"Для объединения с Молдавией нам нужно будет выйти из НАТО": обзор СМИ Румынии

Кишинёв, 2 марта 2010, 18:41 — REGNUM  

Румыния - Молдавия - ЕС: "Связанные с Молдавией геополитические проблемы достойны территории в десять раз больше". Румыния - Молдавия: "Президент Румынии мог бы стать и президентом Молдавии". Размещение ПРО США: "После десятилетий неопределённости мы, наконец, появились на карте больших стратегических решений". Социальная сфера: "Пенсионная система Румынии нуждается в реформе".

Румыния - Молдавия - ЕС: "Связанные с Молдавией геополитические проблемы достойны территории в десять раз больше"

Последние недели были отмечены двумя важными событиями в молдавско-румынско-европейских отношениях: созданием в Брюсселе неформальной группы "друзей Молдавии" и визитом в Кишинев в сопровождении половины кабмина президента Румынии Траяна Бэсеску, сообщает Radio RFI Romania. Среди первых конкретных результатов визита румынского лидера - решение о создании национального Агентства по вопросам гражданства, призванного значительно ускорить процесс выдачи румынских паспортов и предоставление молдавской стороне гранта в 100 млн. евро на образовательные проекты. Прозвучали также обещания объединить энергетические, транспортные и железнодорожные сети. Данные планы озвучиваются в молдавско-румынских отношениях не в первый раз, однако, учитывая, что у власти в Кишиневе находятся новые силы, шансов на реализацию перечисленных проектов на этот раз больше.

Проблема гражданства - это один из самых деликатных моментов, продолжает Radio RFI Romania. Два года назад Румыния упростила для молдаван процедуру выдачи румынского гражданства. Только в 2009 году румынские паспорта получили около 20 тыс. жителей Молдавии. После создания румынскими властями национального Агентства по гражданству число рассматриваемых заявлений достигнет 100-150 тыс. в год. В связи с этим возникает несколько проблем. Сейчас говорят о 600 тыс. уже имеющихся, но пока не обработанных заявлений от молдавских граждан. Весть о создании специального учреждения вызовет новую волну обращений с просьбой о предоставлении румынского гражданства. Возникнет необходимость поиска помещений для агентства, найма сотрудников, распределения документов и т. д.

Но материально-технические вопросы будут не самыми сложными, отмечает Radio RFI Romania. Куда важнее политическая сторона. Во-первых, по этой проблеме пока не достигнуто внутриполитического согласия. Член сената Румынии от Демократического союза венгров Гиорги Фрунда раскритиковал недавно политику Бухареста по предоставлению румынского гражданства, которая, по его мнению, "только играет на руку крайне правым русским, целью которых является Молдавия без румын".

Чтобы иметь шансы на успех, "проект Молдавия" должен быть не только проектом Траяна Бэсеску, продолжает Radio RFI Romania. В Румынии не всем понравится, что большое число молдаван в такой короткий срок станут румынскими гражданами. Поэтому здесь должно быть достигнуто внутреннее согласие, как среди политического класса, так и во всем обществе. На политическом уровне такая позиция помимо самого Бэсеску разделяется, судя по всему, и Мирчей Джоанэ. Оценивая пребывание румынского президента в Молдавии, лидер Социал-демократической партии Румынии (СДП) заявил, что "приветствует этот визит". Кроме того, СДП могла бы, используя свои официальные и неофициальные связи в Брюсселе и других европейских столицах, стать важным голосом в процессе европейской интеграции Молдавии. Можно вспомнить того же Адриана Северина, являющегося "голосом румынских социалистов" в Европейском парламенте.

Консенсус по молдавской теме должен быть достигнут не только в Румынии, но и на европейском уровне, отмечает Radio RFI Romania. На самом деле, до сих пор Европа считала Молдавию частью российской зоны влияния и мало обращала внимание на румынские инициативы в этом регионе. Можно вспомнить эпизод апрельских парламентских выборов 2009 года, когда на события 7 апреля в Кишиневе Европа отреагировала не только запоздало, но и довольно вяло.

