Латвийская газета Neatkarīgā rīta avīze публикует статью своего комментатора, политолога Юриса Пайдерса "Балтийская АЭС и латвийская энергетическая безопасность". Приводим ее текст полностью:

"23 февраля российское государственное предприятие "Росатом" торжественно заложило первый камень в фундамент Балтийской АЭС. Теперь абсолютно точно известно, что в 2016 году работу начнет первый энергоблок мощностью 1000 MW, а в 2017 году - еще один энергоблок с такой же мощностью. Через шесть лет Калининградская область избавится от дефицита электроэнергии, который был вызван закрытием Игналинской АЭС по требованию Евросоюза. Вместо Игналинской АЭС недостающая электроэнергия будет генерироваться в России.

Литовский проект новой АЭС зашел в тупик. Запланированные в проекте вложения в литовскую АЭС составляли внушительные 3-4 млрд. евро. Разница между проектом Балтийской АЭС и литовским решением огромная. У России есть свои ресурсы и свои технологии строительства АЭС. Кто того, Россия атомные электростанции строит значительно дешевле, нежели французские компании по ядерным энергиям. Россия на строительство двух энергоблоков Балтийской АЭС думает потратить около 1 миллиарда латов и полмиллиарда запланировано на создание новых соединений и модернизацию старых, чтобы Балтийская АЭС могла экспортировать произведенную электроэнергию в ЕС или на российский рынок.

Только для калининградского анклава Балтийская АЭС слишком велика, поэтому Россия не скрывает, что помимо обеспечения внутренних потребностей Калининграда их вторая цель заработать, предлагая электроэнергию на европейском рынке. Запланированный объем инвестиций в Балтийскую АЭС в два раза меньше чем в новую литовскую АЭС. Это значит, что при единой цене, Балтийская АЭС даст большую отдачу на вложенный капитал или сможет предложить на рынке Балтии или крупным потребителям электроэнергии электричество по более низкой цене. Уже в 2016 году Балтийская АЭС своей ценой может выжить с рынка тех, кто планирует строить новые мощности по генерированию электроэнергии с коммерческими целями.

Если латвийские и балтийские потребители (особенно большие) откажутся от других источников электроэнергии в пользу электричества Балтийской АЭС, то всевозможные парки ветровых генераторов и затраты на политизированные проекты когенерации лягут на плечи исключительно малых потребителей электроэнергии, сделав нашу экономику и экспорт менее конкурентоспособными. На вопрос об отношении Latvenergo к строительству АЭС в Калининградской области президент Latvenergo Карлис Микельсонс ответил:

"Хорошо, что вблизи латвийской границы будут большие электроэнергетические мощности. Однако есть опасения, что теоретически находящаяся в юрисдикции России атомная станция сможет продавать электроэнергию по любой, даже по самой низкой цене. Если производимые ею мощности будут включены в Балтийский и европейский рынок электроэнергии, то России надо будет следовать тем же самым правилам, которые выдвигаются к каждому участнику электроэнергетического рынка".

На опасения Карлиса Микельсонса ответил заместитель генерального директора Росатома, директор инженерных и проектировочных работ Сергей Бояркин: "В Прибалтике еще не закончилось формирование рынка. Балтийский рынок создавался с использованием скандинавской модели Nordpol. 30 октября я принимал участие в конференции, на которой выступали так же представители балтийских стран, Польши, Финляндии и Германии. На конференции обсуждались вопросы о создании рынка электричества. Мы внимательно следим, как формируется рынок электроэнергии. В сообщении российского оператора систем электроуправления было сказано, что Калининградский и балтийский циклы связаны. Это одна технологическая система, и это те правила рынка, которые приняты в Прибалтике и которые нам надо будет соблюдать. Даже так: если мы эти правила не примем, то, даже имея технологическую связь, мы будем находиться в ином экономическом пространстве. Чтобы присоединиться к подобным правилам, необходимо решение на государственном уровне. Насколько я в курсе, специалисты уже готовят проект подобного решения и структуры, в компетенции которых это решение утвердить, уже готовы это сделать".

