В федеральном еженедельнике "Российские вести" 1 марта было опубликовано интервью с белорусским писателем, председателем Витебского общественного объединения "Русский дом" Андреем Геращенко. ИА REGNUM Новости приводит интервью с небольшими сокращениями.

"Как бы Вы охарактеризовали ситуацию с развитием русской культуры в Белоруссии?

Это достаточно непростой и острый вопрос. Белоруссия, по сути, еще одно русское государство - на русском языке общаются в быту, на нем ведется делопроизводство, работают учреждения и организации, в том числе подавляющее большинство органов госуправления. Наибольшей популярностью пользуются местные русскоязычные и российские СМИ и телевидение. Практически все школы и детские сады в Минске, в областных и районных центрах также работают на русском языке. В ряде театров идут пьесы на русском языке. В значительной степени присутствуют русскоговорящее телевидение и радио. Вместе с тем существует одна серьезная, но, по сути, табуированная проблема - в Белоруссии есть какие угодно национальные коллективы, но только не русские. Есть белорусские, польские, еврейские, литовские и т.д. Но русских практически нет. Я имею в виду - по названию. Дело в том, что школы, садики и даже театры, работающие на русском языке, "русскими" не называются. Даже те коллективы, которые в основном поют русские песни, ставят русские спектакли, вынуждены вводить в свой репертуар элементы "белорусскоговорящей" культуры. Это, наверное, неплохо, но проблема в том, что целенаправленно русскую культуру у нас никто не развивает. Нет национальной стратегии ее развития, нет конкретных финансовых проектов, направленных на ее расширение. Раньше театры, где шли русские пьесы, так и назывались - русскими. Теперь же из их названий целенаправленно удалено слово "русский". По сути, русские в Белоруссии, составляя значительную часть населения, не имеют прямой возможности доступа к четкой системе национального воспитания: русский сад - русская школа - русские художественные коллективы и т.д. При этом постепенно в "белорусское сознание" привносится мысль о неестественности использования белорусами русского языка и литературы, о том, что надо постепенно проводить "белорусизацию".

Не так давно Вы стали объектом нападок со стороны националистов.

В декабре 2009 года, когда я находился на больничном, мне позвонили из Института стран СНГ и попросили, чтобы я рассказал в форме интервью о Витебском общественном объединении "Русский дом", председателем которого я являюсь. Я согласился, потому что само интервью никак не было связано с моим местом работы, а тем более - с органами госуправления вообще. 10 февраля 2010 года в оппозиционной газете "Наша ніва" была опубликована провокационная статья "Так и совмещаем", в которой со значительными искажениями текста моего интервью и цитированием вырванных из контекста фраз был озвучен отклик оппозиции на мое выступление и сделан вывод, что моя личность не соответствует статусу госслужащего. Поясню, что я, помимо всего прочего, являюсь начальником отдела по делам молодежи администрации Октябрьского района города Витебска. Затем примерно такие же материалы были размещены еще на нескольких националистических сайтах и порталах, и была организована кампания по направлению в органы государственной власти писем с требованиями снять меня с должности. В Интернете были размещены мои адреса и телефоны с комментариями в стиле "Чемодан-вокзал-Россия!". Началось и определенное давление на членов организации. Многие, будучи госслужащими, сочли за лучшее написать заявления об уходе из "Русского дома". В Союзе писателей Белоруссии, членом которого я являюсь, возникла странная идея создать нечто вроде инквизиции - комиссии по этике и показательно изгнать меня из писательской организации за мою "прорусскую" позицию. Самое интересное, что это предложили люди, которые руководят Союзом писателей России и Белоруссии. Получается, что в России они говорят одно, а в Белоруссии делают совсем другое. В результате было приостановлено издание моей книги, хотя уже подписан договор с издательством. Мне было также предложено написать заявление о досрочном прекращении контракта. Я отказался это сделать, так как считаю, что не нарушил ни одного пункта своего контракта и ни одного положения белорусского законодательства. Более того, добровольный мой уход с должности был бы признанием моей неправоты и стал бы предательством собственных мыслей и взглядов, которые, что самое интересное, практически полностью совпадают с официально декларируемым курсом в Белоруссии.

