16 июня 2003 года стартовали первые в истории Армении и вторые - Южного Кавказа учения НАТО в регионе. Маневры под девизом Cooperative Best Effort-2003 ("Лучшее совместное усилие - 2003") проводятся в Армении в рамках натовской программы "Партнерство во имя мира". Примерно 400 военнослужащих из 19 стран мира будут в течении 11 дней дислоцированы на территории ереванского военного института имени Вазгена Саркисяна. В мероприятии задействованы представители стран-членов НАТО (Венгрии, Великобритании, Греции, Италии, Канады, Польши, США, Турции) и стран-партнеров (Армении, Австрии, Болгарии, Грузии, Литвы, Македонии, Молдовы, России, Румынии, Словакии и Узбекистана).

Вспоминая прошедшие в прошлом году на полигоне Баграмян совместные армяно-российские тактические учения, можно констатировать, что нынешние - натовские, носят, вследствие отсутствия в маневрах тяжелой артиллерии, танков и авиации, довольно-таки мирный характер. Цель учений - повышение навыков взаимодействия легкой пехоты стран-членов и государств-партнеров НАТО в ходе осуществления многонациональных миротворческих операций. Сценарий мероприятия предполагает создание единого батальона, в который войдут по 15-20 солдат от каждой страны. Военнослужащие будут иметь возможность ознакомиться с современными моделями легкого стрелкового вооружения каждой из стран-участниц и испытать его на деле. Предусматриваются также учебное разминирование местности и обеспечение безопасности заданного объекта.

Но не размах учений и даже не беспрецедентный факт участия россиян в программе НАТО интригует сегодня армянскую общественность и политические круги. Cooperative Best Effort - 2003 стал для республики воистину историческим фактом, во многом благодаря участию в мероприятии турецкого контингента в составе трех человек. Впервые в истории армянской государственности, несмотря на негативные настроения в обществе, развился на армянской земле турецкий флаг, а под звуки турецкого гимна козырнул армянский солдат и генерал. Правда, отдадим должное и турецким служивым, почтившим честью атрибуты армянской государственности.

В свете этого уникального события, вне повестки оказался другой острый вопрос - не идет ли реализация программы НАТО в Армении в разрез армяно-российскому стратегическому партнерству? Ведь еще в прошлом году российская сторона отказалась от участия в учениях по одноименной программе НАТО на базе Вазиани в Грузии. Как разъяснил ИА REGNUM начальник штаба группы боевого управления руководства ВС РФ на территории Армении полковник Станислав Шевченко, участие в учениях российского контингента, состоящего из мотострелкового отделения (десять человек), объясняется на редкость тривиально - высшему военному руководству России оказался по душе сценарий учений. "Аналогичные учения НАТО на базе Вазиани в Грузии в 2002 году предусматривали высадку десанта в районе порта Поти - такая тема нам никак не подошла и тогда мы отказались от участия в учениях", - отметил Шевченко.

В свою очередь, начальник управления по внешним отношениям Министерства обороны РА генерал-майор Микаэл Мелконян отметил, что решение российской стороны принять участие в учениях во многом обусловлено тем, что они проходят в Армении. Он в корне исключил возможность негативной реакции российской стороны на факт проведения учений НАТО на земле ее стратегического партера - Армении. "Москва будет только приветствовать все виды мероприятий, нацеленных на повышение уровня боевой подготовки армянских вооруженных сил" - резюмировал генерал.

Выступая на торжественном открытии Cooperative Best Effort - 2003, министр обороны РА, секретарь Совета Безопасности при президенте страны Серж Саркисян заявил, что участие Армении в программах НАТО - важнейший компонент обеспечения безопасности республики. По его словам, было бы весьма полезно добиться такого же взаимодействия и понимания между странами - участниками учений на политическом уровне, какого взаимодействия добьются военные в ходе учебных маневров. "Это большая ответственность для Армении принимать у себя учения в рамках программ НАТО, и я уверен, что мы с честью справимся с этой ответственностью", - заявил Серж Саркисян. Немногим ранее, министр обороны, касаясь участия в учениях турецких солдат, отмечал, что не приглашать одну из стран НАТО - Турцию было бы неверно.

