Латвийская газета Latvijas avīze публикует интервью с руководителем парламентской фракции "Нового времени" (НВ) Дзинтарсом Закисом. Приводим его текст полностью:

В последнее время широкий резонанс имели сообщения господина Репше, связанные в свою очередь с исключением господина Титавса из НВ. Однако более подробных пояснений происходящего так и не последовало.

Эта ситуация назревала очень давно и за три недели до конгресса приняла более четкие очертания. Были попытки найти компромисс, примирение. К сожалению, ситуация обострилась очень быстро и выход из нее был таким, какой он есть. Понимаете, главным капиталом любого предприятия являются финансы, имущество и т.д. Если кто-то из работников пытается что-то стащить, то сначала его выгоняют и только после этого оценивают, насколько серьезный урон он нанес. Если кто-то пытается возвыситься за счет партии, и, принижая ее, добиться каких-то благ для себя, этого нельзя допускать.

Незадолго до этих событий г-н Титавс дал интервью Latvijas avīze. То есть в этом интервью он сказал что-то неприемлемое для партии? Или попытался встать выше, чем ему было можно?

Я не хочу преувеличивать значение конкретного интервью. Титавс спекулировал тем, что у него якобы есть большое, но на самом деле надуманное, влияние в партии.

Это больше относилось к публичным высказываниям или частным делам?

Речь больше идет о частных контактах, хотя если суммировать многие частные высказывания, рождается публичный образ. Не зря же СМИ окрестили Титавса "серым кардиналом", хотя он эту роль в партии никогда не играл. Откуда у СМИ появилась такая версия? Очевидно, в ее основе были действия самого Титавса. Собралось достаточно много дел, которые могли повредить как "Новому времени", и даже больше - будущему объединению "Единство".

Репше заявил, что его с Титавсом объединяет единство взглядов. Действительно ли кого-то так волнует тот факт, что про Титавса стали думать как про "серого кардинала"?

Это вопрос моральной этики. НВ всегда провозглашала профессионализм, демократию и прозрачность принятия решений, и трудно жить, если внутри партии происходят совершенно противоположные вещи. Думаю, что Эйнар воспринял это слишком эмоционально. Мы его очень ценим! Он основатель партии, можно сказать, отец "Нового времени", он делал и продолжает делать очень много государственно важных дел. Очень хотелось бы, чтобы вырвавшиеся на поверхность эмоции несколько поутихли, и мы успокоились. Не хотелось бы еще большего обострения этого вопроса и того, чтобы мы пришли к еще более серьезным проблемам.

Недавно в новостных агентствах появилась новость, что "Единство" уже выбрало "локомотивы" на выборы. Это Аболтиня, Лоскутов, Кристовскис, Домбровскис и Элерте. Репше там нет!

Но решение о лидерах списков еще не принято.

Кто же тогда предложил вышеназванных?

"Единство" еще даже не основано. Еще не прошел конгресс "Общества за другую политику", ни конгресс, на котором будет образовано объединение. Возможно, в ходе переговоров упоминались какие-то фамилии, но пока что это спекуляции. Конечно, названные кандидаты - потенциальные лидеры, но возможны и изменения. Согласен, что Репше следовало бы находиться на довольно высоком месте в избирательном списке, так как он один из лидеров.

Все выглядит довольно логично - Аболтиня и Кристовскис - руководители партий, которым положено преимущество. Штокенбергс свое место отдал Лоскутову, Домбровскис - глава правительства... Остается госпожа Элерте. У других кандидатов за спинами стоят партии, а Элерте лидер чего?

Согласен, что в Латвии принцип политического представительства основан на партиях и этого следует придерживаться. На мой взгляд, когда ты берешь на себя политическую ответственность и баллотируешься в Сейм, должна присутствовать и партийная принадлежность.

Что составляет идеологическую общность "Единства", если в нем помимо партий предусмотрена еще и какая-то беспартийная "группа "Д"?