Все же ситуация может измениться, продолжает Radio RFI Romania. Созданная недавно в Брюсселе неформальная группа "друзей Молдавии" под сопредседательством Румынии и Франции - первый шаг на пути к этому. Представитель МИД Франции Пьер Лелуш уже заявил, что группа стран Евросоюза намерена направить на имя Высшего представителя по внешней политике ЕС Кэтрин Эштон письмо с просьбой "мобилизоваться по молдавскому вопросу". В письме планируется затронуть четыре вопроса: упрощение визового режима, экономическая помощь и инвестиции, институциональная реформа и права человека, а также решение приднестровского конфликта. Демократизация и процветание Молдавии могут стать для Европы первым признаком успеха "Восточного партнерства" - проекта, в который помимо Молдавии входит также ряд других постсоветских стран. Молдавия, управляемая АЕИ, является гораздо более благоприятной площадкой для данного европейского проекта, чем те же Украина с Белоруссией. Европейские друзья Молдавии могут тонко, но целенаправленно лоббировать в официальных европейских структурах ее интересы. Но то, что у власти в Молдавии находится Альянс за европейскую интеграцию, еще не означает, что завтра страна вступит в ЕС, отмечает Radio RFI Romania. Во-первых, власть в республике до конца не сформирована. Ожидается, что ситуация с избранием президента будет решена в нынешнем году - либо путем новых парламентских выборов, либо через изменение конституции. Кроме того, в рядах самого АЕИ в пользу быстрого сближения с ЕС высказываются не все, и с избранием президента такие голоса будут слышны все громче.

Важным элементом в регионе является Россия, продолжает Radio RFI Romania. При желании Москва довольно легко сможет нарушить молдавскую политическую сцену. К тому же приднестровский вопрос нельзя решить без согласия России. В Молдавии, главным образом в Приднестровье, проживает довольно много российских граждан. А, как мы помним по Абхазии и Южной Осетии, Россия, когда у нее появляется интерес, быстро вспоминает о своих согражданах. После последних политических изменений в Кишиневе Москва вела себя довольно сдержанно, но это не означает, что она будет оставаться таковой всегда. Кремль предпочитает обсуждать вопросы напрямую с крупными силами, и в данном регионе это будут ЕС и США. Однако прояснить некоторые вопросы мог бы и визит румынского президента в Москву. Территория Молдавии - примерно как у Бельгии, население вдвое больше, чем у Словении, но связанные с ней геополитические проблемы достойны территории в десять раз больше, отмечает Radio RFI Romania. Румыния является адвокатом этой страны в процессе ее евроинтеграции. Последний визит в Кишинев президента Траяна Бэсеску в сопровождении шести министров стал неплохой румынско-молдавской "семейной фотографией". Хотя, конечно, нужно намного больше. Бухарест должен сплоченно действовать как в отношении Кишинева, чья политика не отличается постоянством, так и в отношении Европы, США, а также России и Украины. Для этого самой Румынии необходимо быть "командой". Молдавии должна стать "проектом души" не только президента Бэсеску, но и всего румынского общества. Необходим диалог с партиями и бизнесменами. Молдавия для румынских бизнесменов сама по себе является большим рынком, но она может стать и плацдармом для других, восточных направлений.

Сближение Молдавии с Евросоюзом - долгий путь, на котором не раз можно споткнуться, продолжает Radio RFI Romania. Например, в 1991 году экономическое положение Молдавии было более выгодным, чем у прибалтийских государств, однако это не помешало последним вступить в ЕС еще раньше Румынии. Бухарест, в свою очередь, подписал соглашение об ассоциации с ЕС в 1995 году, а присоединился лишь спустя 12 лет. Сегодня между ЕС и Молдавией отсутствует даже такое соглашение. В 90-е годы в Европе существовал энтузиазм расширения на Восток. Сегодня энтузиазм сменился усталостью. Чтобы "проект души Бэсеску" удался, румынскому лидеру придется приложить немало усилий. Румыния должна приготовиться к долгим дискуссиям. Чтобы заручиться многосторонней поддержкой, нужно быть готовым к компромиссам. Этот проект не завершится ни с мандатом Траяна Бэсеску, ни, скорее всего, с мандатом следующего президента. Все же для его успеха сближение с Европейским Союзом должно быть не только амбицией Бухареста, но и реальным желанием самого молдавского населения.

