Вайра Вике-Фрейберга: протесты России со временем утихнут. Попытка отправить в отставку кабинет Эйнара Репше. Аплодисменты Янису Юркансу от "Нового времени". Решение Конституционного суда по языковым ограничениям на радио и ТВ. Рубикс вышел из ЗаПЧЕЛ. Визит председателя фракции ЗаПЧЕЛ в Москву. Евросоюз готовится решать проблему латвийских неграждан. Очередной евроэкзамен. Балтийский избирательный округ в Калиниграде.

Вайра Вике-Фрейберга: протесты России со временем утихнут

Перед уикендом президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга собрала у себя в Рижском замке журналистов, чтобы рассказать им о тех четырех годах, которые она провела в должности главы государства. Себя ВВФ считает смелой и справедливой, а ситуацию с нацменьшинствами, по ее мнению, нагнетают российский МИД и Госдума. "Четыре года назад Сейм избрал меня президентом. Думаю, это было правильным решением!" - без ложной скромности заявила на приеме ВВФ. - Я надеюсь, что доверие мне депутаты подтвердят и во время голосования по моему второму президентскому сроку". ВВФ считает себя принципиальным политиком. Она напомнила, что уже на третий день после избрания "оказалась перед трудным выбором - отправить на доработку закон о языке и тем самым рискнуть своим постом или подписать закон в представленном виде и... поставить под удар международную репутацию Латвии" ("Вести сегодня"). "Для меня репутация Латвии, интересы страны были важнее, и я направила закон на доработку. Кстати, за него изначально проголосовали 76 депутатов - как раз столько, сколько необходимо для моего снятия с поста", - сказала ВВФ. Подводя итоги своего пребывания на посту президента, ВВФ напомнила, что 4 года назад вступление Латвии в НАТО и ЕС казалось многим утопией, а сегодня "Латвия ничем не уступает остальным кандидатам в ЕС и НАТО". ВВФ при этом убеждена, что интеграция в Евросоюз даст народу Латвии долгожданное благосостояние. Правда, президент не объяснила, на чем основана ее уверенность. От ЕС и НАТО Вике-Фрейберга плавно перешла к латвийско-российским отношениям, но долго на них не задержалась, так как похвастаться тут нечем. Президент вспомнила о недавней своей поездке в Санкт-Петербург на празднование 300-летия города, где встречалась с российскими политиками, разговаривала с премьером Михаилом Касьяновым и каталась на пароходе в президентом Владимиром Путиным. Правда, в разговоре с журналистами ВВФ не решилась все назвать свои протокольные встречи с первыми лицами российского государства "переговорами". "Во время визита в Санкт-Петербург в беседах в Касьяновым и Путиным мы еще раз убедились, что наши мнения различаются. Однако со временем протесты России утихнут: ведь Латвия будет отвечать всем требованиям, которые выдвигает современное демократическое общество. И тогда те, кому это не нравится, смогут поехать собирать шампиньоны в Ирландии или оливки - в Греции, открыть бизнес во Франции или искать счастья на российских просторах".

Попутно ВВФ указала на те российские структуры, которые нагнетают напряженность в вопросе о нацменьшинствах: "Этой силой является МИД РФ, который постоянно выступает с заявлениями по реформе образования. Нагнетает обстановку в Латвии и Госдума, депутаты которой хотят в Латвии "нулевого варианта" гражданства и двух официальных языков. Тут даже спорить не о чем. Это для нас неприемлемо, и по этим вопросам никаких дискуссий быть не может! Наш закон о гражданстве отвечает всем международным требованиям, а наша реформа образования признается и в мире". Правда, президент не упомянула, что сначала четверть населения страны сделали негражданами (вывели их за рамки правового поля), а уже потом приняли закон о гражданстве. Кстати, своей самой главной человеческой задачей Вике-Фрейберга считает напоминание каждому латвийцу, в какой замечательной стране он живет. "Для понятия "родина" в этой связи ВВФ выбрала тройное название: Dzimtene, Tevu zeme и vinu pasu izveleta mitnes zeme. Тем самым обозначенные ранее "латвийцы" были ловко поделены на три части: урожденные, потомки урожденных и просто жители. Прокомментировала Вике-Фрейберга и внутренние дела, а именно попытку Народной партии отправить в отставку правительство. Президент припомнила случай из жизни парламента в Канаде (вторая родина ВВФ), когда фракция ушла с заседания пить кофе правящей, а вернулась оппозиционной: за время их отсутствия правительство отправили в отставку. "Любая оппозиция желает стать правящей коалицией, поэтому любое правительство должно быть готово ко всему", - резюмировала президент.

Попытка отправить в отставку кабинет Эйнара Репше

Главным политическим событием недели стала попытка отправить в отставку премьер-министра Эйнара Репше и, следовательно, весь кабинет. Проект решения о выражении недоверия Репше подала Народная партия (экс-лидер - Андрис Шкеле), которая до сих пор является основным политическим противником правящей коалиции и, особенно, партии Репше "Новое время". В то же время именно НП является основным среди представленных в этом Сейме партий объектом "чисток" (по мнению многих наблюдателей, "чистки" среди чиновников проходят по спискам американцев), которые вот уже полгода проводят Репше & Co. В этом смысле обоснование позиции НП ее нынешним лидером Атисом Слактерисом выглядит весьма примечательно: "Государство устало от безответственности и разрушительных экспериментов этого правительства. Пришло время восстановить стабильность и соблюдение правовых норм". Стоит отметить, что главным словом в этом мессидже является слово "восстановить", которое многими избирателями воспринимается как "возвращение к старому порядку". Еще в начале недели фракцию "народников" готовы были поддержать - правда, по другим причинам - другие две оппозиционные фракции: Партии народного согласия Яниса Юрканса и ЗаПЧЕЛ. При этом 45 голосов оппозиции все равно не хватало для того, чтобы отправить Репше с его кабинетом в отставку.

