Латвийская газета "Телеграф" публикует статью своего комментатора Владимира Линдермана "Грозненских ангелов не выдают Литве" о том, как Департамент госбезопасности Литвы пытался организовать с помощью проживающих на территории этой прибалтийской республики чеченцев теракты на территории России. Приводим ее текст полностью:

"Cлучай в европейской юридической практике уникальный. Одна страна Евросоюза (Финляндия) отказалась выдать другой стране Евросоюза (Литве) лиц, преследуемых литовскими спецслужбами и попросивших в Финляндии убежища. Финский суд обосновал свое решение о невыдаче тем, что жизни этих людей Малика и Хадижат Гатаевых в Литве угрожает опасность, что литовский Департамент государственной безопасности (аналог латвийской Полиции безопасности) оказывает давление на юридическую систему страны и принятие судебных решений.

Такой приговор суда пощечина литовской правоохранительной системе.

Дело в том, что по общепринятой европейской практике уже сам факт членства страны в Евросоюзе как бы гарантирует соблюдение этой страной основных прав человека и принципа независимости судебной системы. И если одна страна ЕС просит у другой кого-то выдать, то эта просьба, как правило, удовлетворяется автоматически. Но вот, кажется, впервые нашла коса на камень.

Меня решение финского суда обрадовало по двум причинам. Во-первых, я лично знаю людей, попросивших убежища, и сочувствую им. Во-вторых, меня возмущает та снисходительность, с которой "старые" европейские страны относятся к вседозволенности спецслужб в балтийских республиках. Мол, да, мы все знаем, но эти перегибы простительная болезнь роста... Извините, какая может быть "болезнь роста" на 18-м году независимости?! Ребеночек давно вырос и стал наглым и самоуверенным типом.

Это первый случай на моей памяти, когда снисходительность проявлена не была.

Ситуация очень широко обсуждается в Финляндии, фотографии Гатаевых на первых страницах газет, телерепортажи о них идут в прайм-тайм. Есть публикации в литовских и российских СМИ. В Латвии, по-моему, упоминаний не было. Предистория этого дела, если коротко, такова.

Малик и Хадижат Гатаевы муж и жена, чеченцы, в прессе их иногда называют "грозненские ангелы". Во второй половине 90-х годов они занялись делом, которое без тени иронии можно назвать богоугодным. Они стали собирать, брать на воспитание детей-сирот, чьи родители погибли во время боевых действий в Чечне. Это были разные дети в том числе и по национальности: чеченцы, русские, есть мальчик-поляк... У некоторых детей были тяжелейшие психологические травмы, некоторые, оставшись без родителей, пристрастились к наркотикам, бродяжничеству, воровству. Как говорили в советское время беспризорники.

Гатаевы стали для нескольких десятков сирот настоящей семьей, они так и назвали свое начинание "Родная семья". Старшие дети уже выросли, стали достойными людьми. Малик с гордостью показывал мне фотографии 23-летнего Али, ставшего известным спортсменом в Германии....

С 1999 года Гатаевы, сохранив российское гражданство, живут в Литве. Они и семнадцать их приемных детей получили постоянный вид на жительство в Каунасе. Знакомые литовцы и вообще окружающие относились к семье очень хорошо, с уважением.

На этом добрая часть истории заканчивается. Начинается злая. Сентябрьским утром 2008 года к Малику домой приехали люди в штатском и настоятельно попросили проехать с ними в Департамент госбезопасности. В ходе беседы сотрудник литовской спецслужбы предложил Малику... съездить в Россию и "что-нибудь" там взорвать! Типа: ты же чеченец, должен ненавидеть Россию, давай!

Была ли это реальная вербовка? Маловероятно, чтобы вот так, в лоб... Скорее, какая-то многоходовая провокация с целью "слепить" громкое "антитеррористическое" дело и заработать очки, повышение по службе. Малик категорически отказался, против него началась настоящая полицейская травля.

На скорую руку соорудили уголовное дело по статьям "вымогательство", "шантаж" и даже "угроза убийством". Якобы Гатаевы рэкетировали своих приемных детей. (На самом деле, обязали тех, кто уже стал взрослым и устроился на работу, участвовать в оплате квартиры). Литовские "чекисты" использовали грязные методы: завербовали одну из приемных дочерей Гатаевых, снабдили ее диктофоном и дали задание "под запись" спровоцировать ссору с отцом. Шантажировали детей депортацией, отправкой в детский дом, требуя показания против родителей...

Десять месяцев до суда Гатаевы провели в тюрьме. В суде вздорные обвинения в тяжких преступлениях, разумеется, рассыпались в прах. Но под давлением Департамента госбезопасности суд все-таки приговорил Гатаевых к 10 месяцем заключения (которые они к тому моменту уже отсидели) по экзотической статье "семейный деспотизм". Далее происходили вообще фантастические по европейским понятиям вещи: людей, отбывших срок, оставили еще на три месяца в тюрьме...

Не буду перегружать читателя всеми подробностями судебных перипетий. С помощью друзей Малику, Хадижат и нескольким детям удалось вырваться в Финляндию, где они попросили политического убежища. Литва затребовала их выдачи, но после решения финского суда это практически нереально. Правда, это пока еще не совсем хэппи-энд: часть детей осталось в Литве.

Вот такая история. Скорей всего, она будет иметь не самые приятные последствия для литовской спецслужбы и ее боссов. А там, глядишь, и до Латвии дело дойдет! Сколько было скандалов, связанных с деятельностью Полиции безопасности: крышевание контрабанды ("мясогейт" и пр.), фабрикация "липовых" уголовных дел, вербовка агентуры в политических и общественных организациях, массовая прослушка телефонов... И что, кто-то наказан за весь этот беспредел? Нет.

Если у самого государства нет ни заинтересованности, ни политической воли расчищать свои "авгиевы конюшни" от накопившегося дерьма, может, в этом Европа нам поможет?"