Румыния - Молдавия: "Президент Румынии мог бы стать и президентом Молдавии"

Недавний визит Траяна Бэсеску в Молдавию в какой-то мере восстановил символичный "цветочный мост" через Прут, пишет Adevarul. Определяющим был новый кишинёвский контекст: вместо коммуниста Владимира Воронина румынского лидера встречали разумные партнёры, которые относятся к румынам как к братьям, а не угнетателям.

Момент сейчас неплохой, продолжает Adevarul. Впервые за последние 70 лет Бухарест и Кишинёв вроде как говорят на одном и том же - румынском языке (согласно конституции Молдавии, государственным языком РМ является "молдавский язык на основе латинской графики". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии - ИА REGNUM Новости). Развал Советского союза был звёздным часом для Румынии, который она не использовала. С умелой и энергичной дипломатией сближение с Бессарабией могло пойти гораздо дальше "цветочных мостов". Но для этого кое-чего не хватало, а именно - политической воли. К сожалению, в Румынии у власти тогда был Ион Илиеску со своей промосковской камарильей.

Но сегодня звёзды, похоже, снова к нам благосклонны, пишет Adevarul. Только подумайте: а что если мы, румыны с обоих берегов Прута, удивим мир ходом а-ля "Куза-1859"? 5 января 1859 года Александр Куза был избран господарём Молдавского княжества со столицей в Яссах. 24 января полковник Куза стал и руководителем Валахии. Османская и Габсбургская империи хотели вмешаться и предотвратить объединение, но были остановлены решительной и сильной позицией Наполеона III в пользу румын. Так что нам мешает повторить подвиг? Если бессарабцы желают объединения, то президент Румынии (Бэсеску или его преемник) мог бы стать и президентом Молдавии. Естественно, всё должно быть продумано в деталях, как это было в 1858-59 гг. Необходимо будет проконсультироваться на референдуме с народом, как в Румынии, так и в Молдавии: хотят ли люди иметь общего президента на два государства? Также через референдум необходимо будет изменить обе конституции, с тем, чтобы румынский президент мог выдвигаться и в Молдавии. Ну, или молдавский президент мог участвовать в румынских выборах. В сущности, почему бы и нет? Великие решения требуют прозорливости и решительности.

Но не следует пренебрегать и рисками, предостерегает Adevarul. Во-первых, еще нужно добиться согласия со стороны Европейского союза. Во-вторых, тяжёлая экономическая ситуация в Молдавии. В-третьих - большие расходы на объединение. В-четвертых, в Молдавии есть влиятельное русскоязычное меньшинство. Наконец, в-пятых, - военное присутствие России в Приднестровье. Но нет ничего невозможного, когда хочешь изменить историю! Если вариант с общим правителем сегодня невозможен, однажды мы всё равно объединимся с Бессарабией! Возможно, мы снова обретём друг друга под крышей Евросоюза, подводит итог издание.

Сегодня многие строят иллюзии, что в ближайшем будущем можно будет осуществить "унирю" (рум. unirea - "объединение"; имеется в виду объединение Бессарабии с Румынией - ИА REGNUM Новости). Каким бы шокирующим для таких людей ни было это заявление, но подобный политический шаг практически невозможен, пишет Ziare.com. Геополитический контекст, внутренние проблемы каждой из сторон и всевозможные затраты являются самыми надёжными защитниками границы по Пруту.