Напомним количество мандатов у парламентских фракций, каковым оно было в начале недели:

Правящая коалиция - 55 мандатов: Новое время - 26; Союз "зеленых" и крестьян - 12; Латвийская Первая партия - 10; "Тевземей ун Бривибай" / ДННЛ - 7.

Оппозиция - 45 мандатов: Народная партия - 20; Партия народного согласия - 17; ЗаПЧЕЛ - 8.

Так что для положительного голосования оппозиции следовало заручиться поддержкой как минимум 6 депутатов из правящих партий. И Слактерис намекал прессе, что он знает нескольких депутатов, в частности, от "Нового времени", которые недовольны тем, как обстоят дела внутри партии и могут проголосовать против своего лидера. Впрочем, сразу после заявления "народников" "Новое время" и партнеры по коалиции заявили, что не "сдадут" Репше. Председатель фракции "Нового времени" Кришьянис Кариньш сообщил, что у него нет информации о том, что кто-то из правящих депутатов пойдет на поводу у оппозиции. Вице-премьер Айнар Шлесерс (ЛПП) заявил о верности блоку с "Новым временем" от имени своей партии. Ничего удивительного, ведь именно эти две партии являются "несущей конструкцией" коалиции и их судьбы в кабинете взаимозависимы. Янис Страуме (ТБ/ДННЛ) заявил, хотя и без особого энтузиазма, что "тевземцы" заинтересованы в стабильности правительства. И эта позиция понятна, ведь при любом другом раскладе правительственной коалиции порядком надоевшие всем своим националистическим радикализмом "тэбэшники" останутся за бортом.

Особенно значимым было заявление лидера "зеленых крестьян" Аугуста Бригманиса. "Никакого свободного голосования не будет", - сказал он накануне голосования. Заявление Бригманиса было важным потому, что, по общему мнению, за крестьянами стоит опальный ныне вентспилский олигарх Айвар Лембергс. Стоит напомнить, что именно после визита в Ригу мэра Вентспилса СЗК за неделю до голосования по отставке правительства провалили голосование по Закону о Бюро по борьбе и предотвращению коррупции, объединившись с оппозицией. Тогда же Лембергс в очередной раз обвинил лидера Первой партии вице-премьера Айнара Шлесерса и депутата от ЛПП Арнольда Лаксу в том, что они пытаются создать новую экономическую группировку, желающую подмять под себя всю страну. При этом Лакса высказался в том духе, что именно Лембергсу выгодна отставка правительства: "В случае отставки правительства Лембергсу при помощи Союза "зеленых" и крестьян удалось бы уклониться от "правовой ответственности" по так называемому оффшорному делу (дело о принадлежности акций AS Ventspils Nafta, за которой стоят оффшоры - А.К.). В свою очередь мэр Вентспилса в интервью журналу Kas notiek заявил, что не заинтересован в отставке правительства. По словам Лембергса, он лично, и целая группа из Вентспилса поддержали партию Эйнара Репше "Новое время": "Никто из них не хотел бы разочароваться, убедившись в том, что "Новое время" - синоним новой олигархии".

Большинство наблюдателей были уверены в том, что до выборов президента 20 июня и принятия в тот же день поправок к госбюджету на 2003 год кабинет устоит. Это, однако, не помешало им заняться вычислением возможных раскладов в случае падения кабинета. По общему мнению, "нынешняя модель кабинета министров - единственная, позволяющая оставить в оппозиции одновременно две самые крупные после "Нового времени" фракции - Народной партии и Партии народного согласия. Остальные расклады предполагают, что в одной связке оказываются либо Новое время и "народники", либо Новое время и ПНС, либо Народная партия и ПНС. При этом к каждой из связок должны присоединиться 1-2 партнера, и только тогда правительство будет иметь большинство" ("Телеграф").

Слактерис сделал ставку на связку Новое время + Народная партия + какая-либо из правых партий (ЛПП, СЗК или ТБ/ДННЛ). В этом случае, однако, история с отставкой становится похожа на обмен "шила на мыло" и она имеет смысл только в том случае, если премьером станет представитель "народников". Слактерис, впрочем, в развитие такого сценария, предположил возможность создания правительства "народниками", несколькими правыми партиями (похоже, что всеми одновременно, хотя непонятно, как поведет себя в этом случае Первая партия Шлесерса) и частью депутатов "Нового времени". В этом случае Слактерис явно намекал на существующие внутри "Нового времени" разногласия, хотя с трудом верится, что "ренегаты" из "Нового времени" пойдут на раскол партии. Имена своих союзников в "Новом времени" Слактерис назвать, разумеется, отказался.

При этом лидер "народников" отрицал возможность сотрудничества с левыми ПНС и ЗаПЧЕЛ. В то же время лидер ПНС Янис Юрканс считает, что создать новое правительство без ПНС будет сложно. Юрканс накануне голосования даже объявил, что переговоры между Народной партией и ПНС уже состоялись и он не понимает, почему от них открещивается Слактерис. Хотя понять это нетрудно. Если для Юрканса, давшего своим однопартийцам при расколе объединения "За права человека в единой Латвии" обещание ввести ПНС в правительство, любая информация и даже слухи о возможном получении ПНС портфелей в кабинете является подтверждением того, что он выполняет свои обещания, то для Слактериса сам факт переговоров с Юркансом работает на понижение рейтинга партии. Это связано с тем, что в глазах латышского электората Юрканс до сих пор считается "промосковски" настроенным политиком, несмотря на то, что его положение "посредника" во взаимоотношениях между Латвией и Россией давно дезавуировано со стороны России и никогда не было востребовано со стороны Латвии.