Именно об этом я и говорил на конгрессе "Нового времени". С идеологической базой "Единства" надо разобраться еще до 6 марта, до конгресса по её основанию. Я сам представляю экономический блок. Всегда считал, что надо думать, что нас ждет завтра, а не смотреть через плечо, что же было вчера. В следующие четыре года нам следует все свои силы направить на то, чтобы вывести страну из нынешней сложной экономической ситуации. В этом же контексте следует искать и ответ на вопрос: с кем сотрудничать? Мы себя определили как политическую силу, открытую для сотрудничества. Но, например, если к нам придут люди с радикально противоположными взглядами на вопросы экономического развития, вряд ли мы с ними сможем сотрудничать. Поэтому я очень осторожно отношусь к сотрудничеству с социал-демократами. По поводу "Visu Latvijai!" я не настолько критично настроен, но надо понимать, что наше объединение в будущие годы планирует тесно сотрудничать с Европой, а от Райвиса Дзинтарса мы неоднократно слышали, что Европа это не то, что нужно для Латвии. Если мы договоримся о сотрудничестве, то всем надо будет работать по единой программе. Нам заранее надо знать, на какие вопросы мы будем обращать особое внимание и, на мой взгляд, это должны быть именно вопросы экономики.

Экономика сама по себе, без идеологии жить не может. В чем же тогда будет едино объединение, в повышении налогов? Если начинаются разговоры об экономике, как о самом важном, то это порождает определенное недоверие - не будут ли другие принципу замолчаны. Например, как будут строиться отношения с Россией?

Я не являюсь экспертом во внешней политике и не могу точно сказать, что там должно происходить. Но совершенно определенно следует добиться того, чтобы наши шпроты продавались в России.

Но какой ценой?

На мой взгляд, эта цена не политическая. Необходимо наладить нормальные экономические отношения, чтобы российские товары появились на латвийском рынке, а латвийские - на российском. Я надеюсь, что этот вопрос можно будет решить без излишней политизации.

Приведите пример, когда Латвия что-то политизировала.

Я не говорю, что Латвия это делала. Но то, что Россия политизирует, еще не значит, что и нам надо отвечать: "идите к черту, мы с вами больше не разговариваем". Нам в любом случае надо говорить и искать пути сотрудничества. Думаю, что у нас есть аргументы, которые мы можем представить. Латвия уже довольно длительное время является страной-членом ЕС, и то, что Россия только продолжает портить отношения, вряд ли позволит им завоевать славу стабильного, прогнозируемого партнера в ЕС. На мой взгляд, именно по этой причине России сейчас выгоднее улучшить отношения с Латвией. Возможно, я и ошибаюсь.

Вы ошибаетесь в том смысле, что России лучше сотрудничать с премьером Урбановичем, может быть, с премьером Шкеле, но не с премьером Домбровскисом.

Мне все же кажется, что со Шкеле у России ничего не получится и вряд ли его кандидатура с той стороны так уж и ожидается... можно конечно мечтать, что премьером станет Урбанович, но жизнь такова, какова она есть. У меня есть все основания полагать, что следующим премьером опять будет Валдис Домбровскис и правительство будут создавать те же силы, что и сейчас, с небольшими изменениями. Хотя вряд ли Россия настолько недальновидна, чтобы ставить все на "Центр согласия".

Член вашей партии Эдгар Яунупс уже высказался за сотрудничество с "Центром согласия". Кто сказал, что вы сами не поддержите выдвижение Урбановича на пост премьера?

У нас демократическая партия. Мнение Яунупса не определяющее... "Центр согласия" лидер по популярности среди партий, но я не думаю, что в следующем Сейме у них будет определяющее большинство. Электорат будет "гулять" между, например, Народной партией и Союзом зеленых и крестьян. Если НП не пройдет в Сейм, то определенно более широко в нем будет представлен СЗК, но маловероятно, что избиратели этих партий перейдут к ЦС. Исследования показывают, что латвийских избирателей условно можно разделить на три части. Те, кто поддерживает русские партии. Вторая - те, кто поддерживает, скажем так, хозяйственников и партии хозяйственного направления, у которых есть тесные контакты с лицами, которых называют олигархами. И третья группа избирателей, которые выбирают между НВ, ГС и ТБ/ДННЛ. Основывая объединение "Единство", мы на самом деле хотим облегчить жизнь нашим избирателем, чтобы им не надо было ломать голову, за кого голосовать. Конечно, прийти к единому мнению не просто, но я считаю, что у коллективного принятия решений больше преимуществ, нежели у индивидуального подхода. Сто умов в Сейме могут принять более правильное решение, нежели один ум при режиме диктатуры. То же самое в партии.

