Обзор СМИ Алтайского края с 24 по 27 февраля 2010 года

Южная Корея официально попросила Москву обеспечить защиту корейцев в России. Урок нетолерантности. Битва прорабов модернизации. Слишком особые зоны. Выпавшие органы.

"Южная Корея официально попросила Москву обеспечить защиту корейцев в России", - пишет Олег Кирьянов в номере от 24 февраля "Российской газеты". - Южная Корея попросила российские власти обратить особое внимание на защиту ее граждан, находящихся в РФ, от преступлений на национальной почве. Поводом для этого заявления стал недавний трагический инцидент в Барнауле, где трое молодых людей напали на двух южнокорейских студентов - юношу и девушку, которые вышли из ресторана. От полученных побоев кореец три дня спустя скончался в местной больнице. Подозреваемые задержаны, ведется следствие по делу.

Как сообщил сотрудник южнокорейского внешнеполитического ведомства, "правительство Кореи выразило правительству РФ свою серьезную озабоченность в связи с инцидентом и возможным отрицательным влиянием всей ситуации на двусторонние отношения". Официальная нота была передана Сеулом Москве через южнокорейское посольство в России, резюмирует издание.

В продолжении темы журналист этого же издания Сергей Зюзин подготовил материал "Урок нетолерантности": "В Барнауле простились с корейским студентом, ставшим жертвой разбойного нападения. На траурной церемонии присутствовали родители погибшего Кьенг Бьенг Гила, консул генерального консульства Республики Корея Син Кю Хо, студенты и преподаватели Алтайской государственной педагогической академии, представители католической церкви. Вчера корейская делегация отбыла на родину".

Автор пишет: "Трагедия с Кьенг Бьенг Гилом - самая обсуждаемая в Барнауле тема последней недели. Напомним, что вечером 15 февраля иностранные студент и студентка были жестоко избиты и искалечены тремя неизвестными. Причем произошло это не в темном переулке глухой окраины, а на улице с достаточно оживленным движением. Девушке пробили голову, а молодого человека не только жестоко избили, но и нанесли множество ножевых ран. Утром 18 февраля Кьенг Бьенг Гил скончался".

По данным издания, в краевой центр южнокорейские студенты прибыли в конце января 2010 года, согласно двустороннему договору о сотрудничестве, подписанному осенью прошлого года между Алтайской государственной педагогической академией и Национальным университетом образования города Кванчжу. Всего по этой программе, рассчитанной до 23 февраля, приехали два десятка молодых людей.

Убийство иностранного студента вызвало много вопросов у местной общественности. Как подобное могло произойти в самом центре города, в 400 метрах от здания краевой администрации? Почему милиция не занимается реальной профилактической работой (место, где произошло преступление, у горожан давно пользуется недоброй славой)? Почему за всю неделю после преступления никто из чиновников не выступил с официальным заявлением по поводу случившегося? - задает открытые вопросы журналист "Российской газеты".

"Расследованием преступления занималась милиция, однако затем дело передали в СУ СКП по Алтайскому краю. 18 февраля трое подозреваемых были задержаны. Один из них несовершеннолетний, двое других - студенты местных вузов. До конца февраля сотрудники СУ СКП по Алтайскому краю должны предъявить им обвинение. Следственной группой рассматривается несколько версий убийства, в том числе - на национальной почве", - завершает на этой ноте свой материал Сергей Зюзин.

"Битва прорабов модернизации", - так называется материал главного редактора газеты "Свободный курс" Владимира Овчинникова. Опубликованный в номере еженедельника от 24 февраля: "У Кремлевской стены башен много, по крайней мере точно больше двух. Конечно, не в историко-архитектурном смысле. Не успел высохнуть тонер на докладе медведевского Инсора "Россия XXI века: образ желаемого завтра" (доклад Юргенса-Гонтмахера), как искрометный сочинитель свежего бестселлера "Околоноля" Владислав Сурков, первый замруководителя администрации президента, зампредседателя комиссии по модернизации, провозгласил: "Чудо возможно!".