Проблемы у "народников" с союзниками в борьбе с премьером нарисовались еще накануне голосования. Так, на правлении ПНС было принято "решение" не торопиться с поддержкой Народной партии. Официальная причина: "народники" не предложили альтернативы нынешнему премьеру и не определились с партнерами по будущему правительству. Какой, мол, смысл валить нынешний кабинет, если в будущем не обещаны портфели? "Конечно, премьер дал народу массу невыполнимых обещаний, - сказал после заседания правления зампредседателя ПНС Янис Урбанович. - И за это мы его жестко критикуем. Но в то же время он хотя бы начал борьбу с коррупцией и "зачистку" нерадивых, недобросовестных чиновников. А что предлагают сегодня "народники"? Пока что ничего, кроме голой отставки Репше. Так какой смысл нам спешить с выражением лояльности Народной партии?" ("Вести сегодня"). Так вот удачно для себя Урбанович вывернул ситуацию наизнанку. Другое дело, что он не ответил на вопрос: не будет ли отказ от голосования за отставку кабинету Репше приравнен к выражению лояльности этому кабинету в глазах избирателей?

Однако наиболее проблемной для правительства остается фракция СЗК. Накануне голосования по отставке правительство в экстренном порядке утвердило окончательный вариант поправок к бюджету нынешнего года. И СЗК по-прежнему недоволен тем объемом помощи крестьянам, который определен кабинетом. Более 32 млн. латов, которые Минфин обещает в качестве дополнительных доходов в госбюджет в этом году, правительство разделило еще месяц назад, а на прошедшей неделе утвердило поправки к бюджету. При этом объем субсидий сельхозпроизводителям вырос до 4,3 млн. латов. Это примерно на миллион латов больше, чем было предусмотрено в первом варианте поправок. Тем не менее "зеленые крестьяне" остались недовольны и требуют выделить производителям сельхозпродукции 6,6 млн. латов, которые были обещаны ранее. В противном случае СЗК грозит заблокировать принятие поправок к бюджету, голосовать по которым парламент будет 20 июня.

Аплодисменты Юркансу от "Нового времени"

В четверг за отставку премьера Эйнара Репше и его кабинета проголосовали только депутаты от Народной партии и ЗаПЧЕЛ. И в этом была сенсация. Партия народного согласия не стала голосовать, самоустранилась, и тем самым продемонстрировала свою лояльность. Цель Юрканса ясна - он предложил себя в качестве партнера при выводе из коалиции строптивого Союза "зеленых" и крестьян, за которым, к тому же, стоит напрямую "воюющий" с правительством венстпилсский мэр Айвар Лембергс, и "Тевземей ун Бривибай" с их замшелым национализмом (за которыми, по некоторым данным, тоже стоит Лембергс).

Однако предлагая себя в качестве партнера вместо Народной партии, Юрканс должен был помнить, что у него есть недостаток, которого нет у НП - прежние связи с Москвой, которые могут быть приравнены к недостатку патриотизма. Другое дело, что не так давно эти же связи были одним из двух важнейших ресурсов Юрканса. (другим был русскоязычный избиратель). Но сегодня, когда Юрканс (и вместе с ним Урбанович) дезавуированы в качестве "посредников", этот ресурс стал для Юрканса "горячим". С одной стороны, он должен демонстрировать, что его связи с Москвой являются актуальными, а с другой - он должен демонстрировать лояльность режиму, как никак - этнократическому. Сложное положение. Во-первых, Юрканс должен демонстрировать в том, что связи с Москвой у него остались, хотя и для него самого, и для всех осведомленных латышских политиков очевидно, что сегодня эти связи даже не заморожены, а просто прекратились. Во-вторых, Юрканс вынужден демонстрировать тем же латышским политикам, что этих связей не только нет сейчас, но и прежде не было. Иначе как доказать лояльность. Для этого Юрканс накануне голосования по отставке Репше опубликовал в газете "Час" статью "Трое в лодке не считая Полосковой", в которой в резкой форме "отчитал" московских экспертов из Проектного комитета, подготовивших в свое время "Меморандум по Прибалтике". Попутно Юрканс оскорбительно высказался о заместителе главы администрации президента Владимира Путина Сергее Приходько, назвав его "невъездным" в Латвию, и потребовал от посла России в Латвии разъяснений. После такой статьи никто не сможет обвинить его в том, что он "промосковский" политик.

По поводу этой статьи экс-министра иностранных дел Юрканса не только русская, но даже и латышская пресса предпочла просто отмолчаться. Однако после нее выступление Юрканса в Сейме с фактической поддержкой кабинета Репше выглядело более убедительно. Юрканс начал с резких обвинений в адрес самой инициировавшей вотум недоверия правительству Народной партии, заявив, что именно она, находясь у власти в предыдущие годы, несет ответственность за коррумпированность государства. "Не ожидавшие такого подарка депутаты от "Нового времени" разразились аплодисментами Юркансу. "Новые времена не начнутся в Латвии до тех пор, пока в правительстве остается ТБ/ДННЛ, участвовавшеее в разворовывании государства, и Союз "зеленых" и крестьян, строящий свою политику на шантаже коалиционных партнеров", - сказал с трибуны Юрканс. Таким образом, была произнесена "присяга на лояльность" правящей партии и указано, на чье место претендует ПНС - "тэбэшники" и "зеленые крестьяне" (обвинение СЗК в том, что они нехорошо ведут себя по отношению к партнерам по правящей правой коалиции особенно трогательно прозвучало в устах лидера оппозиционной партии). Однако этого не хватило, чтобы приблизиться к портфелю в кабинете министров. Премьер только похвалил и определил ПНС как "правильную оппозицию", с которой можно работать.

Одного только, кажется, не учел лидер ПНС. Вынудив своих депутатов воздержаться, он тем самым заставил их косвенно выразить доверие всему кабинету Репше, в том числе и министру образования Карлису Шадурскису, который является главным двигателем дискриминационной и антирусской "реформы-2004". Интересно, что таких депутатов от ПНС, как Яков Плинер и Борис Цилевич избиратели воспринимают как одних из лидеров в борьбе против образовательной реформы.