Итак, по порядку, продолжает Ziare.com. У России есть все основания противодействовать объединению Молдавии с Румынией. Расширение Румынии на Восток означает, что и НАТО приблизится к границам России. Москва, для которой расширение НАТО представляет самую большую угрозу собственной безопасности, никогда подобного не допустит. Если допустить утопический сценарий, то для того, чтобы убедить Кремль, нам нужно будет выйти из НАТО. Однако это будет нежелательным не только для нас, но и для наших союзников. Но даже если предположить, что Россия в будущем сама сблизится с НАТО настолько, что перестанет воспринимать его в качестве угрозы, всё равно Кремль не согласится на выросшее в территории и потенциале румынское государство. Почему? Потому, что Румынию нельзя будет так легко шантажировать как Молдавию.

Или такой вариант: представим, что мы осуществили "унирю" без оглядки на Москву, пишет Ziare.com. Но и в этом случае ей будет чем отреагировать. Природный газ, которым Россия снабжает Молдавию и пока ещё нас, является для России одним из видов оружия. Ещё одно препятствие - враждебное к Румынии русскоязычное население Молдавии. Кроме того, молдавская экономика контролируется российскими предпринимателями. Мы уже не говорим о сепаратистском Приднестровье, которое уже 20 лет поддерживается Россией, и чьи лидеры будут препятствовать интеграции с Румынией даже с оружием в руках.

Против "унири" будет возражать и Запад, продолжает Ziare.com. Западным странам будет трудно допустить, чтобы вместе с Молдавией в Евросоюз пришли и все её проблемы, - от организованной преступности и неразвитой инфраструктуры до царящего в стране беззакония. Европейский союз был создан только для стран, соответствующих определённым критериям. Объединенная Румыния определённо их не выполнит и через 10 лет после "унири".

У многих румын с трепетом билось сердце, когда в апреле 2009 года мы слышали патриотические песни молдавских революционеров в Кишинёве, пишет Ziare.com. Но представляют ли они большинство? Согласно некоторым подсчётам, это не так. Унионистская тема даже не входит в главную повестку дня продолжающего искать свою идентичность государства. В течение последних 20 лет молдавских граждан, считающих себя румынами и выступающих за "унирю", становилось с каждым годом всё меньше и меньше. В Румынии аналогичная ситуация. Даже те, кто понимают, что мы являемся одним народом, больше не воспринимают государственное единство нации так же, как воспринимали румыны 100 лет назад. Приоритет сегодня отдаётся индивидуальности и личной реализации.

Какие ещё сложности стоят на пути "унири"? - продолжает Ziare.com. Даже если кто-то пойдёт на объединение с Молдавией со всеми её проблемами, вряд ли такие согласятся со стоимостью такого проекта. К примеру, объединение Германии оценивается в сумму от 750 до 1300 миллиардов евро. Можно быть уверенным, объединение с Молдавией обойдётся в добрых несколько десятков миллиардов. Много ли политиков, да и простых румынских граждан согласятся с такими затратами? - задается вопросом издание.

Помимо выборов будущего президента, которые, кажется, полностью преобладают в публичных дебатах на левом берегу Прута, существует в Республике Молдова еще невнятное, но все острее ощущаемое напряжение, пишет Adevarul. Это напряжение этническое. Временами оно становится явственным и опасным. В обстановке политической нестабильности и реваншизма, такое развитие вещей лишь поощряется, что может привести к роковым последствиям для всего региона.

Данные переписи 2004 года указывают на то, что национальные меньшинства составляют 23,9% населения, из которых: украинцев - 8,4% (на 2,9% меньше чем в 1989 г.) русских - 5,8% (на 4% меньше), гагаузов - 4,4%, болгар - 1,9% (приводя данные переписи 2004 года относительно "нацменьшинств", румынское издание "пропустило" румын, которыми, согласно переписи 2004, себя считают 2,2% жителей Молдавии - ИА REGNUM Новости), продолжает Adevarul. Этнические русские насчитывают 366461 человек, из которых одна треть недавние иммигранты, родившиеся в других местах бывшего Советского Союза. Рассуждая исторически, большинство русских левобережья Прута оказались здесь после Второй мировой войны. В 1940 году их было 6%, к 1959 году их число достигло 10,2%, а в 1989 году эта доля возросла до 13%. Самый большой приток русского меньшинства произошел в 1950 - 1980 гг.