То есть вы согласны с теми, кто предлагает выбросить портрет Карлиса Ульманиса из Рижского замка?

Нет, историю, какой бы она ни была, надо уважать. Это относится и к бывшим руководителям Латвии. Что даст вынос портрета из замка? Ничего! Я никогда в жизни не осуждал Ульманиса. Наоборот, моя бабушка очень много рассказывала о тех временах и у меня осталось от этих рассказов очень позитивное впечатление. Надо учиться на ошибках, допущенных диктатурой, а не демонстративно выбрасывать их в мусорное ведро.

Солвита Аболтиня высказалась намного резче, что ни один вождь ничего хорошего своему народу не принес.

На самом деле людям надо позволить жить своей жизнью и наслаждаться эмоциями, особо не задумываясь над тем, что там "наверху" делают правители. Но могут ли правители сделать что-то плохое? По счастью, после возобновления независимости, ни у одного правителя в Латвии не было возможности работать долго, но даже при этом они многие вещи сделали не так хорошо, как следовало бы. Если речь идет о довоенной Латвии, то вопрос стоит в том, а был ли вообще тогда иной путь, крове вождизма. Сложно сказать, чтобы было если бы, но в то время схоже действовали многие другие европейские государства. Это была характерная модель управления государством для того времени.

На конгрессе НВ вы были единственным, кто призывал не "сжигать мосты" и относиться в меру дружески к другим парламентским партиям. Получило ли ваше предложение поддержку?

Мне, как руководителю фракции НВ, приходилось разрешать разные проблемы - как в отношениях с партнерами по коалиции, так и с оппозицией. Поэтому я очень огорчаюсь, когда кто-то из моих коллег ради сиюминутной популярности пытается обидеть депутатов других партий. Мир созидает, война разрушает! Если вы заметили, депутаты НВ больше не "выдают" таких заявлений, как раньше. Определенный путь следует пройти и нашим партнерам по "Единству". Им иногда так и хочется взобраться на чьи-то плечи, "порисоваться", хоть никаких плюсов им это и не приносит. Работая в правительстве, намного больше можно достигнуть спокойствием и дипломатией. Это же относится и к оппозиции. В этом плане "Латвийский путь" доказал, что они могут прислушаться и понять актуальные для Латвии проблемы. Это можно было увидеть, например, и в голосовании и предоставлении Сеймом полномочий правительству в переговорах с международными кредиторами. "Центр согласия" в этом голосовании сказал - мы не будем мешать вам работать.

Вы упомянули, что в будущем Сейме самыми важными должны стать экономические вопросы, поэтому будет сложно сотрудничать с социал-демократами. Но и у партии Штокенберга экономические взгляды заметно отличаются от проводимой правительством политики. Например, они выступали за девальвацию лата. Вы сумеете договориться?

Партия Штокенберга не входила в правительство, не брала на себя ответственности ни за одну отрасль. Как только это произойдет, я уверен, их риторика станет намного более умеренной. Это установят и основные линии программы "Единства". Если принадлежащие к "Единству" отдельные индивиды в долгосрочной перспективе продолжат в каком-либо виде дезорганизовывать работу объединения, надо будет искать решения.

Случится то же, что и с Титавсом?

Именно! Политическая партия - это коллектив! Внутри можно обсуждать любые вещи, но наружные коммуникации должны быть согласованными. Это относится ко всем партиям, входящим в объединение - НВ, ГС, ОЗП и другим.