Рижская дума и Гундар Боярс остаются висеть на волоске

Министерство регионального развития и местного самоуправления продолжает давление на рижского мэра Гундара Боярса (ЛСДРП) и Рижскую думу, причем на прошедшей неделе крен в атаке все больше смещался с думы в целом на мэра персонально. Министр регионального развития Ивар Гатерс ("Новое время") написал письмо рижскому мэру, в котором обосновал свои обвинения в отношении мэра и думы в связи со строительством на левом берегу Даугавы высотного офисного центра "Солнечный камень". Вообще же, по мнению наблюдателей, "Новому времени" "удалось создать базу для принятия радикальных решений" в отношении Боярса и Рижской думы ("Телеграф"). "Думу обвинили в нарушении законов, что дает повод потребовать или ее роспуска, или же отстранения от должности мэра столицы. В пассиве Рижской думы разрешение на строительство на Кипсале небоскреба "Солнечный камень" и обвинения в возможном нарушении законов при проведении конкурса на право надзора за проектированием и строительством Северного туннеля. "Новое время"" считает также, что бездействие должностных лиц Рижской думы, отвечающих за обслуживание Дома спорта "Даугава", нанесло ущерб городскому бюджету".

"Но одно дело устроить скандал и пригрозить думе роспуском и совсем другое - реализовать этот сценарий. Взять хотя бы ситуацию с отстранением от должности мэра Риги. Гатерс действительно может отстранить Боярса от занимаемой должности, сославшись на то, что мэр не выполняет законы. Однако уволенным градоначальник будет считаться только через две недели после публикации решения министра в Latvijas Vestnesis (аналогично публикации в России законов и решений в "Российской газете" - А.К.). И то только в том случае, если мэр не захочет оспорить вердикт Гатерса в суде. В противном же случае возможна патовая ситуация. Ведь если жалоба будет принята к рассмотрению, то судебное разбирательство рискует быть достаточно долгим и удовлетворения "Новому времени" явно не принесет. Непростая ситуация и с роспуском Рижской думы, хотя становится все очевиднее, что "Новое время" не решится на столь радикальные меры. Единолично принять решение о разгоне самоуправлений Гатерс не может, не вправе это сделать и кабинет министров. Процедура несколько сложнее: правительство подает в Сейм проект решения о роспуске Рижской думы, и только если за него проголосует парламентское большинство, решение будет считаться принятым. И что получается в Сейме? Входящий в коалицию Союз "зеленых" и крестьян уже заявил, что он против роспуска Рижской думы и увольнения мэра столицы, поскольку это создаст опасный прецедент и повод для судебных разбирательств. Заявление непокорных "зеленых крестьян" - очередной повод для ссоры в правительстве. К тому же у "Нового времени", Латвийской Первой партии и ТБ/ДННЛ голосов, чтобы разогнать столичное самоуправление, не хватит. Партия народного согласия и ЗаПЧЕЛ, имеющие в думе руководящие должности, будут однозначно голосовать против, а поддержит ли стремление "Нового времени" разобраться с Рижской думой оппозиционная Народная партия - это еще большой вопрос.

Впрочем, в своих интервью министр регионального развития Ивар Гатерс вссе больше переводит стрелки персонально на Боярса. "В основе конфликта - серьезные нарушения законов при реализации проекта "Солнечного камня". Да, я не оговорился - речь идет о нарушении не одного закона, а сразу четырех! Однако за все это время Рижская дума палец о палец не ударила, чтобы исправить ситуацию... Ну а самым странным образом повел себя Гундар Боярс, который по закону и отвечает за всю деятельность муниципалитета. Он даже не удосужился ответить министерству по существу вопроса, не было сделано ни одного шага по разрешению конфликта. В этот понедельник я направил мэру повторное письмо - уже с конкретным предупреждением о возможном снятии с должности, однако и это на мэра не подействовало. Я не понимаю, как можно так относиться к закону, как можно так вести диалог с правительством. Интересно, что даже строительная фирма, которая реализует проект - Merks - в лице ее директора И.Гейданса и то пытается предложить реальный выход из ситуации... Но от Рижской думы по-прежнему никакой реакции. Более того, рижское депутаты и чиновники еще пытаются обвинить во всем министерство. Мол, мы придираемся к думе, чего-то такого несусветного хотим...

Г-н Гатерс, неужели вы действительно решитесь снять Г.Боярса? И что будет после этого?

И.Гатерс - Да, снятие мэра Риги в сложившейся ситуации ОЧЕНЬ РЕАЛЬНО. Это предусмотрено и Законом о самоуправлении. Если мэр допускает нарушения закона и ничего не делает для исправления нарушений, то министр имеет право освободить мэра от занимаемой должности. Ну а дальше процедура тоже прописана: дума выбирает нового мэра - но им не может быть отстраненный мэр. Г.Боярс, конечно, будет иметь право по закону оспорить мое решение в суде.

А вы допускаете и возможность роспуска думы?

И.Гатерс - Это, конечно, крайняя мера, но и она предусмотрена законом. Поэтому исключать и такого развития событий нельзя. Если, разумеется, будет констатировано, что дума повторно нарушает законы... Особо подчеркну, что в конфликте между министерством и Рижской думой нет никакой политики. Все разговоры о желании "Нового времени" захватить власть в городе - не более чем спекуляция" ("Вести сегодня").