Но объективные статистические данные недостаточны, когда эта проблема становится предметом дискуссий, пишет Adevarul. Русские Республики Молдова, хоть и находятся в демографическом упадке, входят в категорию, именуемую в специальной литературе "имперским меньшинством", что предполагает другой уровень отношения. Данное население характеризуется особым субстратом политического сознания, которое базируется на превосходстве во всех областях - политике, культуре, экономике. Хотя они и составляли меньшинство в окружающем обществе, местных они никогда за равных не воспринимали. Ныне, когда распался "имперский каркас", и эти меньшинства потеряли явное политическое господство, политическое самосознание, по крайней мере, части этих меньшинств, остается имперским. Это явление характерно не только для Республики Молдова. Нормализация происходит с трудом, а после недавних политических перемен, ситуация на левом берегу Прута обостряется.

Второй элемент, который подпитывает особый статус имперского меньшинства, - это связь с бывшей империей, продолжает Adevarul. Реакция последней чаще всего следует незамедлительно и неизменно, что подкрепляет, таким образом, самосознание меньшинства, которое осталось на территории, пусть и формально оставленной империей. Помимо существующих экономических, культурных и информационных связей, надо отметить и явные (гео)политические действия и инициативы. Известны многочисленные законодательные акты, посредством которых Кремль предупреждает, что бывшие советские граждане русского происхождения находятся под его покровительством во всех отношениях - начиная с культуры и кончая безопасностью. Знаменательны и заявления, прозвучавшие непосредственно на местном уровне, и которые являются лишь частью целого пакета, посвященного этим меньшинствам. Посол Российской Федерации в Кишиневе Валерий Кузьмин потребовал официального статуса для русского языка в Республике Молдова. Он отметил, что это особенно необходимо, в контексте постэлекторальной обстановки в стране. К тому же ряду относится и заявление того же официального лица по поводу "Истории румын", которую он не желает видеть в школах Республики Молдова (это заявление было встречено красноречивым молчанием со стороны присутствующих официальных лиц Республики Молдова).

Однако, помимо сознания и связей с центром бывшей империи, описываемое превосходство имеет и географическое обоснование, пишет Adevarul. В социологическом анализе существует волнующая проблема, относительно соотношения между политическим, этническим и демографическим факторами в современном обществе. Вывод состоит в том, что элементарные статистические данные несостоятельны, поскольку в первую очередь значение имеет положение этносов в обществе. Этнос, который составляет 10% общего числа населения, но в большинстве своем проживает в важных городских центрах данной территории, в действительности имеет больший процент на геополитической карте, поскольку в современном мире урбанистическое пространство является творцом истории и общественного дискурса, тогда как сельский мир является, скорее всего, "объектом" истории. Следовательно, влияние нацменьшинств в обществе возрастает в прямой зависимость от его местоположения. Кто преобладает в городах, может оказывать влияние на общество. Красноречивым доказательством этого является картина левобережья Прута, где подавляющая доля населения русского происхождения находится преимущественно в городских центрах. Это положение отражается на экономическом и образовательном уровне данного населения. В условиях Республики Молдова, где децентрализация относится еще к области желаемого, а общество имеет пирамидальную структуру, влияние большого города остается значительным.

После смены власти в Кишиневе, произошла спешная активизация "имперских меньшинств", продолжает Adevarul. То что вчера казалось случайностью, вроде избрания Дорина Киртоакэ мэром столицы, сейчас для некоторых становится кошмаром. Альянс за европейскую интеграцию, особенно некоторые из его членов, подтверждают определенную естественную этнополитическую реальность, с которой не все готовы смириться и спокойно сосуществовать. И, например, недавние протестные движения пенсионеров, имевшие место в Кишиневе, хотя и выдавались за социальный протест, отнюдь не были лишены идентификационной и этнической окраски. Это был лишь опасный политический трюк. Агрессивные выступления пенсионеров на площади в Кишиневе - наглядный тому пример. Никто не отрицает, что в столице есть социальные проблемы, но трудно утверждать, что теми, кто вышел на площадь, двигало лишь социальное недовольство.