Автор пишет: "К столь широким обобщениям он прибег, рассказывая о проекте создания копии американской Кремниевой долины. И хотя Владислав Юрьевич говорит вроде бы о сугубой конкретике - об умирающих академгородках, о госзаказе, о налоговых ставках для инновационных компаний, - его, совсем по Фрейду, выносит на обобщения. В стране не ведутся научно-исследовательские работы. Почему? Да спроса на них нет! - следует ответ В. Суркова. Дальше он не углубляется, не ищет ответа, почему (и кем) у нас такая экономика сформирована".

"Если доклад Инсора - это небесспорный образ желаемого будущего России, над которым надо всем много трудиться, то статья "Чудо возможно" - это слепок верований чиновных людей, руководящих нами вот уже 10 лет. Они знают, кто это чудо сотворит. И, главное, знают, кто отчеты примет", - размышляет автор.

Генеральный директор консалтинговой компании Macon Realty Group Илья Володько, анализируя опыт Алтайского края и других регионов, сомневается в правильности стратегии развития особых экономических зон. Его мнение представлено в материале, опубликованном 24 февраля в газете "Ведомости".

Автор пишет: "Недолгая история существования российских игорных и особых экономических зон туристско-рекреационного типа стала квинтэссенцией неспособности государства заниматься управлением развития крупных территорий. В идее создания особых экономических зон (ОЭЗ) ничего революционного нет. Многие страны давно и некоторые - весьма успешно реализуют подобные проекты для стимулирования деловой активности в отдельных отраслях экономики. Логично стремление российского правительства создать условия, чтобы честно заработанные в стране деньги не доставались иностранным отельерам, а тратились в России. Также логично, что инициатором создания курортных ОЭЗ выступил Краснодарский край".

"В 2005 г. я в составе делегации края презентовал в Москве первый законопроект о туристских зонах. Его обсуждение проходило в Центре стратегических разработок под председательством тогдашнего руководителя центра Эльвиры Набиуллиной. Сомнений в необходимости реализации проекта почти не было, и вскоре решение было принято. Сложности начались позже", - считает Илья Володько.

Также он подчеркивает: "Первая ошибка, допущенная при создании ОЭЗ, была сделана в самом начале, при определении емкости спроса. Кто и как определил (и занимались ли этим вообще), сколько ОЭЗ туристско-рекреационного типа должно быть, каков их оптимальный объем с точки зрения рынка?"

По мнению автора: "Ответа на вопрос о количестве ОЭЗ может не быть в документах с гербовой печатью, но в бизнес-плане инвестора этому посвящен один из важнейших разделов. Когда бизнесмен тщательно складывает количество людей, которые ездили и будут ездить отдыхать за границу, и тех, кому удобно и комфортно на российских курортах, и число мест, запланированных в рамках ОЭЗ, он понимает, что рынка на всех не хватит. Рассчитывать на быструю компенсацию за счет иностранных туристов, которые сразу оценят всю прелесть природы и сервиса российских курортов, может только законченный оптимист. Серьезного инвестора сомнения начинают одолевать уже при первом взгляде на проект ОЭЗ. Если в рамках государственной программы развития отрасли эти естественные для бизнеса вопросы не учтены, то говорить о серьезных инвестициях нет никакого смысла".

"Вторая - и одна из самых грубейших - ошибка была допущена при локализации будущих зон. Механизм довольно прост: региональные власти, желающие иметь у себя современный курорт, формируют соответствующую заявку и участвуют в конкурсе. По итогам конкурса правительство РФ определяет победителей и перечень ОЭЗ", отмечает автор материала.

Также он считает: "Характерно, что почти в каждом российском регионе считают, что туризм может стать локомотивом их экономического роста вне зависимости от естественных предпосылок. Туризм хотят развивать все, и в этом, наверное, нет ничего плохого. А власти, получается, из лучших побуждений исходят из понятного принципа: курортная зона - прекрасный способ "двигать недвижимое", т.е. дать дополнительный импульс к развитию отсталых и депрессивных районов".

