в Москву славный Вечевой колокол Новогородский и повесили его на колокольне Успенского собора, на площади. - Если верить сказанию современного историка, Длугоша, то Иоанн приобрел несмертное богатство в Новегороде и нагрузил 300 возов серебром, золотом, каменьями драгоценными, найденными им в древней казне Епископской или у Бояр, коих имение было описано, сверх бесчисленного множества шелковых тканей, сукон, мехов и проч. Другие ценят сию добычу в 14000000 флоринов: что без сомнения увеличено.

Так Новгород покорился Иоанну, более шести веков слыв в России и в Европе Державою народною, или Республикою, и действительно имев образ Демократии: ибо Вече гражданское присвоивало себе не только законодательную, но и вышнюю исполнительную власть; избирало, сменяло не только Посадников, Тысячских, но и Князей, ссылаясь на жалованную грамоту Ярослава Великого; давало им власть, но подчиняло ее своей верховной; принимало жалобы, судило и наказывало в случаях важных; даже с Московскими Государями, даже и с Иоанном заключало условия, взаимною клятвою утверждаемые, и в нарушении оных имея право мести или войны; одним словом, владычествовало как собрание народа Афинского или Франков на поле Марсовом, представляя лицо Новагорода, который именовался Государем. Не в правлении вольных городов Немецких - как думали некоторые Писатели, - но в первобытном составе всех Держав народных, от Афин и Спарты до Унтервальдена или Глариса, надлежит искать образцов Новогородской политической системы, напоминающей ту глубокую древность народов, когда они, избирая сановников вместе для войны и суда, оставляли себе право наблюдать за ними, свергать в случае неспособности, казнить в случае измены или несправедливости и решить все важное или чрезвычайное в общих советах. Мы видели, что Князья, Посадники, Тысячские в Новегороде судили тяжбы и предводительствовали войском: так древние Славяне, так некогда и все иные народы не знали различия между воинскою и судебною властию. Сердцем или главным составом сей Державы были Огнищане, или Житые люди, то есть домовитые, или владельцы: они же и первые воины, как естественные защитники отечества; из них выходили Бояре или граждане, знаменитые заслугами. Торговля произвела купцев: они, как менее способные к ратному делу, занимали вторую степень; а третью - свободные, но беднейшие люди, названные черными. Граждане Младшие явились в новейшие времена и стали между купцами и черными людьми. Каждая степень без сомнения имела свои права: вероятно, что Посадники и Тысячские избирались только из Бояр; а другие сановники из Житых, купцев и Младших граждан, но не из черных людей, хотя и последние участвовали в приговорах Веча. Бывшие Посадники, в отличие от Степенных, или настоящих, именуясь старыми, преимущественно уважались до конца жизни. - Ум, сила и властолюбие некоторых Князей, Мономаха, Всеволода III, Александра Невского, Калиты, Донского, сына и внука его, обуздывали свободу Новогородскую, однако ж не переменили ее главных уставов, коими она столько веков держалась, стесняемая временно, но никогда не отказываясь от своих прав».

Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006. с.486-487

История в лицах

Русская летопись:

В лѣто 6900 осмьдесятъ шестое поиде князь великый Иванъ Васильевичь к Новугороду съ своею братьею и с царевичемъ и съ всѣми силами и пришедъ подъ Новъгородъ на Ведение святыя Богородица съ всѣми силами и обьступии градъ. Новогородци же затворишяся въ градѣ; князь же великый повелѣ, и пушками бити градъ, и мнози Новогородци подъ градомъ избьени быша, и мостъ противу городища чрезъ Волховъ повелѣ князь великий нарядити, градъ же въкругъ опьступиша. Прочий же, шедше, плѣниша волости и села вся Новогородцкыя, не точию же Новогородцкые; но множество волостей Немецкыхъ поимаша и людей Немець множество в полонъ поимаша. Въ градѣ же бысть моръ и гладь силенъ, не можаху стояти противу великого князя и предашяся. Князь же великый вьеха въ градъ и сѣде на столѣ, в недѣлю Мясопустную, града же плѣнити не повелѣлъ, посадников же и крамолниковъ, которые не хотѣли добра великому князю, испоимавъ, на Москву отсла, казны же ихъ и села за себе поимавъ, колоколъ же вечный повелѣ спустити и на Москву отсла, иже есть и донынѣ на колоколници, волости же и села Новогородские разда своимъ бояромъ, на Новѣгородѣ посади своихъ намѣстниковъ и учини его, якоже прочий его градове, а на Заволочьскую землю и Двинскую посла своихъ же намѣстниковь.

Цитируется по: Полное собрание русских летописей, том 24. Летопись по Типографскому списку. М.: ЯРК, 2000

Мир в это время

В 1478 году заговорщики, руководимые Франческо Пацци, совершают покушение на правителя Флоренции Лоренцо Медичи и убивают его брата, Джулиано.

Портрет Лоренцо Медичи. Дж. Вазари. Середина XV векаю Галерея Уффици, Флоренция

Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.

Материал предоставлен АНО "Руниверс"