На вопрос, как будет решен вопрос экспорта электроэнергии АЭС из калининградского анклава, который находится вне экономической зоны и рынка электроэнергии ЕС, Сергей Бояркин ответил: "Этот вопрос задают все инвесторы, с которыми мы вели переговоры. Мы понимаем, что нам необходимо добиться того, чтобы калининградский анклав перестал быть анклавом, отдельным островом, а стал частью единого рынка электроэнергии. Проект атомной электростанции в Калининграде готовился именно с такими перспективами. Этот проект должен войти в общую систему, чтобы не была нарушена доставка электричества другим потребителям. Это означает, что мы хотим поставлять электроэнергию потребителям в Риге, чтобы не было перебоев с поставками электричества. На этом рынке есть механизмы, которые запрещают получать сверхприбыль тем, кто имеет доминирующее положение на рынке. Если мы не будем соблюдать эти правила, то мы лишимся свободы транзита. Латвийский рынок с точки зрения наших перспектив кажется нам очень привлекательным".

На вопрос NRA, получали ли крупнейшие электроэнергетические предприятия Прибалтики предложения выступить в роли инвесторов в этом проекте, заместитель гендиректора Росатома ответил: "Конечно. Мы заинтересованы, чтобы предприятия Прибалтики участвовали в этом проекте. Мы готовы пригласить их не только как инвесторов в проект АЭС, но и как инвесторов в проектах межсоединения. На мой взгляд, наиболее оптимальным вариантом сотрудничества будет, если госпредприятия Прибалтики в качестве инвесторов будут участвовать именно в проектах строительства объектов межгосударственных соединений". Нет каких-то оснований сомневаться, что Балтийская АЭС будет построена в указанные сроки. У меня нет сомнений, что этот проект обойдется гораздо дешевле, чем проект новой Литовской АЭС. Именно оптимальный объем инвестиций и прогнозируемая отдача капитала позволит российской стороне предложить 49% акций приобрести крупнейшим электроэнергетическим компаниями Европы. Российская сторона надеется, что в случае, если Германия и другие крупнейшие европейские энергетические компании приобретут капитальные доли в этом проекте, то иностранные инвесторы станут тем основным лобби, которое предотвратит изоляцию калининградского округа от рынка электроэнергии ЕС.

Уже сегодня у Калининградского округа очень хорошее межсоединение с Литвой. Половину от планируемой мощности Балтийской АЭС уже сейчас можно предлагать странам Прибалтики, или транзитом через Литву поставлять в Россию или Белоруссию. Проект Балтийской АЭС станет действительно очень привлекательным с инвестиционной точки зрения, если будет обеспечено еще одно межсоединение на 1000 MV, соединяющее Калининградский округ с Польшей или какой-либо другой страной.

Российские энергетики уже подготовили 7 вариантов международного межсоединения. Со стороны России в идеальном варианте можно было бы создать Калининградский круг, соединив Литву, Калининград и Польшу в электроэнергетическую систему. Однако Россия допускает, что с соседями Калининградского округа (Польшей и Литвой) все же не удастся договориться о самом выгодном для России варианте соединения. Если Польша и Литва не согласятся, то российские энергетики подготовили проект межгосударственного соединения (стоимостью 1 млрд.евро), который соединит Калининград с немецкой энергосистемой. Кабель постоянного тока пройдет по российской экономической зоне в Балтийском море и, используя технологическую линию этапа газопровода Nordstream, дойдет до Германии.

Если будет реализован вариант соединения Калининграда с Германией, то Балтийская АЭС будет фактически исключена из балтийского энергетического пространства. Если Прибалтика и Польша откажутся от соединения с Калининградским округом, будет реализован самый длинный проект соединения, который потом надо будет еще и окупить. В этом случае самая географически близкая к Латвии по мощности Балтийская АЭС будет просто исключена из балтийского энергетического пространства.

Президент Литвы уже эмоционально отклонила предложение Владимира Путина Литве стать инвестором Балтийской АЭС. Однако, если в Балтийскую АЭС в качестве крупных инвесторов придут Европейские энергетические гиганты, будут ли у стран Прибалтики ресурсы, чтобы противостоять их давлению? Балтийская АЭС - это реальность. Латвия может игнорировать Балтийскую АЭС, а может использовать, так как новая электростанция будет находиться чуть более, чем в ста километрах по прямой от Руцавы".