Автор продолжает далее: "Итак, для размещения современных курортов были выбраны самые отсталые районы с минимальной численностью населения. Например, Алтайский район, где проживает менее 27000 человек, должен стать местом создания ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" в Алтайском крае. Основная отрасль экономики этого района - сельское хозяйство: производство зерна, мясомолочное животноводство, коневодство, мараловодство, пчеловодство, садоводство. Кто и почему решил, что люди, которые хорошо ухаживают за скотиной, будут качественно обслуживать туристов? Много ли местных жителей вовлекут в курортную индустрию? Очевидно, что немного. А значит, у инвесторов возникнут дополнительные обременения, связанные с привлечением, обеспечением жильем привезенного из других регионов персонала".

"Только ради того, чтобы дать жителям отсталых районов новые дороги, инфраструктуру и коммуникации, инвесторы не начнут вкладывать деньги, как бы того ни хотели чиновники. Частные инвестиции принесли бы гораздо большую социальную отдачу, если бы они осуществлялись на территориях, где бизнес более стабилен и понятен. Ускоренное развитие принесло бы больше денег в бюджет, а поддержка депрессивных территорий могла бы осуществляться простым перераспределением средств", - замечает Илья Володько.

Третья ошибка, по его мнению, совершена уже на этапе утверждения списка ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Основан этот выбор был на лоббистских возможностях губернаторов или на каких-то иных причинах, не известно. Но он не учитывает рыночные факторы и не содержит никакой стратегии. В Алтайском крае создана "Бирюзовая Катунь", рядом в Республике Алтай - "Алтайская долина". Тут же уже давно сформирован один из самых популярных в Сибири курортов - Белокуриха. То есть две соседствующие рядом ОЭЗ вынуждены будут конкурировать друг с другом и с уже существующим курортом. Гораздо проще было создать одну ОЭЗ на территории уже существующего несколько десятилетий курорта. Сейчас же при наличии в перспективе трех курортов выбор любого из них для ведения бизнеса сопряжен с многочисленными рыночными рисками, резюмирует издание.

"Вы понимаете, что президент Дмитрий Медведев задумал сделать с нашей милицией? Я - не очень. К примеру, объявленное сокращение органов на сколько-то там процентов началось с увольнения 17 генералов. Допустим, этот шаг я, как обыватель, привыкший уже к витиеватой логике верховной власти, еще просекаю. Уволь президент одного-двух-трех - начнут же сразу копаться в их биографиях, поступках и порочащих связях, искать настоящие причины. А когда сразу 17 в аут - это уже реформа", - пишет заместитель главного редактора газеты "Свободный курс" Иван Власов 25 февраля в материале "Выпавшие органы".

Автор продолжает далее: "Но вот президентский законопроект об уголовном наказании за неисполнение сотрудником милиции приказов вышестоящего руководства - это зачем? Версии возникают одна другой упадочней. К примеру, недавно в Иркутске участникам протеста против слива в Байкал отходов Дерипаски местная милиция ненавязчиво продемонстрировала бронетранспортер и пятнистый автомобиль "Тигр" с пулеметом. Участники митинга эту милицейскую мощь сфотографировали и фото в Интернете разместили. Правда, руководство МВД из столицы факт присутствия мощи стало опровергать - не было ее, сказали, потому что быть не могло, потому что нашей милиции против мирных демонстрантов оружие применять запрещено законом. Вот я и думаю: может, тут имело место невыполнение приказа? Может, вышестоящие генералы из Москвы приказали нижестоящим ни в коем случае "Тигром", БТРом и пулеметом народу не пенять, а те взяли и ослушались? Тогда да, тогда президентский законопроект нужен как воздух".

"Это, конечно, фантазия, а реальность, видимо, в том, что за десятилетие становления путинской "вертикали" в нее так и не смогли встроить внутренние органы. Выпали они почему-то. И теперь мы наблюдаем попытки их вправить. Все теми же "вертикальными" методами: переводом на сугубо федеральное финансирование и угрозой наказаниями - не только за невыполнение приказов, но и (то еще новшество) за "публичное высказывание суждений и оценок в отношении деятельности органов внутренних дел либо служебной деятельности руководящих органов внутренних дел", - подчеркивает Иван Власов.