Интервью ИА REGNUM Новости с генеральным директором азербайджанского информационно-аналитического агентства Turan Мехманом Алиевым. Мехман Алиев родился 26 октября 1957 года. В 1988 году закончил факультет журналистики Московского Государственного Университета имени Ломоносова. В 1988-1989 годах - корреспондент газеты "Молодежь Азербайджана". В 1989-1990 годы - корреспондент госагентства "Азеринформ". С 1990 года является директором агентства Turan. С января по июнь 1993 года работал заведующим отделом Общественных связей Аппарата президента Азербайджана.

ИА REGNUM: Господин Алиев, расскажите, пожалуйста, когда и кем создавалась возглавляемое вами агентство?

5 мая 1990 года я с группой единомышленников, а это были журналисты, покинувшие по идейным соображениям в ноябре 1988 года газету "Молодежь Азербайджана", решили создать независимое ни от каких политических сил информационно-аналитическое агентство. К тому времени я, пусть и в одиночку, но уже занимался распространением информации. После решения к концу августа того же года ряда организационных проблем, агентство начало свою работу, фактически не имея необходимой аппаратуры. В первое время я передавал новости по телефону и сам ездил в Москву, где уже тогда располагались бюро ведущих мировых агентств. Затем на полученные гонорары мы стали приобретать необходимый инвентарь и оборудование.

ИА REGNUM: За годы деятельности агентства в обществе говорили, что оно получало международные премии, неоднократно судилось, было выселено из занимаемого помещения в центре Баку. Что из перечисленного соответствует истине?

Международные премии мы действительно получали, но ни разу ни с кем не судились. Хотя разногласия порой возникали, как это, к примеру, было с телеканалом ANS из-за поездки наших сотрудников в Нагорный Карабах с последующими обвинениями в предательстве национальных интересов. На какое-то время мы прекратили с этим телеканалом отношения, но потом их восстановили. А вот выселение было, что называется, "образцово показательное".

25 ноября 2006 года нас выселили из занимаемого помещения в центре Баку по адресу: ул. Хагани, 33. Решение суда о выселении было чисто политический акцией, причем выкинули нас на улицу очень быстро. К следующему утру к зданию подогнали самосвалы, на которых стройматериалы, и погрузили на них наши компьютеры и другую технику и вывезли. Причем повсюду были выставлены полицейские кордоны с целью пресечения возможных протестных акций. Интересно, что на суде одним из "важных" обоснований нашего выселения было то, что здание, якобы, используется недостаточно эффективно. Я встал и напомнил, что наше агентство недавно вскрыло одну правительственную аферу: заказ на установку газовых счетчиков общей суммой порядка 50 миллионов долларов был без всякого тендера передан одной компании. После проведенного нами расследования и публикации его результатов правительство провело-таки тендер, победитель которого взялся устанавливать счетчики за вдвое меньшую сумму. Я спросил судью: "Сколько стоит здание, из которого нас выселяют?" Мне назвали сумму, как помнится, эквивалентную по сметной документации 50 тысячам долларов. Тут я предложил в обмен на возвращенные правительству благодаря нашему агентству 25 миллионов долларов передать здание нам. Судья посмотрел, похлопал глазами и... продолжил выполнять полученный сверху приказ.

В принципе здание, из которого также выселили редакцию (оппозиционной) газеты "Азадлыг" и наше агентство, можно было попытаться отстоять, но, к сожалению, гражданское общество еще до конца не сформировано и не может пока осознавать свои интересы и бороться за них.

ИА REGNUM: Есть сведения, что из-за экономических трудностей агентство не раз оказывалось на грани закрытия...

Дело в том, что мы начинали с чистого листа, без нормального стартового капитала. Если бы он у нас был, то с учетом названия агентства Turan, оно быстро раскрутилось бы и стало известным не только на Кавказе, но и Центральной Азии. Однако все время приходилось решать одну экономическую проблему за другой, а стоило немного подкопить денег, как их тут же обесценивала инфляция. Честно говоря, я тогда думал, что если агентство проработает хотя бы 10 лет, то смогу считать свою задачу выполненной. Как видите, нам без нескольких месяцев 20 лет и мы остаемся на плаву. Причем наше агентство, пожалуй, единственное в Азербайджане, которое занимается деятельностью исключительно на собственные средства. До начала 2000 годов я даже отказывался получать гранты, считая, что они могут как-то воздействовать на независимый характер нашей деятельности. Была надежда, что с развитием общества увеличится рекламный рынок и появятся лучшие условия для нашей работы. Но, к сожалению, с конца 1998 года в Азербайджане началось политика по подавлению свободы СМИ. Сначала были задействованы экономические рычаги вроде закрытия для неугодных изданий рекламного рынка и др. С 2005 года был дан старт мощнейшему финансированию "нужных" газет и созданию новых агентств, бюджет которых, как мне известно, превышает наш в 5 -10 раз. Я уже не говорю о количестве сотрудников. У нас, к примеру, число репортеров и журналистов вместе со мной 12 человек, что также в разы меньше, чем у упомянутых агентств. С другой стороны, если бы последние лишились финансовой и прочих форм поддержки, то уверяю, кроме нас агентств не осталось бы. Мы, в отличие от некоторых, не видим рекламы и живем практически на одну подписку.