Каковы, на Ваш взгляд, причины такого развития событий?

То, что произошло, - спланированная провокация оппозиционных кругов, которые рассчитывали инициировать скандал и испортить отношения между Россией и Белоруссией, а также помешать интеграционным процессам между нашими странами.

Какой Вы видите из всего этого выход?

Выход есть, однако он вряд ли понравится белорусскоговорящей интеллигенции. Логично было бы распределить финансирование белорусских и русских культурных проектов в соответствии с их реальной востребованностью. Понятно, что если в Минске практически все школы работают на русском языке, то в соответствующей пропорции должна была бы поддерживаться и русская культурная жизнь. Однако этого не происходит по вышеуказанным причинам. Я хотел бы поблагодарить всех белорусов и русских, которые встали на мою защиту. Благодаря этой поддержке я сохранил, во всяком случае пока, работу, которая дает мне средства к существованию. Думаю, что вся эта русофобская истерия вряд ли принесет пользу тем, кто ее развязал. Очень уж неприглядна ситуация, при которой, декларируя стремление к построению союзного государства, пользуясь российскими экономическими и иными преференциями, в реальности подвергают политическим репрессиям руководителя русской общественной организации. Поэтому я рассчитываю на здравомыслие белорусского руководства и лично президента Александра Лукашенко, которого я поддерживал все эти годы не из личного или карьерного интереса, а в силу проводимого им курса, направленного на интеграцию с Россией. Конечно, сейчас нам будет очень тяжело даже при проведении мероприятий. Трудно восстановить и качественный состав организации - многие просто боятся за свою судьбу и карьеру. Но сдаваться я не собираюсь, ведь моя деятельность направлена на благо моей Родины. Вся эта неприглядная история выявила серьезную проблему: за последнее десятилетие немало противников интеграции с Россией проникло в руководящие структуры Белоруссии. По сути, идет серьезная подковерная борьба за переориентацию Белоруссии на Запад, на окончательный отрыв ее от России. Со мной, конечно, если не вмешается президент Лукашенко, попытаются расправиться любым способом - уволить за пятиминутное опоздание или за не вовремя написанную бумагу и т.д. В конце концов, просто дождутся декабря 2010 года, не продлят со мной контракт и выбросят на улицу. Как писателю, мне, думаю, может быть закрыт доступ в белорусские СМИ и издательства. Также меня постараются исключить из писательской организации. Понятно, что все это не лучшим образом будет влиять на остальные русские организации и активность их руководителей.

Какую роль могли бы сыграть государственные и общественные структуры Российской Федерации в развитии русского культурного пространства в Белоруссии, да и в других постсоветских республиках?

России, на мой взгляд, следовало бы больше уделять внимания сопредельным территориям, на которых проживают миллионы соотечественников. Полагаю, что можно было бы помочь в создании в каждой области Белоруссии по региональному "Русскому дому". Эти культурные центры позволили бы вести реальную работу по развитию и укреплению русской культурной составляющей как в Белоруссии, так и в других постсоветских странах. Только представьте себе - сегодня Польша помогла открыть в Белоруссии 40 "польских домов". Неужели непонятно, куда может начать крениться общественное мнение. Уже сейчас происходит попытка ревизии пророссийского курса страны. Даже многие носители русской культуры уже начинают говорить о том, что после переориентации экономики Белоруссии на Запад следующим шагом станет курс на вступление в Евросоюз или даже НАТО. Считаю, что Александр Лукашенко является пока единственным серьезным гарантом того, что этого не произойдет в ближайшее время. Но сохранится ли при подобном развитии событий пророссийский или хотя бы сбалансированный курс Белоруссии в дальнейшем - весьма сомнительно".