У кишиневских пенсионеров присутствует особый социологический профиль, пишет Adevarul. Они с одной стороны являются представителями российской миграции в МССР, людей, которые из северных краев империипопадали прямиком в квартиры Кишинева, Тирасполя и Бельц, тогда как местный житель, попавший в город из села, порой всю жизнь мечтал о квартире, ютясь в тесной, грязной, общаговской комнатушке. С другой стороны, немало кишиневских пенсионеров, прямо или косвенно, являются представителями силовых структур СССР (армии, спецслужб, милиции), которые после 25 лет "службы родине" вышли в отставку и получили возможность проводить пенсионерскую жизнь на берегу Прута или Днестра, где климат мягкий, а еды и вина в избытке, и что немаловажно - население благожелательное и покладистое, говорящее на русском языке.

Помимо социального аспекта, эти кишиневские пенсионеры являются и выражением того "имперского меньшинства", гордого и презрительного, которое никогда не учило румынского языка, и не собирается делать этого впредь, продолжает Adevarul. Они всегда жили лучше местных, и никогда не считали их равными себе. Воронинский режим относился к ним весьма заботливо и сохранил их господствующее положение, пусть и символически. Сейчас, когда положение вещей меняется, они видят угрозу своему этнополитическому статусу и протестуют, выведенные на площадь под руководством лиц с сомнительным политическим прошлым, возможно, экстремистского характера.

У "этноимперского меньшинства" пенсионеров - этой "пятой колонны" в больших городах - имеются свои последователи в "молодом поколении", также русского происхождения, пишет Adevarul. Пока что это лишь нечеткое и агрессивное стремление, которое с каждым днем пытается оформиться, но дает о себе знать то тут то там, не имея пока точной идентичности и соответствующей организации. Первые признаки появились в 2008 году, примерно за год до парламентских выборов. Стали известны случаи нападения групп русскоязычных "защитников родины" на молодых членов оппозиционных партий в Бельцах. В августе 2009 года на стенах жилых зданий в городе Бельцы, появляются надписи на русском языке: "Смерть жидам!", "Жиды, суки!" "Бельцы - русский город!", "Мы не румыны!", "За Русь святую!", "RUS&MD = братья-славяне". Все эти выступления носят одиночный характер, но если ситуация выйдет из-под контроля, они могут стать зачатком более труднопереносимой обстановки.

Каждый раз, когда кто-то заинтересован в межэтнической напряженности на левом берегу Прута, помимо пенсионеров и разбушевавшихся юнцов, внимание должно быть обращено и на автономный регион, который называется АТО Гагауз Ери, продолжает Adevarul. Здесь не стоит перечислять все те события, которые в 90-х годах вызвали у некоторых желание использовать эту автономию, как фактор нестабильности (В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР - прим. ИА REGNUM Новости). После событий 7 апреля группа депутатов-коммунистов обратилась с призывом к Народному собранию Гагаузии "принять меры" чтобы "воспрепятствовать румынизации в области истории и языка", требуя, чтобы в учебных заведениях региона преподавание велось не на румынском, а на "молдавском" языке. Мы не можем не приветствовать здесь трезвость башкана Михаила Формузала, который расценил подобный жест, как попытку центральных коммунистических властей спровоцировать местных депутатов: "Не в интересах гагаузского народа быть в авангарде антирумынской или любой другой истерии". Это мудрый подход, который не только должен уберечь гагаузский народ от манипулирования, но и помешать эскалации межэтнических конфликтов, которые населению не нужны ни в коем случае.

Однако в данном контексте поражает инициатива, исходящая от некоторых советников башкана, в которой говорится о "награждении приднестровцев, которые помогли гагаузам выстоять против молдавских волонтеров в октябре 1990 года", пишет Adevarul. Возвращение к связке Гагаузия-Приднестровье в отношениях с Кишиневом или Румынией - не самый лучший выбор, и он полностью невыгоден обществу Республики Молдова, и тем более невыгоден гагаузам. Никто ничего не выиграл от почти 20-летнего противостояния. Если судить по статистике, Гагаузия - самый бедный и коррумпированный регион республики (так в тексте источника - ИА REGNUM Новости), имеющий самый низкий процент налоговых сборов по стране. Делать сейчас из Кишинева или Бухареста этнических врагов - неверно и невыгодно.