Как ранее в беседе с ИА REGNUM отметил начальник Главного штаба Вооруженных сил РА, генерал-полковник Микаэл Арутюнян, проведение многонациональных учений НАТО в Армении никоим образом не ущемляет интересов России в регионе и не идет вразрез армяно-российскому стратегическому партнерству. "В принципе, Россию можно считать 20-м членом НАТО, о каком разрезе может идти речь. РФ принимает активное участие в этой программе альянса и также представлена на учениях. Ожидать от России подобного поведения при ущемлении ее стратегических интересов было бы нелепо", - отметил армянский генерал.

На достаточно медленный темп развития сотрудничества Армения-НАТО посетовал вице - спикер Национального собрания Армении, член Бюро АРФ "Дашнакцутюн" Ваан Ованнисян. По его словам, на то есть ряд объективных причин, и основным из которых является членство Турции в альянсе. "Армении трудно сотрудничать с НАТО, членом которой является Турция, по сути, ведущая с официальным Ереваном необъявленную войну", - отметил парламентарий, добавив, что хуже всего то, что остальные страны-члены НАТО не пытаются воздействовать на Турцию.

Лидер Национально-демократического союза, экс-премьер министр Армении Вазген Манукян и вовсе не усмотрел смысла говорить о том, нравится ли общественности факт проведения учений НАТО в Армении или нет. Он напомнил, что учения проводятся в рамках соответствующих документов, подписанных Арменией и "этим все предопределено", - подчеркнул парламентарий. Манукян также заметил, что программу НАТО "Партнерство во имя мира", участником которой является Армения, на сегодня можно расценивать как важный элемент обеспечения безопасности республики. "Конечно, присутствие турецких военнослужащих в Армении создает в эмоциональном плане некоторый дискомфорт, ведь открыт вопрос Геноцида и блокированной границы. Так или иначе, подписанные документы другой альтернативы нам не оставляют", - заметил Манукян. Как отметил в беседе с ИА REGNUM лидер партии Рамкавар-Азатакан Армении (ПРАА) Рубен Мирзаханян, учения НАТО в Армении и участие в них турецкой стороны необходимо рассматривать в контексте сегодняшних политических реалий. "Это конечно не совсем нормально, что Турция, нарушающая общепринятые принципы международных отношений и блокирующая границу с Арменией, представлена на этих учениях. Негативное отношение к факту присутствия в Армении турецких военнослужащих безусловно формируется и на основе факторов исторического плана, в частности, Геноцида армян в Османской империи 1915 года, так и не нашедшего широкого признания и осуждения", - подчеркнул лидер ПРАА.

Обеспокоенность по поводу участия турецкого контингента в учениях НАТО в Армении выразил лидер Демократической партии, депутат НС РА Арам Саркисян. Армения является членом Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ) и, в связи с этим, имеет определенные обязательства. В этом аспекте, по мнению Саркисяна, проведение в республике этих учений не совсем понятно и просчитано. "Когда я узнал про учения у меня сразу встал вопрос - как мы с моральной точки зрения будем воспринимать тот факт, что турецкий вооруженный солдат ступит на армянскую землю?" - вдался в риторику парламентарий. Фактически это односторонняя уступка со стороны Армении, констатировал он.

Председатель парламентской комиссии по вопросам обороны, национальной безопасности и внутренним делам Мгер Шахгелдян отвечая на вопрос ИА REGNUM о неоднозначности общественного мнения по поводу участия турецкой стороны в учениях НАТО в Армении отметил, что турецкий контингент не так уж и многочислен (всего трое) и его нахождение в республике обусловлено участием Армении в программе НАТО "Партнерство во имя мира", регламент которой устанавливает для сторон соответствующие требования. Он также откинул опасения некоторых аналитиков о том, что участие Армении в программах НАТО, а тем более проведение учений альянса на территории республики, идет в разрез отношений Армения-Россия.

Так или иначе, позиция официального Еревана, не раз озвученная практически на всех уровнях остается прежней. Приведем ее еще раз из уст того же начальника главного штаба вооруженных сил РА, генерал-полковника Микаэл Арутюнян. "Армения не ставит вопроса вступления в НАТО и обеспечивает свою безопасность в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ) и двусторонних соглашений с государствами-членами НАТО". Что же касается трех турецких военнослужащих, находящихся в эти дни в Армении, то не будем забывать, что в следующем году очередной сбор стран-участниц программы НАТО "Партнерство во имя мира" состоится в Азербайджане. Говорить о возможности участия армянской стороны в них конечно преждевременно, однако чего не сделаешь во имя мира, во всяком случае Армения, Россия и Турция и 16 стран будут партнерствовать в Закавказье еще 10 дней.