Что касается самого рижского мэра Гундара Боярса, то он гораздо меньше общается с прессой, но тоже не молчит. Так, в интервью той же газете "Вести сегодня" мэр Риги сказал: "Я не собираю чемоданы и не сижу в ожидании, когда за мной придут". По мнению Боярса, весь скандал вокруг "Солнечного камня" раздут искусственно и носит политический характер. "Представляете, все Министерство регионального развития и по делам самоуправлений занимается поиском юридических оснований для снятия меня с работы! Пока этих оснований не находится. Мы также убеждены, что не было никаких нарушений закона и при строительстве "Солнечного камня". Закон настолько некорректен, что его можно трактовать по-разному. В этой ситуации снимать меня с работы, а тем более распускать думу - абсурд. Даже большинство депутатов Сейма против такого развития событий. Они прекрасно понимают, что роспуск Рижской думы - это создание опасного прецедента, когда законно избранных представителей народа просто разгоняют. И следующей жертвой уже может стать любое самоуправление", - говорит Г.Боярс.

Рижский мэр почти уверен, что министр Гатерс вряд ли решится инициировать роспуск думы. "Меня он, конечно, может снять с работы. Но я все равно не сдамся. Обращусь в суд, дойду до Верховного и даже Конституционного суда. Кстати, на днях мэр Риги тоже отправил очередное письмо министру Ивару Гатерсу, в котором уже по существу изложил свое видение законов и ситуации вокруг "Солнечного камня". Так что переписка мэра с министром продолжается и последний все еще думает, стоит ли снимать Боярса с работы.

Решение Конституционного суда по языковым ограничениям на радио и ТВ

КС вынес сенсационный и долгожданный вердикт: эфирные квоты на вещание на иностранном (в том числе русском) языке (не более 25% эфирного времени в день) не соответствуют конституции и должны быть отменены. Мотивировка вызвала у русскоязычной общины Латвии едва ли не ликование: "Норма противоречит конституции ЛР, так как лишает человека свободы изъясняться на родном языке". Однако, как выяснила при общении с чиновниками разного уровня газета "Телеграф", свободно вещать на любом языке смогут только коммерческие радио- и телестанции. Для государственных каналов квоты оставлены в силе - они по-прежнему не смогут отводить передачам на иностранных языках более 20% эфирного времени. "Однако руководство Латвийского ТВ, как ни странно, об этом не знает и уже вовсю готовится к переменам в сетке вещания. Более того, даже в Министерстве юстиции уверены в том, что языковые квоты отменены и для коммерческих, и для государственных каналов. И что самое поразительное - сам председатель КС Айвар Эндзиньш только от "Телеграфа" узнал, что и на государственном ТВ существуют квоты на язык вещания". Комментарий "Телеграфа": "Парадокс: если ограничивается вещание на иностранных языках на коммерческих теле- и радиостанциях - это противоречит конституции, а если на государственных, то не противоречит. И для столь "мощного прорыва" в построении демократического общества понадобилось одиннадцать лет...". Однако латышские политики надеются ограничить иностранный (читай: русский) эфир другими способами. Например, глава Национального совета по радио и телевидению Ояр Рубенис заявил, что отмена языковых ограничений - "не трагедия". Но он предлагает и другой способ защиты латышского языка - в частности, установить процентное соотношение радиостанций, вещающих на иностранном языке, например, три из десяти (особенно в тех регионах, где проживает в основном нелатышское население).

Кроме того, КС прямо указал, что языковые ограничения не повлияли на улучшение знания латышского языка русскоязычной общины, которая попросту перестала смотреть латвийские каналы и переключилась на российские (их смотрят более 80% неграждан). "О какой же интеграции общества может идти речь, если латвийское общество живет в разных информационных пространствах?" При этом надо отметить, что языковые квоты на теле- и радиоканалах давно стали камнем преткновения между латвийскими и евросоюзными чиновниками. Отменить квоты настоятельно рекомендовали латышским политикам и российские, и евросоюзные и даже натовские наблюдатели. Иск в КС подало в свое время - еще до раскола - политическое объединение ЗаПЧЕЛ.

Правда, информационное разделение общества настолько укрепилось за прошедшие годы, что сейчас, после решения КС, появление русских программ связано уже с трудностями рыночного порядка. Так, крупнейшие латвийские телеканалы положительно оценивают решение КС, но полагают, что русского языка в эфире не станет больше, по крайней мере, в ближайшее время. "Очень трудно вернуть зрителя, который привык за время действия языковых ограничений смотреть другие каналы, в основном российские, - говорит помощник гендиректора LNT Алина Сикстуле. - Ситуация требует тщательного анализа, поэтому если и будут какие-то изменения в процентном соотношении русских и латышских программ, то только в новом телевизионном сезоне, то есть осенью". Считающийся у телезрителей более "прорусским" и часто показывающий "советскую киноклассику" рижский телеканал TV5: "На русском языке мы могли бы вещать примерно 35% от эфирного времени, и не 25%, как сейчас. Но сначала надо выяснить, желает ли наша аудитория смотреть больше программ на русском языке. Кроме того, языковые ограничения остаются прописаны в законах, и совсем не факт, что их отмена не приведет к другим ограничениям", - говорит программный директор TV5 Гунта Лидака.

В тех регионах, где проживает в основном нелатышское население, энтузиазма больше: "До сих пор нам было очень трудно удержаться в рамках 25%, поэтому удельный вес русских программ в нашем эфире, вероятно, увеличится, - говорит директор службы новостей Rezeknes TV Инара Гроце. - Но это, конечно же, будет зависеть от наших финансовых возможностей. Если денег хватит, то, думаю, примерно половину эфирного времени будем вещать на русском языке".