В Республике Молдова существуют предпосылки эскалации насилия по спирали, но они должны, как говорится, быть "задушены в пеленках", продолжает Adevarul. ПКРМ была партией-бутиком, разнообразной по своим этноидентичным установкам, которая включала в себя как ярых "молдовенистов", так и представителей революционного национал-большевистского течения русской формации (при этом внутри партии могут быть даже столкновения между ними!). Группировки второй категории могут легко автономизироваться, и все сложнее будет держать их под контролем. Возможно, многие из них уже совершили этот шаг. Но с этого момента политическая ответственность является определяющей, независимо от того, кто по какую сторону баррикад находится, подводит итог издание.

Размещение ПРО США: "После десятилетий неопределённости мы, наконец, появились на карте больших стратегических решений"

Румыния приняла, пожалуй, самое важное решение в сфере безопасности за последние полвека, пишет HotNews. Однако румынская оппозиция, телевидение, большинство прессы упустили исторический момент. На решение принять предложение Барака Обамы и разместить на территории Румынии элементы американской системы ПРО многие отреагировали озабоченностью относительно реакции России, вместо того, чтобы оценить значимость данного решения. С другой стороны, в первое время после оглашения решения, румынские власти, как и Вашингтон, были скупы на конкретную информацию, и эта секретомания давала полную волю воображению, продолжает HotNews. В день появления новости, всё внимание СМИ было направлено на Национальный совет по безопасности, который и принял решение о размещении в Румынии ракет. На следующий день главными информационными темами были проблема разводов в Румынии, бездомные собаки в Бухаресте и женщины в Социал-демократической партии (СДП). Те телеканалы, что осветили решение по ПРО, преподнесли его в популистском свете. В частности, телеканалы Realitatea TV и Antena 3 сообщили о решении Совета по обороне в контексте "больничной драмы". Мол, "в Румынии люди гибнут, целыми сутками дожидаясь приезда скорой помощи, но зато у нас есть противоракетный щит".

Лишь две газеты, - Romania Libera и Gandul осветили решение Румынии взвешенно и всесторонне, пишет HotNews. Из политиков абсолютным молчанием отличился лидер Национал-либеральной партии Крин Антонеску. Будучи историком, он не уделил этому историческому событию никакого внимания. Почётный председатель СДП Ион Илиеску, наверное, единственный из румынских политиков, кто, похоже, затерялся в окопах СССР, борясь с американским империализмом, выступил за проведение национального референдума по вопросу размещения американских ракет. Пока ни от одной из румынских партий не прозвучало официальной позиции по возможности размещения на румынской территории системы ПРО, хотя такая реакция была бы желательной.

Абсолютно очевидно, что Румыния не могла отказать американцам, продолжает HotNews. В тоже время, нельзя умалять военный, политический и дипломатический успех румынского руководства. Ведь мы могли и сильно разочаровать наших партнёров, если бы в 2006 году вывели свой контингент из Ирака, как это предлагало правительство Тэричану. Если румынская политика выглядела бы так, то трудно представить, чтобы сегодня Румыния была выбрана для участия в американской программе. Что ещё важно в отношении Румынии, так это то, что после десятилетий неопределённости и неуверенности во внешней политике, мы, наконец, появились на карте больших стратегических решений. Это признак того, что Соединённые Штаты рассматривают нас как последовательного и надёжного партнёра. Есть ли в этом заслуга Бэсеску? Безусловно, да. Ещё в период своего первого мандата он правильно поставил на развитие привилегированных отношений с США. Сегодня Румыния от этого выиграла, в отличие от балканских или центрально-европейских стран, подводит итог издание.

