За 2009 год уполномоченному по правам человека в Алтайском крае Юрию Вислогузову по вопросам реализации права на жилище поступило 240 обращений. Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, их увеличение в 1,5 раза связано с преобразованием системы управления с предоставлением и эксплуатацией жилья, самовольным строительством, говорится в докладе омбудсмена.

Одним из базовых элементов преобразования жилищной сферы, с которым связываются большие надежды, является реорганизация системы управления. Концепция реформы строится на том, что органы местного самоуправления постепенно отходят от управления жилищным фондом, передавая свои полномочия собственникам, которые, получая возможность управлять домом непосредственно, создают некоммерческие организации (ТСЖ и специализированные потребительские кооперативы) или привлекают управляющую организацию.

Между тем детальное изучение такой системы управления в многоквартирных домах, позволяет предположить, что истинная ее цель - избавление органов местного самоуправления от лишних хлопот, связанных с обслуживанием жилищного фонда. Серьезное опасение вызывает деятельность управляющих компаний. Надлежащего контроля над ними нет, подчеркивает уполномоченный по правам человека.

Имеются нарушения при проведении открытых конкурсов, за которые в соответствии с действующим законодательством отвечают органы местного самоуправления. Есть случаи, когда после прекращения срока действия договора, уплаченные денежные средства жильцов за коммунальные услуги присваиваются.

В ближайшее время создание отдельной надзорной структуры за деятельностью хозяйствующих субъектов в области ЖКХ государство не планирует. Нормализовать положение дел здесь может тщательная процедура отбора управляющих организаций желающих заниматься обслуживанием жилищного фонда и налаженный контроль над их деятельностью со стороны органов местного самоуправления.

В ряде муниципальных образований не спешат включать опасные для проживания жилые дома в местные программы по переселению, что в свою очередь, делает невозможным включение их в региональную адресную программу, на основании которой выделяются средства для капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Особую озабоченность вызывают бесхозяйные жилые дома, которые, по имеющимся сведениям, имеются практически в каждом населенном пункте и должны приниматься на баланс муниципалитета. Несколько лет администрация г. Белокуриха возражала против принятия бесхозяйного дома в муниципальную собственность.

По этому поводу главе города было направлено несколько заключений, однако, администрация города не захотела утруждать себя заботой о людях, проживающих в брошенном доме. По просьбе уполномоченного и жильцов дома, обстоятельства дела были рассмотрены прокурором города, который обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления. Спор решен в пользу жильцов. Администрация города вынуждена была принять здание на свой баланс, но было потеряно драгоценное время.

Конкурсным управляющим на продажу с аукциона были выставлены дома, в которых проживало несколько семей одного из сел Усть-Калманского района. Такие действия краевой прокуратурой и арбитражным судом признаны незаконными, торги до устранения нарушения действующего законодательства были приостановлены. В настоящее время ситуация продолжает оставаться на контроле.