Впрочем, латышские СМИ отнеслись к решению КС с настороженностью. Даже признавая тот факт, что отмена квот на вещание на русском языке будет способствовать интеграции общества, они уже традиционно говорят о "пятой колонне" и "руке Москвы". "Все в большой мере зависит от того, сумеет ли и захочет ли Сейм создать в этой сфере такую правовую ситуацию, при которой вещающие на русском языке латвийские МИ не стали бы "голосом Москвы", даже если бы захотели, а способствовали бы возвращению "информационных эмигрантов" в их реальное жизненное пространство" (Diena)

Рубикс вышел из ЗаПЧЕЛ

Социалистическая партия Алфреда Рубикса последовала примеру Партии народного согласия и вышла из политического объединения "За права человека в единой Латвии", получившего в объединенном виде на осенних выборах в Сейм 25% мест в парламенте. Раскрученный бренд ЗаПЧЕЛ может прекратить свое существование, поскольку сегодня в объединении остается лишь партия "Равноправие" Татьяны Жданок. Политсовет Соцпартии обработал данные об отношении первичных партийных организаций к выходу из ЗаПЧЕЛ и пришел к выводу, что "первички" одобряют эту идею. В этом, впрочем, никто не сомневался, учитывая авторитарный стиль руководства в партии Рубикса и коммунистическую закалку последнего. Председатель "Равноправия", депутат Сейма Владимир Бузаев сказал в этой связи: "Целесообразность раскола политического объединения - второго по популярности среди граждан! - понять очень трудно". Последний рейтинг показал, что ЗаПЧЕЛ уступает по популярности только правящей партии "Новое время" Эйнара Репше. Это связано, конечно, с борьбой против "реформы-2004", в результате которой русские средние школы должны быть переведены на латышский язык обучения (+ 1,4% в последнем рейтинге у ЗаПЧЕЛ - это те латыши, которые поддерживают русскую общину в борьбе за образование на родном языке). Но не только. Одна из черт объединения ЗаПЧЕЛ, которая привлекла на его сторону на выборах не только подавляющее большинство русского, но и часть латышского электората - та последовательность, с которой "запчеловцы" отстаивали свои идеалы. Среди мотивов действий Рубикса называют два: официальный и неофициальный. Первый состоит в непримиримых идеологических разногласиях, которые, по мнению лидера социалистов, возникли между СПЛ и "Равноправием" после конференции последней, на которой "равноправцы" признали себя еврореалистами и признали необходимым поддержать - при соблюдении властями определенных условий - вступление Латвии в Евросоюз на референдуме 20 сентября 2003 г. Так что "Равноправие" выступает скорее за вступление Латвии в ЕС, а Рубикс - против. В этой связи заместитель Рубикса Сергей Христолюбов сказал на заседании политсовета СПЛ: "Не бывает право-левой партии или объединения". "Равноправие", по словам Христолюбова, является "либеральной национальной русской партией", так что СПЛ - "партия интернациональная", а "Равноправие" "оказывает поддержку только русскоязычным".

Надо признать, что лидеры "Равноправия", в основном, согласны с определениями Христолюбова. Они, действительно, давно тяготились "интернационализмом" Рубикса, поскольку последовательно строили нормальную "этническую партию" европейского типа с умеренно-либеральной программой. Кроме того, уже после выхода из ЗаПЧЕЛ Партии народного согласия Юрканса-Урбановича, оставшиеся в объединении политики и депутаты сформулировали новый лозунг дня русской общины: "Время, когда интересы русских избирателей представляли "хорошие латыши", прошло". В латвийской политике выросло новое поколение русских политиков, которые думают и действуют в контексте новой независимой Латвии и Европы. Для них нет проблемы с латышским языком, поскольку они, в основном, трехъязычны (русский, латышский и английский). Они настроены не на конфронтацию с "титульными" партиями, а на диалог или, на худой конец, на переговоры. В этом смысле уход Рубикса из ЗаПЧЕЛ был многими воспринят как уход "последнего хорошего латыша". Другое дело, что уход вместе с Рубиксом его партии нанес очевидный вред ЗаПЧЕЛ. И тут включается другой мотив, неофициальный.

Большинство наблюдателей убеждены в том, что "Рубикс действовал под давлением ПНС, заинтересованной в ослаблении "материнской организации", ставшей основным конкурентом" ("Телеграф"). Лидер ПНС Янис Юрканс практически сразу после выхода его партии из объединения обещал "закрыть" раскрученный бренд. Как известно, выход из объединения ПНС Юрканс мотивировал, во-первых, необходимостью создания левоцентристской партии социал-демократического толка, а во-вторых, возможностью вхождения в правительство в случае развала нынешней правящей коалиции. Пока лидеры ПНС не сделали ни того, ни другого. А что касается создания левоцентристской партии, то вместо того, чтобы заняться законотворчеством в соответствии с этой заявкой, лидеры ПНС продолжили действия против своих бывших партнеров из ЗаПЧЕЛ, которые уже по результатам первых опросов после раскола значительно обошли ПНС - и продолжают набирать популярность в то время как рейтинг ПНС застыл на месте. По мнению многих наблюдателей, Юрканс оказал на Рубикса давление (во-первых, при помощи элементарного компромата, а во-вторых - при помощи обещаний "золотого парашюта") с целью вынудить последнего пойти на очередной раскол ЗаПЧЕЛ.