Среди западных аналитиков есть мнение, что Румыния участвует в создании американской системы безопасности не столько по военным причинам, сколько по политическим, преследуя цель ещё больше укрепить и без того близкие отношения между Бухарестом и Вашингтоном, пишет Q-magazine. В геополитической перспективе США будут оказывать давление на Россию, чтобы добиться от неё поддержки санкций против Ирана. Одним из элементов такого давления со стороны Штатов можно считать демонстрацию своего присутствия в ряде европейских государств, в том числе, в Румынии. В этом контексте отношения между Бухарестом и Москвой, конечно, пострадают, хотя они и прежде были напряжёнными.

Помимо стратегических и политических аспектов, Румыния должна инвестировать в проект по размещению на своей территории американской ПРО значительные средства, пишет Evenimentul zilei. По разным подсчётам речь идёт о 3-4 миллиардах евро, - примерно такова стоимость ракетной системы дальнего радиуса действия, которая должна стать частью будущей американской системы безопасности. В настоящее время Румыния располагает лишь ракетами малой дальности марки Ghepard немецкого производства. Кроме того, необходимо приобрести систему ракет "земля-воздух". Используемые в настоящее время в румынской армии ракеты произведены ещё во времена СССР, и их срок эксплуатации истекает в 2014 году. Не исключено, что потребуется закупить и ракеты для нескольких военных кораблей. При этом ни один из этих заказов не предусмотрен в бюджете румынской армии на 2010 год. Наоборот, в докладе, который Министерство обороны подготовило для представления в парламент, отмечается, что в этом году Минобороны не видит никаких возможностей для закупки необходимого снаряжения для армии, даже того, что было утверждено Советом по обороне несколько лет назад.

В то же время, некоторые из элементов будущей американской системы ПРО сегодня уже присутствуют "в инвентаре" румынской армии, продолжает Evenimentul zilei. Самым важным из таких элементов является радиолокационная система, модернизация которой была начата в 2006 году американской фирмой Lockheed Martin. Работы по первым двум из пяти радаров типа AN/FPS-117 были завершены в 2008 году. Данные работы включали установку новой электронной начинки, новый дисплей и удаленный центр технического обслуживания. На сегодняшний день для участия в противоракетном щите Румынии ещё необходима новая система датчиков и передачи данных.

Механизм, по которому Румыния будет оплачивать расходы по участию в системе ПРО пока остаётся загадкой, пишет Evenimentul zilei. Пока даже не определён окончательный круг стран, которые будут участвовать в создании этой системы и, соответственно, пока нельзя сказать, будет ли какая-то общая платёжная система, либо каждая из стран должна будет нести расходы отдельно. В ближайшем будущем будут инициированы двусторонние переговоры между американскими и румынскими экспертами и дипломатами, итогом которых должно стать заключение соответствующих соглашений, которые, в свою очередь, должны пройти ратификацию румынским парламентом, отмечает издание.

Социальная сфера: "Пенсионная система Румынии нуждается в реформе"

Пенсионная система Румынии нуждается в реформе, пишет Mediafax. В то же время, по словам министра труда Румынии Михая Сейтаны, с выплатой пенсий в 2010 году не будет проблем, поскольку 1,7 млрд евро будет выделено из госбюджета для этой цели. Также чиновник добавил, что минимальная социальная пенсия будет корректироваться в зависимости от темпов инфляции.

Вместе с тем, министерство считает, что государственная пенсионная система в Румынии стала неустойчивой и существуют различные риски, продолжает Mediafax. В 2011 году придется выделить 2 млрд евро бюджетных средств на погашение социальных обязательств государства перед пенсионерами. По словам министра, многие европейские страны сталкиваются с проблемами относительно устойчивой пенсионной системы.

Между тем сенат Румынии одобрил просьбу правительства об обсуждении проекта пенсионного закона в срочном порядке, пишет Mediafax. Глава профильного министерства заявил, что около 10% пенсий будут сокращены. Он отметил, что в настоящее время в стране имеется около 200 тыс. пенсионеров, получающих специальные пенсии. Их число сократится на 25 тыс.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.