ИА REGNUM: С какой из властных структур вам работать тяжелее?

Безусловно, с Министерством по чрезвычайным ситуациям, что, впрочем, вполне объяснимо. (В азербайджанском обществе несколько лет распространяются непроверенные сведения о том, что глава МЧС негласно курирует агентство АПА - ИА REGNUM Новости) Другие государственные ведомства худо-бедно какую-то информацию дают, хотя, пожалуй, ни одно из них не руководствуется в своей работе с журналистами законом "О свободе информации". Нас, как правило, не приглашают для освещения правительственных мероприятий. А информацию нередко дают лишь через несколько часов после ее передачи более лояльным СМИ.

ИА REGNUM: Можете рассказать о каких-нибудь случаях давления со стороны власти, преследовании ваших репортеров?

Пожалуй, нет. Во всяком случае, с давлением и преследованиями на уровне грубой "физики" до сих не приходилось сталкиваться ни одному нашему сотруднику. Не было также ни телефонных угроз, ни, как я отмечал выше, судебных тяжб. А говорить о каких-то трудных беседах или мелких накладках смысла нет.

Сейчас мы пытаемся защитить права одной женщины, которая намеревалась через маклеров приобрести квартиру. Квартиру ей купить не удалось, а из переданных денег ей вернули лишь часть. Другую возвращать отказались. Там вся система против неё и имели место даже избиение и похищение. Знаете, редакторам иных СМИ звонят, угрожают, но ко мне звонки такого рода не поступали.

ИА REGNUM: По каким критериям вы берете на работу репортеров и журналистов? Должны ли они, в частности, иметь оппозиционные взгляды?

В нашем агентстве представлен едва ли не весь политический спектр Азербайджана. Естественно, каждый сотрудник имеет законное право на те или иные политические пристрастия. Но вместе с тем важно, чтобы эти пристрастия не отражались на работе. Именно это и имеет у нас место. При подаче информации во главу угла ставится объективность и отстраненность от заинтересованных лиц. Работающие у нас лица должны быть честными, независимыми личностями.

Профессиональные навыки важны, но, в крайнем случае, их работнику, подходящему по другим параметрам, можно привить. Хотя наши сотрудники получают меньшую зарплату, чем их коллеги в ряде агентств, текучки кадров практически нет. У нас равные, товарищеские отношения. Неудивительно, что наши журналисты, несмотря на поступающие время от времени заманчивые предложения, остаются, поскольку ценят имеющуюся здесь, в отличие от ряда других СМИ, свободу и независимость.

ИА REGNUM: Почему, по-вашему, в последние годы азербайджанские СМИ всё меньше пишут о фактах чиновничьего произвола и коррупции? Неужели их не осталось?

В настоящее время большая часть СМИ является подконтрольной власти. Нужные ей агентства и печатные издания, как уже упоминалось выше, щедро подпитываются сверху. Естественно, что такие масс-медиа не видят ни коррупции, ни других бичей азербайджанского общества. Тем же, кто остается независимым или придерживается оппозиционных взглядов, создаются трудности и в первую очередь экономического характера. Тем не менее, СМИ, которые говорят правду, к счастью в Азербайджане были и остаются. Другое дело, что факты произвола, взяточничества обычно очень трудно доказать, что дает возможность фигуранту статьи, не подкрепленной доказанными фактами, обратиться в суд и потребовать за нанесенный ему "моральный ущерб" астрономические суммы. А в отдельных случаях автора могут даже посадить за "клевету".

Остается добавить, что есть как бы независимые СМИ, которые с охотой пишут об отдельных случаях. Такие материалы не вызывают гнева высокого чиновничества и даже порой как бы поощряются, поскольку речь идет не о системных, а отдельных недостатках и каких-либо обобщений не делается.