Что касается фракции ЗаПЧЕЛ в Сейме, то поначалу ее судьба была не ясна. Дело в том, что еще накануне "исторического" заседания политсовета СПЛ двое социалистов-депутатов - Николай Кабанов и Сергей Федоров - подписали вместе с тремя депутатами-"равноправцами" документ о сохранении единой фракции. Однако на самом политсовете Федоров проголосовал "за" выход СПЛ из ЗаПЧЕЛ (Кабанов - единственный - воздержался), а впоследствии подписал документ о создании в Сейме самостоятельной фракции СПЛ, исключающий предыдущий документ. В результате до конца недели сохранялась патовая ситуация (4:4), так как обе партии могли остаться без фракций, а только с депутатскими группами. Правда, уже в начале недели Кабанов предположил ("Телеграф"), что на помощь Рубиксу может прийти Юрканс, который "подарит" Соцпартии одного своего депутата, за что получит в Сейме сателлитную фракцию и сможет оперировать уже не 17, а 21 мандатами. В этой схеме заложен и один из вариантов "золотого парашюта" для Рубикса, так как в случае вхождения ПНС в правительство "рубиксовцам" тоже может достаться маленький кусочек пирога. К концу недели интрига приобрела окончательный вид. Соцпартия при помощи депутата от Партии народного согласия Игоря Соловьева, который то ли был "продан", то ли "сдан в аренду" Рубиксу лидерами ПНС, создала свою отдельную фракцию в Сейме. При этом фракции ЗаПЧЕЛ в парламенте пока нет - есть только депутатская группа. В депутатскую группу ЗаПЧЕЛ входят сегодня три депутата-"равноправца" и бывший социалист Николай Кабанов, который заявил, что баллотировался по списку ЗаПЧЕЛ и считает выход из него предательством интересов избирателей (он уже подал Рубиксу документы с просьбой исключить его из Соцпартии). Более того, стало известно, что Рубикс (и стоящий за ним Юрканс) не намерен останавливаться на достигнутом и собирается аннулировать сам бренд ЗаПЧЕЛ. Лидер социалистов уже подал соответствующее прошение в Регистр предприятий. В свою очередь лидер "Равноправия" Татьяна Жданок сомневается, что с юридической точки зрения ЗаПЧЕЛ в нынешней ситуации можно ликвидировать ("Телеграф").По ее словам, закон, регулирующий деятельность общественных организаций, досконально не описывает, как действовать в столь сложном случае.

Визит председателя фракции ЗаПЧЕЛ в Москву

Председатель фракции ЗаПЧЕЛ в Сейме Юрий Соколовский ("Равноправие") как раз к моменту выхода из объединения Соцпартии ввернулся из Москвы, где он участвовал в ежегодном семинаре, организованном Московской школой политических исследований и фондом Сороса, на котором выступали советник президента Путина Андрей Илларионов, сам Джордж Сорос и другие. Главной темой семинара стали отношения между Восточной Европой и Прибалтикой, с одной стороны, и Россией, с другой, после расширения ЕС. Параллельно Соколовский встретился в Москве также с руководством департамента МИД РФ, отвечающим за Северную Европу, директором которого является бывший посол России в Латвии Александр Удальцов, а заместителем Михаил Демурин, который тоже работал в Латвии. На этой встрече представители российского МИДа "дали понять, что встрече Владимира Путина и Вайры Вике-Фрейберги, состоявшейся в Санкт-Петербурге во время празднования юбилея города, в Латвии было придано слишком большое значение. Более того, у МИД РФ вызвало недоумение то, как была преподнесена эта встреча в латвийской прессе - ведь краткую беседу первых лиц никак нельзя расценить как начало серьезных переговоров (а именно так была преподнесена встреча ВВП и ВВФ латышскими СМИ - А.К.). Российский МИД считает, что информация была подана односторонне, и расценил этот факт как проявление Латвией дипломатического моветона..." ("Телеграф")

Соколовский рассказал о своей встрече с председателем Комитета по делам СНГ и соотечественников Государственной думы Андреем Кокошиным и с "министром иностранных дел Москвы" Георгием Мурадовым, с которым обсудил необходимость не только продолжать адресную помощь соотечественникам в Латвии, но и лучше информировать об этом латвийскую общественность. Вообще налаживание прямых информационных каналов между Ригой и Москвой было одной из главных тем на всех встречах Соколовского с российскими политиками.

Кроме того, на переговорах в Москве Соколовский высказал мнение о том, что "России, формируя свою политику в отношении защиты русского нацменьшинства в Латвии, очень важно учитывать местные реалии, чтобы не навредить". "Забота о соотечественниках должна быть реальной, а не делаться для галочки. А то в Латвии многие люди даже и не знают о том, что Россия о них заботится", - сказал депутат Сейма. И еще одну очень важную мысль Соколовский пытался донести до российских политиков: "ЗаПЧЕЛ самостоятельно формирует свою политику, не оглядываясь на внешние связи". Это значит, что латвийские русские и представляющие их интересы русские политики во взаимоотношениях между Латвией и Россией являются самостоятельной величиной, а не играют на той или другой стороне. А латвийских русских есть свои интересы, которые они и будут реализовывать в Латвии.

Евросоюз готовится решать проблему латвийских неграждан

Евросоюз готов приравнять постоянных жителей стран ЕС (применительно к Латвии - неграждан) к гражданам третьих стран. Это значит, что неграждане, если Латвия вступит в ЕС, будут иметь почти те же права, что и граждане Латвийской республики. Так считает газета "Вести сегодня". "На совещании министров внутренних дел и юстиции стран Евросоюза в Люксембурге был одобрен проект директивы ЕС, касающейся статуса постоянных жителей стран ЕС. Речь идет о людях, которые прожили в стране ЕС более 5 лет, но не имеют гражданства государства ЕС. Эта директива относится и к негражданам Латвии. Согласно проекту директивы, неграждане после вступления Латвии в Евросоюз будут приравнены к гражданам третьих стран (например, к гражданам Канады, Австралии, Новой Зеландии) и, стало быть, смогут пользоваться почти теми же правами, что и граждане ЕС. После вступления Латвии в ЕС обладатели фиолетовых паспортов (паспорта фиолетового цвета выдаются негражданам Латвии - А.К.) смогут без визы путешествовать по странам Шенгенской зоны. Они также получат возможность трудоустройства и проживания в странах ЕС. То есть негражданин Латвии сможет претендовать на статус постоянного жителя, например, Франции, или Великобритании, или Литвы. Прожив три года в этих странах, негражданин даже сможет участвовать в выборах местного самоуправления. Правда, право на проживание и работу во всех странах ЕС неграждане не получат "на следующее утро" после присоединения Латвии к ЕС. Проект директивы предусматривает двухлетний переходный период, в течение которого члены ЕС должны будут внести соответствующие изменения в свое законодательство. Глава МВД ЛР Марис Гулбис, который присутствовал на совещании в Люксембурге, сообщил, что директива предоставляет постоянным жителям ЕС всю полноту прав в социальной сфере, здравоохранении и сфере образования.

Латвийские власти сегодня обеспокоены тем, как бы неграждане не получили больше прав при вступлении в ЕС, чем... граждане ЛР. Ведь на граждан ЛР будет распространяться 5-7-летний мораторий на свободное движение рабочей силы. Напомним, что такой мораторий ввело большинство "старых" стран ЕС, чтобы обезопасить себя от наплыва гастарбайтеров из Восточной Европы. "Вот наши власти и думают, как бы ограничить права неграждан. Поэтому из уст наших министров звучат слова о делении неграждан на какие-то категории и тому подобное. ЕС же не собирается делить неграждан и ущемлять их права. Напротив, ЕС заинтересован в том, чтобы все жители Латвии были уравнены в правах. Это ведь позволяет стабилизировать общество и не превращать четверть населения страны в изгоев", - сказал газете "Вести сегодня" депутат Сейма Борис Цилевич.

Очередной евроэкзамен В газете "Вести сегодня" депутат Сейма Николай Кабанов рассказал о последнем сообщении из Брюсселя MD 64/03, распространенном в комиссии Сейма по делам Европы, в котором Европейская комиссия отметила недостатки Латвии на ее пути в Евросоюз, а также отсутствие интереса к их исправлению. "Необходимо срочно обратить внимание", "ряд задержек", "только частичное следование договоренностям" - такими оценками наградили ЛР в ЕС. В главе 1 переговоров с ЕС - "Свободное движение товаров" - Латвии рекомендуется доработать "принцип устного оглашения". Глава 2 - "Свободное передвижение лиц" - хромает в отношении "завершения выравнивания" прав личности, причем отдельно отмечаются избирательные права (надо думать - ЕС озаботился негражданами). Глава 3 - "Свобода предоставления услуг" - указывает на неисполнение Латвией в срок (1.1.2003) своих обязательств по части открытия страхового, инвестиционного и информационного рынков. Статья 4 - "Свободное движение капитала" - сетует на недостаточное внимание к "административной способности в области отмывания денег". Глава 7 - "Сельское хозяйство" - обращает внимание на необходимость создания "инструментов управления молочными квотами", создании дополнительных постов фитосанитарного контроля на границе и системы утилизации отходов животноводства. Статья 8 - "Рыболовство" - констатирует отставание Латвии в деле регистрации рыбацких судов и исполнения требований безопасности. Наиболее сильное отставание зафиксировано Еврокомиссией в разделе 8 - "Транспортная политика". Несмотря на то, что ЛР акцентирует свою роль как транзитного государства, все еще не приведено в соответствие с нормами ЕС законодательство в области морского и воздушного транспорта. В сфере автотранспорта ЛР критикуется за затягивание введения евроналога на машины. Статья 13 - "Социальная политика и занятость" - рекомендует Латвии "обратить внимание на обеспечение полной доступности и выполнение антидискриминационных положений". Переводя с европейского - инвалиды должны иметь равные со здоровыми людьми права и возможности. "Необходимые поправки к Закону о радио и телевидении" требуются в статье 20 - "культурная и аудиовизуальная политика". Целый список требований к Латвии представлен в статье 22 - "Окружающая среда". Имеется в виду отставание в плане качества воды и воздуха, контроля за генетически модифицированными продуктами, "менеджмента мусора" и даже... ядерной безопасности!

О большинстве вышеперечисленного, однако, на парламентской комиссии не говорилось. Все внимание перетянули на себя статья 25 - "Таможенный союз" и 28 - "Финансовый контроль". Вызванный на комиссию глава Бюро европейской интеграции Эдвард Кушнерс сказал, что о Латвии в этом отношении накопилось много отрицательной информации, и даже срочное введение спота таможенного атташе ЛР в Брюсселе положения не изменит. Перед таможней стоят трудноразрешимые проблемы - ей нужно сократить штат на 400 человек, установить новейшую шведскую компьютеризированную систему учета и усилить восточные рубежи. "У нас просто не хватает денег", - констатировали приглашенные на комиссию руководители таможни.

Балтийский избирательный округ в Калининграде

О том, что скоро российские граждане в Латвии будут, возможно, голосовать вместе с калининградскими избирателями, сообщил газете "Вести сегодня" председатель Ассоциации российских граждан Латвии Борис Катков. Он только что побывал во главе делегации соотечественников в Калининграде, где их принимало региональное отделение Всероссийской партии "Единство и Отечество - Единая Россия". Итогом встречи, по словам Каткова, стало соглашение о том, что местные "единороссы" будут лоббировать в органах власти РФ интересы россиян из трех прибалтийских республик. "Наши калининградские партнеры, - сказал Борис Катков, - уже направили запрос в избирком и МИД о создании единого избирательного округа. Интерес к такому решению у нас обоюдный. Если к 700 тысячам избирателей самой западной области России добавить 200 тысяч граждан РФ, проживающих сегодня в Латвии, Литве и Эстонии, электората хватит на два округа. А следовательно, в Госдуме РФ интересы этого региона будут представлять два депутата вместо одного. "Единая Россия" как партия имеет право законодательной инициативы, поэтому есть реальная надежда, что новые округа к моменту выборов в Госдуму будут юридически сформированы. И тогда балтийские, и конкретно латвийские, граждане Российской Федерации (сегодня их голоса разнесены по разным округам) окажутся под патронажем Калининградского региона. С представителями "Единой России" мы договорились о сотрудничестве в трех аспектах - политическом, социальном и культурном. Через региональное отделение самой массовой и влиятельной партии России мы сможем продвигать вопросы социальной защиты соотечественников. "Единороссы" сейчас создают экономический совет, и представитель нашей Ассоциации войдет в него равноправным членом".